Лилия Файзуллина
Компьютерные ресурсы развивающей среды

Компьютерные ресурсы развивающей среды

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения , все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача коррекционно-развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особенностями психофизического развития . Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекции отклонений в развитии ребенка .

Многие дошкольные учреждения оснащены компьютерами , в некоторых функционируют компьютерные классы . Педагоги дошкольного образования используют специальное программное обеспечение в учебно-воспитательном процессе. Все больше учителей – логопедов и воспитателей осваивают компьютерные технологии и успешно применяют их на практике. В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существует компьютерные программы , направленные на различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно- логическое мышление и другие.

Коррекционное - воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии , предлагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ трёх видов :

Обучающих

. развивающих

Диогнастических

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога умения использовать новые возможности компьютерного обучения . Сложная структура нарушений при недоразвитии речи определяет необходимость про ведения системной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения виртуальных заданий и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов (например, персонажей из мультфильмов) позволяет активизировать компенсаторные механизмы на зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнения заданий компьютерной программы . Применение компьютерных технологий позволяет предоставлять ребёнку информацию в привлекательной форме, что ускоряет запоминание, делает его осмысленным и долговременным.

Выполняя компьютерное задание , ребёнок приучается к самостоятельности, принимать решения, он учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, сосредоточенность , усидчивость, а именно эти качества обеспечивают психическую готовность ребёнка к обучению в школе. Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» . Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при других вторичных нарушениях.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединёнными в четыре тематических блока :

. «Просодика»

. «Звукопроизношение»

. «Фонематика»

. «Лексика»

Каждый блок программы состоит из нескольких модулей.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребёнку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребёнок, играя, помогает компьютерному герою Тигрёнку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а весёлый и забавный герой Тигрёнок, который объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполнения задания. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребёнку интересно общаться с компьютерным героем .

Применение специализированной компьютерной логопедической про-

граммы делает процесс коррекции речевых нарушений и развития речи увлекательным и интересным как для ребёнка, так и для специалиста. Опыт использования данных программ на коррекционных занятиях в дошкольных учреждениях показывает, что у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультаций и др.)
Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).
Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами.
Для проведения педагогического педсовета «Внедрение ФГТ» была составлена презентация «Работа ДОУ в условиях перехода на ФГТ к структуре ООП дошкольного образования», которая в силу наглядности сделала более простым усвоение трудного материала.
С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами.

Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, заседания клуба «Собеседница» использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
владеть навыками поиска информации в Интернете;
владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.

Один из запланированных семинаров на новый учебный год предполагает представление проектов педагогов через самостоятельное составление презентации «Мой проект».
Неотъемлемой частью методической работы является мониторинг деятельности ДОУ, направленный на оценку качества образования с учетом намеченных результатов. В связи с этим немаловажное значение имеют методические рыба-диски для ДОУ, предназначенные в помощь руководству и педагогам ДОУ.
Однако, несмотря на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ, на настоящим момент мы столкнулись с проблемой, заключающейся в том, как рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения, оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций, а также добиться простоты сбора и ввода объема исходной информации (тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения).
Вторая проблема - необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.
Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:
1. эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;
2. повышение информационной культуры педагогов;
3. повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;
4. автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
5. пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
6. использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.

Марина Богданова
Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС

Развитие современного социума неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, доминирующим видом которого является процесс информатизации , одним из приоритетных направлений которого в наше время является информатизация образования . По сути, это процесс обеспечения сферы образования методологическими и практическими разработками, оптимального использования современных информационных технологий , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» приоритетом образовательной политики государства определяется необходимость информатизации образования и оптимизации методов обучения для достижения нового качества образования. Компьютерные технологии должны быть не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, главными участниками которого являются администрация и педагогический коллектив ДОУ. Основные направления информатизации дошкольного образования это :

создание единого информационного образовательного пространства ДОУ;

использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

повышение уровня ИКТ-компетенций педагогов;

развитие дистанционных услуг.

Формирование единой в ДОУ определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16, п. 3) и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Информационная образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств , обеспечивающих освоение обучающимися в полном объеме образовательных программ. Создание информационной среды невозможно без создания необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Хорошо развитая, активно работающая информационная среда - основа взаимодействия с семьей, социумом и обществом.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику инновационных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию новейших идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно -компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Хорошо развитая и открытая информационная среда ДОУ становится мощным средством коммуникации , необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Именно инфокоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ , группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом . ИКТ в дошкольном образовании являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, они могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности и, таким образом, соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Большой вклад в теорию и практику становления компьютеризации образования внесли В. Н. Афанасьев, В. П. Беспалько, Я. А. Ваграменко, Е. П. Велихов, А. Г. Гейн, А. П. Ершов, В. Г. Житомирский, В. А. Извозчиков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, А. Г. Кушниренко, Ю. А. Первин, А. Д. Урсул и др. ученые.

В настоящее время существует большое число работ, посвященных различным аспектам развития, содержания образовательных информационных сред , но в практике конкретные проекты, рассматривающие вопросы проектирования информационно-образовательной среды учреждения представлены незначительно. Вместе с тем, организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является сегодня весьма важной практически для каждого дошкольного образовательного учреждения. Ставятся новые задачи функционирования и развития дошкольных учреждений, направления деятельности которых должны учитывать политические, социально- экономические, культурные, образовательные цели модернизации дошкольной ступени современной школы в условиях динамичных изменений в системе образования.

Для решения этого вопроса требуется качественно новый подход, который состоит в создании информационно-образовательной среды образовательного учреждения как структурного элемента информационно -образовательного пространства в рамках проектировочной деятельности по построению информационного общества . При этом не может существовать какого-либо шаблона для построения типового информационного пространства образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно и может построить свое информационное пространство , аутентичное образовательной программе этого ОУ. Такой вывод прекрасно согласуется с требованиями, провозглашенными новым ФГОС . Ведь именно с создания уникальной образовательной программы, соответствующей специфическим условиям конкретного образовательного учреждения, должно начинаться построение всего образовательного пространства образовательного учреждения. Процесс создания информационной среды ДОУ предполагает полностью задействовать научно-методический, информационный , технологический, организационный и педагогический потенциал педагогического коллектива.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для современной системы дошкольного образования характерно наличие противоречия между потребностью в информатизации научно-методической и организационно-управленческой деятельности детского сада, накоплением эффективных средств информатизации и опыта их использования в воспитании подрастающего поколения и, с другой стороны, отсутствием педагогических и методологических подходов к систематизации информационных ресурсов и технологий в виде единой , как отдельного дошкольного учреждения, так и нескольких, отсутствием теоретических подходов к формированию , оценке качества и использованию информационной образовательной среды . Необходимость устранения вышеуказанного противоречия за счет построения информационной образовательной среды - как механизма эффективного управления дошкольным образовательным учреждением - обуславливает актуальность опытно-экспериментальной работы по данной теме.

Поиск путей повышения качества образования дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в условиях стандартизации в целом побудил коллектив нашего детского сада к созданию проекта «». Главная идея проекта заключается в том, что информационно-образовательная среда позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса для успешной и эффективной реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО , будет способствовать выполнению стандарта педагогического работника.

Цель : создать информационно – образовательную среду в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО , стандарта педагогического работника.

Программа проекта «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО » регламентирует деятельность МБДОУ «Детский сад № 61 «Флажок» в вопросах обеспечения доступного качественного образования дошкольников согласно государственным образовательным стандартам.

Проект призван :

1. Создать оптимальные условия для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий .

2. Организовать деятельность по теоретической и практической подготовке и переподготовке педагогов с целью повышения ИКТ-компетенций.

3. Реализовать деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста через метод проектов, развивающие игры, индивидуально-дифференцированный подход в организации НОД с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации воспитанников, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе на информационном уровне .

4. Применять компьютерный мониторинг для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива.

5. Оптимизировать условия для подготовки педагогов через использование информационных ресурсов и технологий, для сопровождения образовательно- воспитательного процесса.

6. Оптимизировать взаимодействие ДОУ с родителями, педагогическим сообществом города, области, страны через информационное пространство .

Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОУ, создание совершенно другой современной развивающей среды и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги – дети - родители) .

Проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию информационной среды ДОУ .

Задачи проекта :

1. Обеспечить деятельность всех участников образовательного процесса единой информационной основой , позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений.

2. Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс :

использовать информационные технологии для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и в режимные моменты;

обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;

создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство

3. Повысить доступность качественного образования засчет индивидуализации процесса развития воспитанников и коррекции недостатков, использования информационных ресурсов сети Интернет :

организационное, нормативно – правовое, методическое и техническое обеспечение деятельности субъектов образовательной информационной среды ;

создание компьютерных мест для свободного доступа к локальной сети и Интернет;

внедрение ИКТ – технологий в работу педагогов ДОУ;

оснащение детского сада программным обеспечением, доступом в Интернет, мультимедийным оборудованием.

4. Создать единую образовательную среду ДОУ .

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно-правовые ресурсы : разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ.

2. Научно-методические ресурсы :

функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;

внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

3. Кадровые ресурсы :

создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта;

проведение семинаров, мастер-классов в ДОУ;

развитие системы стимулирования педагогических работников.

4. Информационные ресурсы :

формирование банка данных по реализации проекта;

мониторинговые мероприятия;

организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

5. Материально-технические и финансовые ресурсы :

приобретение технических и дидактических средств обучения ;

оснащение ДОУ средствами ИКТ ;

план ФХД ДОУ;

фонд выплат стимулирующего характера педагогическим работникам;

спонсорская и благотворительная помощь;

призы, гранты конкурсов.

Этапы реализации проекта :

1 этап – организационный

разработка нормативно- правовой базы;

создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;

разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

2 этап – внедренческий

апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;

выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;

обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ ;

совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;

обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ среди родителей и общественности.

3 этап – результативный

анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

обобщение опыта работы педагогов;

трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;

разработка программы действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Ожидаемые результаты :

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Активизация познавательной деятельности детей.

Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды .

Создание единой работоспособной системы поддержки семейного воспитания через использование ИКТ- технологий.

Улучшение технического оснащения ДОУ.

Проект долгосрочный, информационно -практико-ориентированный.

Практическая значимость данного проекта определяется тем, что материалы проекта могут найти применение в деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, он может быть интересен и полезен специалистам и педагогам образовательных учреждений.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи.

Реализация проекта

1. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ

Результат : в 2008 году из 19 педагогов в ДОУ было всего два человека, владеющих минимальными навыками работы на компьютере, то есть использование техники в качестве печатной машинки. Но за прошедшее время, благодаря курсовой подготовке, самообразованию и обучающим семинарам, на сегодняшний день эта картина в корне изменилась. Наши педагоги прошли обучение на компьютерных курсах в областном институте развития образования. Кроме того, на базе ДОУ проводятся тематические педчасы, обучающие семинары, консультации. Большую популярность среди педагогов сада получила такая форма повышения квалификации как вебинары и дистанционное обучение. В 2015 году педагоги МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" проходили обучение в ГАУ ДПОС "СОИРО" в основном с применением дистанционных средств обучения .

2. Развитие материально-технической базы ИКТ ДОУ

Результат : в детском саду оборудовано пять рабочих мест (компьютер+ МФУ) для всех специалистов ДОУ. Ноутбуки обеспечивают мобильность информационной среды . Видеопроекторы, интерактивная доска служат средствами развития ИКТ-технологий в образовательном процессе.

3. Методическое обеспечение

Результат : в МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" создана электронная библиотека, включающая методические материалы, дидактические пособия, мультимедийные материалы. У каждого педагога есть свой банк компьютерных презентаций, которым они охотно обмениваются друг с другом. Уровень овладения знаниями и навыками ИКТ технологий позволяет педагогам создавать собственные авторские материалы, программные продукты. Ежегодно детский сад участвует в областном конкурсе "Информационные технологии в образовании", получая заслуженные награды.

4. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

Результат : ИКТ используется во всех сферах деятельности детей в детском саду - это и праздники, развлечения, досуги, встречи с библиотекой, музеями города, социальными партнерами. В игровой деятельности - детские компьютеры для детей старшего дошкольного возраста и специально оборудованные игровые зоны "Мой компьютер" для малышей в группах раннего возраста. Используется ИКТ в дополнительном образовании. Педагогами разработана программа дополнительного образования "Кружок "Смайлик", которая также была представлена на областном конкурсе. Компьютерные технологии используются и в оздоровлении дошкольников. Это - инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования» Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической обратной связи» .

5. Участие педагогов в апробации ИКТ-технологий

Результат : детский сад принимал участие в апробации проекта «Обеспечение дистанционной методической поддержки дошкольного образования для реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современных методик дошкольного образования», проводимом в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения" ЗАО "Е-Паблиш" и Министерства образования и науки РФ. Педагоги ДОУ активно участвуют в апробации новых продуктов, программных средств .

6. Участие педагогов ДОУ в виртуальных педагогических сообществах

Результат : педагоги ДОУ активно участвуют в жизни интернет-сообществ, ведут собственные блоги, публикуют свои работы и методические материалы

7. Участие воспитанников

Результат : воспитанники ДОУ совместно с родителями принимают активное участие в интернет-конкурсах.

8. Информатизация процесса управления ДОУ

Результат : создание единой системы управления в ДОУ, использование собственных программных продуктов. Часть программ, разработанных педагогами МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" была представлена на Областном конкурсе "ИКТ в образовании", имеются награды конкурса.

9. Создание и поддержка сайта ДОУ

Результат : официальный сайт МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" является одним из лучших сайтов ОУ города Смоленска. В 2015 году сайт ДОУ стал участником Общероссийского рейтинга школьных сайтов, отмечен Дипломом НПО РосНОУ.

10. Взаимодействие с родителями

Результат : применение ИКТ во взаимодействии с родителями дает положительный эффект, расширяя формы сотрудничества , общения, взаимопомощи ДОУ и родительской общественности. Отмечен рост популярности ДОУ, имиджа и рейтинговых оценок деятельности ДОУ. Приоритет - открытость информационного пространства ДОУ для социума.

11. Представление результатов проекта

Результат : опыт реализации проекта был представлен на ежегодном Областном конкурсе "Информационные технологии в образовании". В 2015 году МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" стал победителем конкурса в номинации "Лучшая информационная среда ДОУ ". Заведующий Богданова М. Я. представила данный проект на I Всероссийской конференции "Сопровождение специалистов дошкольных образовательных организаций в освоении и реализации нового закона об образовании РФ, ФГОС дошкольного образования" в г. Санкт-Петербург. Детский сад стал Лауреатом Всероссийского конкурса "Лучшее дошкольное образовательное учреждение - 2015".

12. Перспективы развития информационной среды ДОУ

1. Развитие дистанционных информационно -образовательных услуг и создание на базе ДОУ консультационного центра для родителей воспитанников, не посещающих ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО .

2. Дальнейшее оснащение МТБ ДОУ новыми средствами и оборудованием ИКТ .

3. Электронное портфолио педагогов.

4. Трансляция опыта работы ДОУ по данному направлению.

5. Создание информационного педагогического портала в регионе.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей. Профессор Чикагского университета Б.Блум построил кривую, отражающую скорость детского развития и степень влияния, которое оказывают на него условия жизни ребенка в разном возрасте. В частности, Б.Блум утверждает, что 80% умственных способностей ребенка формируется именно в дошкольном детстве: из них, согласно данным IQ-тестов, 20% способностей ребенок приобретает до 1 года, еще 30% - до 4-х лет и 30% - от 4-х до 8-ми лет. Разумеется, процентное определение способностей весьма условно, но чрезвычайно быстрое развитие дошкольника и его особую чувствительность к внешним воздействиям трудно отрицать. Вторая закономерность, отмеченная Б.Блумом, касается той самой особой чувствительности, сенситивности возраста до школы: если верить кривой, получается, что, чем младше ребенок, тем большее влияние оказывают на него экзогенные факторы, - внешние условия окружающей среды. Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве, может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и, увы, недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство. И педагогам важно, необходимо учитывать значение, которое имеет работа с медиа-средством в системе общего развития детей. Ответив на вопрос: как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие способностей ребенка, дошкольная педагогика избежит стихийного и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды. Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства видится безусловным достижением современной системы образования. По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка. Надеемся, что общие рекомендации по организации деятельности и примеры обучающих заданий, полученные опытно-экспериментальным путем, станут «первыми ласточками», элементами построения методики, доступной любому грамотному педагогу. Итак, чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств. Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу.
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С.Досани, П.Кросс, 2008), дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год!, - весьма болезненное отклонение от нормы. Второе – обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Хорошо, если интерактивное оборудование может обогатить ситуацию формирования способностей, которые развиваются в дошкольном детстве. Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей. Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.
Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него. В ХХ веке американский профессор О.Х.Мур создал «говорящую» пишущую машинку – прототип современного «детского» компьютера. Ребенок нажимал на клавишу, машина озвучивала ее, произнося соответствующий звук, и на светящемся экране появлялась крупная буква. Так вот, работа с этим оборудованием оказалась принципиально доступной даже маленьким детям в возрасте двух - трех лет. Уже через год – полтора дошкольники активно набирали на машинке собственные сочинения, то есть перешли от исполнительных действий к воплощению творческого замысла. Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но не следует считать, что знакомство дошкольника с окружающим миром носит случайный характер. Напротив, в образовательном пространстве сложно представить момент, когда ребенок вынужден «на ощупь» искать способы осмысления действительности. Здесь педагог не просто не занимает позицию стороннего наблюдателя, он поддерживает, курирует детскую деятельность, ставя перед ее участниками постепенно усложняющиеся задачи. С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что интерактивное оборудование не может задавать жесткие рамки инвариабельной среды: содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности. Пятое условие – поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека. В первую очередь, речь идет об оперировании образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Есть все основания полагать, что именно на умение видеть мир по-детски, без шор и заслонов, опирается воображение – составная часть любого серьезного открытия.
Американские химики В.Платт и Р.Бейкер провели исследование, опрос среди 232-х научных работников. Их выводы весьма точно определяют роль творчества в процессе открытия, создания чего-то нового. По мнению ученых объединяющая, вносящая ясность идея возникает тогда, когда исследователь, глубоко заинтересованный в решении проблемы, сознательно не работает над ней. В типичных случаях это выход за пределы напрашивающегося вывода, заключения, которое сделал бы любой другой человек, исходя из наличной информации. По сути, возникновение новой идеи представляет собой не что иное, как скачок воображения или итог мышления в творчестве. А деятельность людей искусства? Она как никакая другая основывается на впечатлениях, ярких и живых красках. В конечном итоге современная наука, да что там, - труд человека во многих областях не может развиваться без творчества. А зарождается творчество в дошкольном детстве ребенка. Через поддержку детской инициативы, обучение без «натаскивания» и шаблонов, самостоятельную деятельность малыша воспитывается творческая личность. И конечно, мало какая деятельность требует от ребенка большего воображения, чем художественное творчество. Можно смело утверждать, что рисование, лепка, сочинительство ребенка – не пустое «буйство фантазии», но необходимая основа будущих блестящих достижений.
Не кажется лишним и вспомнить о замечательном эффекте, который дает творчество, включенное в деятельность дошкольника: снимая барьеры неуверенности, оно многократно усиливает скорость овладения любой образовательной программой. Секрет в том, что в творчестве нет механизмов заучивания. Эта эмоциональная деятельность обращена к личности ребенка, используя как сознательные, так и подсознательные каналы. И если не увлекаться и не превращать интерактивное оборудование из средства развития способностей в самоцель, становится очевидно, что в дошкольном детстве педагогическую ценность имеет не факт овладения ребенком тем или иным техническим средством (Миша умеет печатать, а Коля нет) и не результат деятельности как таковой (Миша печатает быстрее, чем Коля), а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (юные сочинители придумали и напечатали сказку). Как специалист и как практик мы уверены: принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
Независимые результаты формирования интеллектуальных способностей дошколят (а только за первый год обучения мои воспитанники, дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, восемь раз становились победителями Всероссийских и дважды - Международных викторин, выиграли Всероссийскую и Международные олимпиады по познавательно-речевому развитию) делают реальной саму идею о положительном воздействии интерактивных средств. К сожалению, в сознании обывателя, во многом и из-за подхода западных общественных институтов, укоренился негативный образ цифровых технологий, в частности, их влияния на здоровье и развитие ребенка. Если выяснится, что отклонения в умственном и личностном развитии, фиксируемые зарубежными коллегами (американская академия педиатрии; Ж.И.Кларк; Д.Берк, Д.Лотус и др.), скажем, серьезное – более чем на год – отставание в овладении речью, вялость, инертность, снижение творческого подхода или, напротив, повышенное эмоциональное возбуждение детей – результат не включения интерактивного средства в жизнь дошкольника, но следствие его неправильного применения, теория, безусловно, переосмыслит все эти пугающие нас факты. Весьма вероятно, что через новые факты, фиксируя полноценное развитие ребенка, удастся снять несправедливые обвинения, адресованные большинству интерактивных средств. Тогда от сомнения и ограничения контактов с интерактивным оборудованием, от стихийного внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс, дошкольная педагогика перейдет к вдумчивому использованию ресурсов XXI века. Материал подготовила: учитель-логопед МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» Афонина Н.Ю.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png