Разработка Индивидуальной образовательной программы педагога как условие личностного и профессинального роста.

Слесаренко Тамара Геннадьевна, МАОУ СШ №143, учитель

Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

В концепции российского образования на период до 2020 года и в инициативе президента Д.В. Медведева «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений обозначено развитие учительского потенциала, как условия повышения качества общего образования. Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Заказ на индивидуализацию образовательной позиции должен исходить не столько от государства, сколько от самого человека, его индивидуальных потребностей и представлений о самореализации. Решение индивидуализации обучения мы видим в реализации индивидуальных образовательных программ всех участников образовательного процесса, поскольку педагог, не умеющий проектировать свою деятельность, не сможет научить этому ученика

Разработанная нами индивидуальная образовательная программа займет свое место не только в новых формах аттестации педагого в, но и поможет рефлексивно подойти к проблемам педагогической практики, проектируя свою деятельность на учебный год в рамках методической темы. Индивидуальная образовательная программа является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.

1 «Общие сведения о педагоге» - сертифицированные (документальные) достижения (информация об авторе, учебная нагрузка, цель проблемной образовательной деятельности в рамках методической темы школы)

2.«Индивидуальная образовательная программа педагога» - материалы, отражающие основные проблемные направления творческой активности, которые педагог планирует решить в течение года; виды деятельности, предполагаемые результаты и сроки исполнения. Имеет два направления: на себя и свою деятельность по отношению к заявленной проблеме и на деятельность на ученика.

3.«Приложения» - характеристики отношения педагога к различным видам деятельности (рецензии коллег, резюме, отзыв о работе педагога руководителем методического объединения ).

Мы хотим более подробно остановиться на принципах составления индивидуальной образовательной программы педагога, ее дальнейшем предъявлении и возможных путях решения проблем.

Идея разработки индивидуальной образовательной программы предложена методистом районного методического центра управления образованием Вычужаниной Н.И. Созданная творческая группа, развила идею, спроектировала этапы работы и выстроила шаги по реализации индивидуальной образовательной программы в 2007-2011 учебном гг.

Разработческий этап работы группы мы начали с обзора литературы по теме. Были изучены результаты исследований в области получения общего обязательного образования детьми и образования взрослых: личностно- ориентированное обучение (Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного образования»), уровневая дифференциация (Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»), сочетание индивидуального и коллективного при преобразовании профессиональной деятельности педагогов (Слободчиков В.А., СластенинВ.А., ПодымоваЛ.С. «Педагогика: инновационная деятельность») , Подымова Л.С. «Подготовка учителя к инновационной деятельности»).

Одной из задач, стоящей перед группой, стало формирование общих представлений о целях и задачах ИОП, о ее структуре, о форме реализации, представлении на обсуждение полученных результатов.

ИОП педагога- это совокупность действий, которые реализуются в рамках стратегической программы школы и ее методической темы, по проблеме освоения педагогом компетентностей в процессе педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность - целенаправленное развитие обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннее развитие его способностей, развитие компетентностей в процессе освоения государственного образовательного стандарта.

Ц ель введения ИОП:

Создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самоопределения и самообразования, профессионализации через проблематизацию и проектирование собственной деятельности ;

Позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до трех лет в зависимости от поставленных целей (конкретных и глобальной), желаемого результата и формы его предъявления: рефлексивный анализ деятельности или аттестация.

Мы считаем, что индивидуальная образовательная программа должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений педагога, поэтому цели ее написания будут следующие:

Развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога и предполагаемого результата).

Оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих профессиональных затрат и возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);

Таким образом, мы договорились, что в программе педагог обозначает:

Цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными и образовательными стандартами, успеваемостью воспитанников и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;

Профессиональные умения, которые необходимо приобрести педагогу в ходе реализации ИОП;

Средства для решения поставленных задач.

Планируемый результат целенаправленной деятельности педагога.

Практическая значимость индивидуальной образовательной программы нам видится в направленной систематизации деятельности педагога, ориентированной на положительную динамику показателей профессионального роста и проблем практики.

Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.

2. Программирование профессионального развития, составление ИОП. При проектировании ИОП, педагог учитывает программу развития учреждения, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Как результат, какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться у педагога и как повлияет это на результат образования у учащихся.

3. Реализация ИОП происходит в течение года и ориентирована на решение глобальной цели, направленной на педагога и решение проблем практики.

4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы ) и то, чему научился педагог, и то, как это повлияло это на решение заявленной проблемы. В процессе деятельности и реализации индивидуальных образовательных программ последние должны постоянно уточняться, корректироваться, конкретизироваться, переоформляться в соответствии с тем, как будет разворачиваться действительность и, насколько полно она отражена в ИОП . Рефлексивный анализ осуществляется педагогом постоянно и корректируется в ходе деятельности, а предъявляется 1 раз в год в творческой группе с целью мониторинга профессионального роста и возможного пересамоопределения, оформления образовательного заказа, прфессиональных потребностей и дефицитов.

Главное – научить педагога максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной траектории. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за эти риски ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.

Балаболиной Екатерины Анатольевны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности.

Индивидуальная программа развития педагога разработана на основе программы центра профессионального роста учителя школы, обеспечивающей самоопределение учителя.

Цель программы – развитие у учителя навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.

Задачи:

Изучить современную литературу и интернет – источники по теме самообразования;

Познакомиться с инновационными методами преподавания педагогов г. Бугульмы и других педагогов страны.

Овладеть диагностической и мониторинговой методикой;

Обеспечить внедрение современных инновационных технологий для формирования учебно – познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся, развития личностных и регулятивных УУДД.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:

1. Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих модальностей и способностей обучающихся.;

2. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;

3. Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;

4. Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;

5. Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ИКТ.

6. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.

У обучающихся:

I. Повышение качества образования в связи со сформированностью учебно - познавательной компетентности, которое может быть выражено через:

1. повышение количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;

2. увеличение количества участников и победителей дистанционных олимпиад по предметам;

3. повышение уровня положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки.

5. Сформированность исследовательской компетентности, как составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики.

II. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества.

III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных УУД.

IV. Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.

Основные направления деятельности:

Развитие профессиональной компетентности;

Методическая работа;

Инновационная деятельность;

Внеурочная деятельность.

По каждому направлению существуют показатели, виды деятельности и сроки исполнения. Педагогическая деятельность направлена на достижение высокого методического мастерства и распространение педагогического опыта. Учитель реализует идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения учебных предметов.

Поставленные задачи решаются в результате учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности. Их сочетание и системное применение позволяют формировать коммуникативную, социальную и предметную компетенции.

Методическая тема : « Развитие познавательной активности на уроках химии». В условиях подготовки к переходу образовательных учреждений на ФГОС второго поколения приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть – формирования умения учиться. Обучающийся должен сам стать проектировщиком и строителем образовательного процесса.

Ведущая роль отводится проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышению мыслительной активности обучающихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании. Более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности обучающихся; изменения роли учителя в образовательной среде.

Индивидуальная образовательная программа включает в себя:

Непрерывное образование;

Концепцию личностно – ориентированного подхода;

Мотивы развития профессионализма;

Единое образовательное пространство.

Алгоритм написания индивидуальной образовательной программы:

Диагностика профессионального мастерства, самоопределения педагога;

Составление и коррекция индивидуальной образовательной программы;

Реализация индивидуальной образовательной программы;

Рефлективный анализ реализации индивидуальной образовательной программы.

п/п

Направление деятельности

Способы достижения

Сроки исполнения

Прохождение курсов повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации учителей.

По графику.

Разработка рабочих программ в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Изучение ФГОС основного общего образования, примерной программы по предмету.

июнь (август)

Организация учебного процесса по химии.

Ведение предмета на базовом и профильном уровнях.

В течение года.

Посещение семинаров по проблемам перехода на ФГОС

Августовские предметные секции

Август

Применение современных технологий в учебном процессе.

ИКТ технологии, проектный метод, исследовательская деятельность.

В течение года.

Развитие компетентности в области использования педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения по предмету.

Обобщения педагогического опыта; посещение открытых уроков коллег; открытые уроки и вступления на педсоветах, семинарах.

Регулярно.

Подготовка учащихся к олимпиадам.

Урочная, внеурочная деятельность.

В течение года.

Организация работы с одарёнными детьми.

Участие в научно-практических конференциях

По плану.

Внеурочная работа по предметам

Интеллектуальный марафон, предметные недели, мастер-классы, защита проектов и др.

Согласно графику.

Формирование информационной компетентности на уроках.

Учебная деятельность.

В течение года.

Проведение открытых уроков, мастер-классов.

Учебный процесс и внеурочная деятельность.

Согласно графику.

Методическая работа с учениками, родителями

Родительские собрания, анкетирование, собеседование.

По плану.

Создание и поддержка собственного сайта в сети Интернет.

Разработка уроков, мастер-классы, презентации, рекомендации, видеоуроки, новости, фотогалереи.

В течение года.

О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;

активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;

активное участие и призовые места обучающихся моего класса в районных, городских и региональных проектах;

публикации творческих работ обучающихся на школьном сайте;

высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам.


Нормативная правовая база разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ I. Федеральные и региональные документы регламентирующие дополнительное профессиональное образование (ДПО) и профессиональное обучение взрослых II. Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых


Федеральные документы регламентирующие разработку и реализацию программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ (Глава 9, статьи Глава 10, статьи 75-76) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. 706 «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» Приказы Министерства образования и науки РФ Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Приказ Минобрнауки РФ от г. 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Приказ Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и др.


Нормативные правовые акты других министерств и ведомств Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148 н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" Приказ Минтруда России от н «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горно капитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых» Приказ Минтруда России от N 597 н «Об утверждении профессионального стандарта «Кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России N 38940) Реестр Профессиональных стандартов (Министерство труда и социальной защиты РФ) и др.


Региональные документы Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 г. 86-ОЗ Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г «Об утверждении Государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на годы Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на годы» Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» Распоряжение Губернатора Кемеровской области от Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования в Кемеровской области на годы и др.


Методическое обеспечение разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г «О дополнительном профессиональном образовании. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования» Письмо Минобрнауки РФ от АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» Письмо Минобрнауки РФ от ВК1032/06 «Методические рекомендации по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов» Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2015 г. ВК-1013/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» Письмо Минобрнауки России от N АК-821/06 « Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ» Письмо Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. АК-608/06 «Методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования» и др.


Локальные нормативные акты ПОО, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых Положение о соответствующем структурном подразделении ПОО Правила оказания платных образовательных услуг Положение «Об организации образовательного процесса по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам» Положение «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБОУ СПО …» Положение о нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками при реализации ДПП, программ профессионального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими ДПП, программы профессионального обучения и получающими платные образовательные услуги и др.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.73 Ч.2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Ч.3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Ч.4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. Дополнительное профессиональное образование Ч.1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Ч.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). 3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 1. Назначение данного вида программы Приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями Получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования Обеспечение соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей 2. Подвиды программ Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Программы повышения квалификации рабочих, служащих Программы переподготовки рабочих, служащих Программы повышения квалификации Программы профессиональной переподготовки 3. Требования к содержанию программ ЕТКС Профессиональные стандарты Требования работодателей ЕТКС Профессиональные стандарты ФГОС СПО и (или) высшего образования


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 4. Продолжительность обучения Определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании Минимально допустимый срок освоения программ ПК – 16 ч.; программ проф. переподготовки ч. 5. Требования к уровню образования лиц, поступающих на обучение Требования к уровню образования не предъявляются. Программы проф. подготовки- лица, ранее не имевшие профессии рабочего и должности служащего; Программы ПК и проф.переподготовки – лица, имеющие профессию рабочего или должность служащего Наличие среднего профессионального и (или) высшего образования; либо обучение по программе среднего профессионального и (или) высшего образования 6. Формы организации обучения Определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм обучения. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Может реализовываться частично или полностью в форме стажировки. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 7. Форма итоговой аттестации Квалификационный экзамен Определяется организацией самостоятельно 8. Документ по результатам успешного освоения программы Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего Удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 9. Образовательные организации, реализующие данные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в том числе учебные центры профессиональной квалификации и на производстве Организации дополнительного профессионального образования Образовательные организации высшего образования Профессиональные образовательные организации Организации, осуществляющие обучение (научные организации или иные юридические лица)


Структура дополнительной профессиональной программы цель планируемые результаты обучения учебный план, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации календарный учебный график рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) организационно-педагогические условия формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499) (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ)


Учебный план (Программа с частичным использованием ДОТ) Наименование разделов, модулей, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля Аудиторно Дистанционно Лекции Практичес- кие, лабо- раторные, семин. Лекции Он- лайн/Оф- лайн Практичес- кие, лабо- раторные, семин. ОП 01 Экономика организации 82-6/0- ОП 02 Налоги и налогообло- жение 24-92/121 тестирование ОП 03 Инфор- мационные технологии в профессио- нальной деятельности /08


Организационно-педагогические условия реализации программы Организационные и материально-технические условия реализации программы Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Например: Электронный учебно-методический комплекс для ДО: электронные конспекты лекций и презентации; электронные учебные пособия; специализированные учебники с мультимедийными приложениями; компьютерные лабораторные практикумы; электронные контрольно-тестирующие комплекты; учебные видеофильмы, аудиозаписи; методические рекомендации по выполнению практических заданий, другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. Кадровое обеспечение программы


Особенности взрослых обучающихся Неоднородный состав учебной группы Прагматический подход к учебному материалу На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный Способность к проявлению субъектной позиции Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории


Особенности обучения взрослых Технологии обучения взрослых должны быть интенсивными, обеспечивать возможность обмена накопленным профессиональным и жизненным опытом Надо быть готовым корректировать учебное содержание в ответ на пожелания взрослых обучающихся Необходимо использовать больше наглядности, дидактического материала – это поможет взрослому лучше понять и запомнить информацию Для обучения, требующего развития умений и навыков взрослых, важны демонстрация и практика, посещение предприятия, изучение рабочих мест… Методы обучения взрослых: работа в парах; взаимообучение Создавать благоприятный психологический климат Привлекать взрослых к оценке эффективности обучения


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499 П.17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 13. Ч.3. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. При освоении программы профессионального обучения, ДПП по индивидуальному плану продолжительность обучения может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.


Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей Рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: практическое пособие/ В.Л. Петров, Н.Н. Аниськина, З.А. Лалаева и др. - Уфа, 2014 – 108 с.


Определение в общей характеристике сильных сторон учащегося (воспитанника), его потребностей, текущих достижений служат основой для разработки индивидуальной программы развития.

Определение направлений в разработке индивидуальной программы развития

Все дети способны обучаться, но не все усваивают одно и тоже в одинаковом темпе или одинаковым способом. Для определения основного направления в разработке индивидуальной программы развития команда поддержки учащегося (воспитанника) должна проанализировать его общую характеристику, изучить рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, разработать предполагаемые долгосрочные цели и краткосрочные задачи, определить, какие виды поддержки ему необходимы.

Если учащемуся (воспитаннику) необходимы специфические виды поддержки для достижения долгосрочной цели в соответствии с типовым учебным планом, то это обстоятельство документируют с определением видов поддержки, а также данных об их эффективности. Такие записи необходимы для планирования и коммуникации. Кроме адаптаций, важно фиксировать текущие достижения учащегося, чтобы провести связь между его потребностями, стратегиями и материалами, которые используются для предоставления поддержки. Необходимо также постоянно пересматривать адаптации, чтобы они и в дальнейшем оставались эффективными и полезными для ребенка.

Если учащемуся (воспитаннику) необходима только адаптация, то нет необходимости формулировать для него краткосрочные задачи. В таком случае он обучается в соответствии с адаптацией, предусмотренной типовым учебным планом общеобразовательной школы. Некоторые учащиеся могут учиться по программе общеобразовательной школы, но, кроме определенных долгосрочных целей, имеют потребности в других сферах, например, в усовершенствовании поведения и моторики. Для них необходимо разрабатывать краткосрочные задачи только в целевых сферах.

Приоритетные учебные потребности по сферам

На основе характеристики учащегося команда поддержки определяет его сильные и слабые стороны, приоритетные учебные потребности (или общие аспекты, которые требуют внимания). Как правило, эти аспекты можно сгруппировать по сферам. Чем больше потребностей у учащегося (воспитанника), тем больше количество сфер для разработки его индивидуальной программы развития.

Выделяют следующие сферы:

Коммуникативная (вербальная и невербальная);

Когнитивная (академическая);

Трудовая деятельность;

Проведение свободного времени;

Социальные навыки и отношения;

Самообслуживание;

Самостоятельная жизнь;

Физическая;

Эмоционально-волевая и поведение.

Описание текущего уровня развития и успешности ребенка по сферам


Текущий уровень развития и успешности ребенка – это точное описание достижений учащегося (воспитанника) по каждой сфере. Эту информацию можно получить из общей характеристики ребенка и использовать как основу для разработки долгосрочной цели, так и базовый индикатор для измерения достигнутого прогресса.

Разработка долгосрочных целей по сферам

Долгосрочные цели – это краткая формулировка, в которой говорится, что учащейся (воспитанник) должен знать и уметь делать в конце учебного года. Для команды поддержки важно ограничиться реальным количеством долгосрочных целей для каждой сферы.

Каждая долгосрочная цель должна:

1. быть направлена на удовлетворение ведущей учебной потребности, которая указана в общей характеристике учащегося;

2. выходить из его текущих достижений;

3. учитывать степень прогресса учащегося (воспитанника) из предыдущего периода;

4. быть достаточно сложной, чтобы мотивировать учащегося (воспитанника);

5. быть достижимой;

6. делать акцент на том, чему учащейся (воспитанник) должен научиться;

7. определять, что учащейся (воспитанник) будет делать (а не какие действия перестанет делать).

Фундаментальная составляющая технология индивидуального планирования – это поиск соответствующих формулировок для записи долгосрочных целей. Результативность долгосрочных целей должна отвечать критериям SMART .

Индивидуальная программа профессионального развития

как атрибут педагогического мастерства

С точки зрения общественных интересов, профессиональное развитие человека

Можно рассматривать как один из пунктов кодекса профессиональной этики:

человек, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом.

Компетентный педагог сегодня – это профессионал, педагог-наставник, который помогает реализовать в образовании личностный потенциал каждого ученика, двигается от интересов обучающегося, помогая ему достигать его собственных целей на основе выбора. Его задача - научить понимать и самостоятельно решать проблемные ситуации.

Такая необходимость обусловлена потребностями современного общества в коммуникабельных, креативных, самостоятельно мыслящих личностях, стремящимихся к успеху и умеющих самостоятельно строить индивидуальную траекторию своего развития.

Сегодня речь пойдет о том, как быть и оставаться профессионалом в новых условиях. Недостаточно стать профессионалом один раз, чтобы им оставаться, необходимо постоянное профессиональное развитие личности. Абсурдно считать, что педагог может научить ученика строить траекторию своего развития, если сам этого делать не умеет. Поэтому, индивидуальная программа профессионального развития (ИППР) педагога, являясь средством организации непрерывного образования, есть стержень и вектор его собственной образовательной траектории.

Цели введения ИППР:

Создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;


Самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и возможностью выбирать наиболее приемлемые для себя сроки (могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или реализации подпрограмм)и формы его реализации.

Такая программа может служить инструментом мониторинга профессиональных достижений, поскольку позволяет реализовать следующие функции :

Оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);

Развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).

Таким образом, в программе педагог обозначает:

Цели и задачи своего профессионального и личностного развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами, миссией и стратегическим планом развития образовательного учреждения, успехами обучающихся , индивидуальными профессиональными потребностями и дефицитами ;

Профессиональные компетенции (знания, умения, опыт) которые необходимо приобрести;

Средства для решения поставленных задач.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач личностного развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности . Взаимосвязь личностного и профессионального развития является необходимым условием образования и самообразования педагога. Поэтому, при составлении программы развития необходимо учитывать эти взаимосвязи.

Механизмом развития и саморазвития выступают самопознание и самоанализ деятельности, а их инструментом –рефлексивные способности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт педагога.

Практическая значимость индивидуальной программы состоит в том, что она позволяет систематизировать деятельность педагога, выявить динамику показателей профессионального роста, определить стимулирующие факторы, удовлетворенность образовательными услугами и - как результат – успешное прохождение аттестации.

Алгоритм составления индивидуальной программы

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). На этом этапе происходит самоопределение педагога. Поэтому не стоит игнорировать возможность “узнать о себе” из предлагаемых методик и обследований, которые могут помочь более глубоко понять мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность ; рефлексивные и коммуникативные умения. “Взгляд со стороны” позволяет сделать Вашу самооценку более адекватной. .

2. Программирование профессионального развития. Составление индивидуальной программы, включающую в себя ряд подпрограмм, где имеет место инвариантное и вариативное содержание. При проектировании индивидуальной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Это позволит лучше понять какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться. В содержание инвариантных пунктов должен входить федеральный компонент повышения квалификации (согласно рекомендациям Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования с учетом стандартов дополнительного профессионального образования), так как они напрямую связаны с квалификационными требованиями к педагогам при присвоении им очередной категории.


Вариативное содержание составляют подпрограммы, которые направлены на решение конкретных проблем профессиональной деятельности.

Вариативная часть направлена на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных в результате диагностики дефицитов педагога.

3 . Для реализации индивидуальной программы
создается открытое образовательное пространство, где происходит профессиональное взаимодействие, рефлексия, коррекция собственной деятельности и перепрограммирование.

Необходимо четко представлять ресурсы открытого образовательного пространства и видеть его уровни – внутри колледжа , муниципальный, республиканский, всероссийский.

4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы ) и то, чему научился педагог.

Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить своевременную коррекцию действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации программы.

Мы предлагаем следующие разделы для составления программы профессионального развития педагога:

1) Самоанализ (Я -концепция)

Мои ценности;

Мое педагогическое кредо;

Мои профессиональные/личные достижения;

Мои сильные/слабые стороны;

Сфера профессиональных/жизненных интересов;

Что мне в себе нравится/не нравится;

Мои увлечения

2) Цели и задачи

Перспективные жизненные цели;

Ближайшие цели и задачи (самопознания, образовательные/профессиональные задачи, личностные).

3) Планы (перспектива, стратегия)

Предполагаемые направление и уровень профессионального развития;

Предполагаемые источники развития, образовательные организации ;

4) Программа действий (тактика)

Самопознание;

Дополнительное профобразование;

Личностное развитие;

Формы образования и развития;

Кто и в чем может помочь.


В индивидуальную программу профессионального развития педагога целесообразно включить: изучение психолого-педагогической литературы; разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса; освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения); разработку критериев и показателей результата образования, разработку диагностического инструментария, в т. ч. КОС; участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы колледжа; планируемое обучение на курсах повышения квалификации и профессиональные стажировки; участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т. д.).

НМО колледжа предлагает следующие формы научно-методической поддержки преподавателей, которые могут помочь построить и реализовывать индивидуальную программу профессионального развития каждого преподавателя нашего колледжа. Это:

-постоянно действующие семинары по актуальным проблемам образования ;

-работа проблемных семинаров, организуемых на основе изучения образовательных потребностей преподавателей и их профессиональных запросов;

Индивидуальные тематические консультации (очно и через Интерактивный методкабинет);

Работа временных творческих групп по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики, позволяющих преподавателям, ориентированным на самообразование, определить интересующую проблему и принять участие в ее разрешении (Лаборатории);

- организация курсовой подготовки (очной, очно-заочной, дистанционной);

Индивидуальные стажировки для усвоения актуального педагогического опыта лучших педагогов города, региона, других регионов и зарубежья и т. д.

Более подробно познакомиться с методологией проектирования ИППР педагога, также актуальными формами работы НМО нашего колледжа можно на: In_Out на Xeon/ Метод/ ИППР.

Мы предлагаем каждому самому решить, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать. Профессиональное развитие современного педагога должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления.

, руководитель Республиканской

экспериментальной площадки

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png