Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Программа воспитания и обучения детей с

Недоразвитием речи
(7 год жизни)

– М.: Министерство Просвещения СССР

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР,

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.
В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов - как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Таким образом, в устной речи детей, зачисляемых в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, выявляются следующие недостатки произношения:
а) замена звуков более простыми по артикуляции (например, звуки С и Ш заменяются звуком Ф);
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Нарушение фонематического восприятия наиболее отчетливо выражаются в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих-аффрикат);
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднения при анализе звукового состава речи.
Недостатки звуковой стороны речи детей в большей или меньшей степени зависят от структуры дефекта. Так, при дизартрии наиболее выражены нарушения артикуляции звуков, в то время как при дислалии преобладают замены и смешения звуков. Количество нарушенных звуков не всегда являются достаточным основанием для зачисления в данную группу, так как основным критерием является сочетание нарушения фонематического восприятия с дефектами произношения.
Дети, страдающие ринолалией и дизартрией, могут обучаться в этих группах только при отсутствии у них выраженного недоразвития всех компонентов речевой системы. (СНОСКА: В остальных случаях они зачисляются в группы с общим недоразвитием речи.)
Кроме указанных недостатков речи, характерным для детей, обучающихся в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием, является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.
При комплектовании групп учитывается весь комплекс перечисленных недостатков.
Дети, поступающие в подготовительные группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить за 10 месяцев пребывания в них объем основных заданий, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В программе, с целью определения требований по развитию отдельных сторон речевой деятельности, выделяются следующие специальные разделы:
Формирование произношения и развитие речи; обучение грамоте; ознакомление с окружающим и развитие речи; работа с книгой.
Во все другие разделы программы (Подготовка к изучению математики, конструирование, рисование и др.) так или иначе включена работа по развитию речи и коррекции внеречевых процессов.

Задачи коррекционного обучения
Цель коррекционного обучения:
Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей - обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.
Ликвидация имеющихся у детей пробелов в речевом развитии проводится преимущественно логопедом (см. программу раздела «Формирование произношения и развитие речи»).
Логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
- формирование произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
На с корригированном речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи преимущественно путем работы над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей преимущественно путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения.
Одновременно на занятиях, которые проводит воспитатель в связи с накоплением и систематизацией представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, со знакомством с природными и общественными явлениями, расширяется и уточняется словарь детей, развивается разговорная и описательная, повествовательная речь.
В программе выделяется специальный раздел «Работа с детской книгой». Основная его задача - воспитывать у детей навык полноценного восприятия доступных возрасту произведений.
Немаловажную роль в общем и речевом развитии детей играет обучение грамоте, которое является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного осознанного чтения, но также одним из способов формирования устной речи.
Занятия по обучению грамоте проводятся логопедом на материале правильно произносимых звуков.
Все указанные направления в работе по коррекции речи, так или иначе, взаимосвязаны.
Так, проведение упражнений, направленных на обогащение словаря и воспитание грамматического строя речи на правильно произносимом детьми материале, способствует одновременно совершенствованию как лексико-грамматических компонентов речи, так и фонетических.
В процессе формирования правильного произношения звуков большое внимание уделяется развитию внимания к звучащему слову, дифференциации звуков, анализу и синтезу звукового состава речи - все это создает предпосылки к успешному овладению грамотой. В свою очередь упражнения в чтении являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой сложности, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи. При обучении чтению предусмотрены многочисленные упражнения, направленные на развитие различных сторон речевой деятельности. В связи с чтением текста закрепляется навык кратких и полных ответов на вопросы, умение самостоятельно поставить вопросы к прочитанному тексту, пересказать его.
Кроме всех перечисленных направлений коррекционного обучения, в большинстве разделов программы предусматриваются специальные упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, и развитие грамматической правильности речи.
Так, при подготовке к изучению математики отмечается, что особое внимание следует обратить на усвоение детьми понятий (а, следовательно, и словаря), связанных с изучением величины (большой, высокий, низкий, длинный, и др.), а также в сравнительной степени (больше, меньше, выше, ниже и т.п.), с взаимным расположением предметов в пространстве (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, внутри и т.п.). Эти же и некоторые другие понятия и термины закрепляются во время занятий по письму, конструированию, аппликации, рисованию, о чем сказано в программах.
Наряду с этим воспитатель осуществляет руководство развитием речи детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется разными путями, но ведет к единой цели - ликвидировать в процессе воспитания и обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Задачи воспитания
Наряду с коррекционными задачами программа воспитания детей в специальных группах предусматривает физическое развитие, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание детей в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. Воспитание осуществляется в активной детской деятельности - в играх, посильном труде, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, детский сад стремиться сделать счастливым каждого ребенка.
Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия. Благодаря этому условию успешно формируются социальные чувства, коллективные взаимоотношения детей и создаются наилучшие возможности для развития индивидуальных способностей.
Воспитатель и логопед последовательно осуществляют работу по всем разделам, предусмотренным программой воспитания детского сада общего типа. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов типовой программы детского сада. Они должны утверждаться решением педсовета в начале учебного года на основании всестороннего изучения детей.
Все изменения и некоторые перестановки внутри тем целесообразно осуществлять в течение 2-го полугодия с тем, чтобы к концу учебного года обеспечить усвоение программы в полном объеме.
Физическое воспитание в подготовительной группе предусматривает дальнейшее укрепление здоровья детей, содействует их правильному физическому развитию и закаливанию, совершенствует функции организма, повышает его работоспособность. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению утомляемости детей.
Важнейшими задачами для детей с речевыми нарушениями являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства равновесия и пространственной ориентировки, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости и силы) в соответствии с состоянием здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовкой детей, их индивидуальных особенностей.
Для успешного решения задач физического воспитания детей седьмого года жизни необходим хорошо налаженный систематический врачебно-педагогический контроль за физическим развитием дошкольников.
Умственное воспитание направлено на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствования сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создает необходимую базу для эффективной коррекции речи.
У детей формируются интеллектуальные умения и навыки: они учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенное в воспринимаемых явлениях и делать обобщения, понимать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Задачи умственного воспитания детей не сводятся лишь к расширению объема приобретаемых детьми знаний. Они предполагают развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения.
Нравственное воспитание предполагает воспитание начал гуманизма, любви к Родине, лучшим людям труда, защитникам Отечества; формирование коллективистских чувств и отношений, овладение способами сотрудничества, осознание себя членами коллектива; воспитание дисциплинированности, сдержанности, скромности, стремления к полезной деятельности, трудолюбия, бережного отношения к общественной собственности.
Эстетическое воспитание направлено на развитие у детей способности воспринимать и чувствовать красоту произведений искусства и окружающей жизни. Оно способствует обогащению их внутреннего мира, развивает у ребенка художественный вкус, музыкальный и поэтический слух.
В результате воспитательно-образовательной работы дети должны придти в школу физически здоровыми, уметь ответственно относиться к своим обязанностям, подчиняться требованиям взрослых, обладать достаточными знаниями об окружающем мире, уметь читать, писать, считать, пользоваться хорошо развитой и выразительной устной речью, быть способными к самостоятельной деятельности.
Примерный режим дня

Подъем, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 - 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 - 8.50

Подготовка к занятиям 8.50 - 9.00

1-е занятие (проводит логопед) 9.00 - 9.35

2-е занятие (проводит воспитатель) 9.45 - 10.20

Индивидуальные и групповое логопедические занятия 9.35 - 13.00

Подготовка к прогулке, прогулка 10.20 - 12.45

Возвращение с прогулки 12.45 - 13.00

Подготовка к обеду, обед 13.00 - 13.25

Подготовка ко сну, дневной сон 13.25 - 15.00

Подъем, водные процедуры, игры детей, индивидуальные занятия по исправлению произношения (проводит воспитатель) 15.00 - 16.00

Подготовка к полднику, полдник 16.00 - 16.15

Фронтальные занятия (проводит воспитатель) 16.15 - 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка 16.50 - 18.30

Подготовка к ужину, ужин 18.30 - 19.00

Спокойные игры, прогулка, гигиенические процедуры 19.00 - 20.45

Подготовка ко сну, ночной сон 20.45 - 07.30
Программа обучения на занятиях
Обучение на занятиях - основная форма коррекционной работы с шестилетними детьми.
Общая готовность детей к школе обеспечивается регулярностью проведения 17 фронтальных занятий каждую неделю, в течение 36 недель учебного цикла (сентябрь-май). 5 занятий проводит логопед. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи» на каждую группу утверждена должность логопеда.
В утренние часы ежедневно проводится по два фронтальных занятия с десятиминутными перерывами между ними: 1-е занятие с 9 часов до 9 часов 35 минут и 2-е - с 9 часов 45 минут до 10 часов 20 минут. В вечерние часы проводятся ежедневно (кроме субботы) одно занятие: с 16 часов 15 минут до 1 часов 50 минут.
Логопед ежедневно проводит одно фронтальное занятие (с 9 часов до 9 часов 35 минут). В летний период организуются только подгрупповые и индивидуальные занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся по системе, предусмотренной программой по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. Речевой материал фронтальных занятий всегда должен включать правильно произносимые звуки.
К фронтальным занятиям дети подготавливаются на подгрупповых и индивидуальных занятиях, которые проводятся логопедом ежедневно с 9 часов 45 минут до 13 часов. Подгрупповые занятия являются основной формой логопедических занятий. В подгруппы объединяются 2-6 детей преимущественно с однородными нарушениями. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей с более или менее однородными дефектами произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря, овладение грамматически правильной речью, анализом звукового состава речи, чтением и письмом, целесообразно перегруппировать с учетом всего объема речевой работы с каждым из них.
С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками речи (ринолалия, дизартрия и т.п.), кроме подгрупповых занятий, должны проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.
Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Занятия по развитию речи и закреплению произносительных навыков планируется совместно с логопедом.
Если первое занятие проводит логопед (по произношению, грамоте или развитию речи), воспитатель присутствует на нем, делает записи, так как отдельные элементы этого занятия включены в его вечернюю работу. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свое занятие, а в это время логопед берет одного или несколько детей на индивидуальную работу в кабинет. Не следует забывать, что основная цель специальных групп - исправить речь детей. Логопед, учитывая способности и индивидуальные особенности детей, заранее согласует с воспитателем, с какими детьми он будет проводить индивидуальную работу.
При оценке знаний детей применяются словесные и символические поощрения или тактичные указания на недостатки.
При проведении занятий логопед и воспитатель должны учитывать возрастные особенности детей и широко использовать разнообразные дидактические игры, игровые приемы, предметно-практические занятия, наглядные пособия и материалы.
Типовой учебный планВиды занятий Количество занятий в неделю

^ 1. ЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Первый период обучения

Произношение и развитие речи (фронтальные занятия) 5

Подгрупповые и индивидуальные занятия (СНОСКА: Первые две недели используются для обследования детей) ежедневно

Второй период обучения

Фронтальные занятия

Произношение и развитие речи 3

Обучение грамоте 2

Подгрупповые и индивидуальные занятия (СНОСКА: В июне проводятся только подгрупповые и индивидуальные занятия) ежедневно

2. ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (в течение года)

Ознакомление с окружающим и развитие речи (одно занятие в неделю отводится на развитие монологической речи) 3

Развитие элементарных математических представлений 2

Конструирование и аппликация 1

Рисование и лепка 1

Физкультура (СНОСКА: Дополнительно одно занятие по физкультуре проводится на прогулке) 2

^ 3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ 2
Логопедические занятия
Программа логопедических занятий состоит из следующих разделов:


  1. Формирование произношения и развитие речи.

2. Обучение грамоте.
Система коррекционного обучения имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
В первый период обучения (сентябрь-октябрь) фронтальные занятия проводятся только по разделу «Формирование произношения и развития речи» (5 раз в неделю).
Во втором периоде обучения (ноябрь-февраль) выделяются специальные часы (2 занятия в неделю) для обучения грамоте. Разделу «Формирование произношения и развития речи» выделяется три занятия в неделю.
В третьем периоде обучения (март-май), когда появляется возможность включить в учебный материал любые звуки (постановка звуков к этому времени должна быть закончена) выделяются одно-два фронтальных занятия в неделю на развитие речи, одно-два занятия на формирование произношения. На обучение грамоте отводится 2 занятия в неделю. В июне-августе проводится индивидуальная коррекционная работа по закреплению пройденного материала.
Формирование произношения и развития речи

Формирование произношения
Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:
- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
- научить произносить слова различной слоговой сложности;
- научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют осознанному овладению звуками речи. Это имеет громадное значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи (см. раз. 2).
Учитывая, что для детей, поступающих в спецгруппы, характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 минуте) физкультминутки.
Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях.

Развитие речи
Задачи коррекционного обучения по данному разделу заключаются в том, чтобы на специально подобранном речевом материале развить у детей способность к наблюдениям и обобщениям в сфере речевых фактов путем сравнения и сопоставления грамматических форм слова; привлекать внимание к морфологическому составу слова и способам словообразования, к составу предложения и связи слов в предложении, воспитывать навыки практического использования усвоенного речевого материала.
Лексико-грамматические упражнения проводятся на правильно произносимом детьми материале, в звуковой состав которого входят исправленные звуки на стадии окончательного их закрепления. Умения слышать, выделять и правильно произносить значимую часть слова способствует накоплению наблюдений за языком, создает условия для самостоятельного совершенствования речи в дальнейшем.
Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей проводит воспитатель. Продолжая и углубляя эту линию речевого развития, логопед ставит перед собой задачу - расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значений слов и некоторым способам словообразования; активизировать имеющийся у детей словарь. Дети учатся подмечать общие и различные морфологические элементы слова, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом; образовывать новые слова путем присоединения суффиксов (мех - меховой), приставок (прибежать, убежать, подбежать…), путем словосложения (рыбу ловит - рыболов). Дети учатся понимать простейшие случаи многозначности слов, как существительных (иголка для шитья, уголки у ежа, иголки у елки), так и глаголов (идет человек, слон, поезд, автобус, дождь, снег…). Внимание их привлекается к смысловым оттенкам слов; словам с противоположным значением и близкими по значению.
Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапах коррекционного обучения, так или иначе, сочетается с формированием грамматического строя речи. К этому разделу относится изменение грамматических форм слова (формообразование) и работа над предложением и словосочетанием. Привлечь внимание детей к изменению некоторых грамматических форм можно очень рано, несмотря на весьма ограниченный правильно произносимый фонд в это время. Так, начиная с первого периода обучения, а также на всех последующих этапах, усвоение правильного произношения слов сочетается с образованием множественного числа существительных, особенно тех, которые по тем или иным причинам могут вызвать у детей затруднения (колеса, блюдца, львы, уши и т.п.). Усваивают дети и способы образования родительного падежа во множественном числе (окон, стульев, гусят, полотенец и т.п.). Внимание детей привлекается к образованию глагольных форм с чередующимися звуками в настоящем и прошедшем времени (стричь - стрижет, складывает - сложил и т.п.). Усвоенные детьми слова включаются в словосочетания, предложения, тексты.
Работа над предложением должна проводится систематически, постоянно усложняясь, в течение всего времени обучения. Знакомство с предложением дается в чисто практическом плане. Вся работа строится на наблюдении и практике речи. Дети учатся правильно строить простые распространенные предложения: наблюдать связь в словосочетаниях и предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами; правильно строить сложные предложения. В процессе обучения дети овладевают навыками правильного употребления в речи основных грамматических категорий. Формируется и закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).
Развитие связной речи на материале правильно произносимых звуков является лишь частью тех упражнений, которые проводятся в детском саду с целью развития разговорной и описательной речи. В 1 и 2 периодах обучения дети учатся рассказывать, точно придерживаясь текста, составлять связные тексты из данных предложений, заучивают стихотворения.
В 3 периоде обучения, когда осуществляется закрепление всех поставленных звуков, часть логопедических занятий отводится на обучение детей пересказу и составлению рассказа по картине или серии картин.

Обучение грамоте
Цель коррекционного обучения по данному разделу:
- сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
- научить детей чтению и письму.
Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами рече-звукового анализа и обучением чтению и письму.
Для того чтобы создать возможность успешного усвоения детьми навыков чтения и письма, предусматривается подготовительный период обучения, длительность которого два месяца. В течение этого времени специальных занятий по обучению грамоте не выделяется - подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков.
В результате специальных упражнений у детей воспитывается направленность на звуковую сторону речи, они учатся четко произносить, различать и выделять отдельные звуки слова.
По отношению к грамоте в это время решаются две задачи:
- подготовить детей к анализу слов,
- научить слитно, без подбора букв читать простейшие прямые слоги типа СГ (С-согласный, Г-гласный).
«Букварный» период обучения длится 6 месяцев (ноябрь-апрель). В это время фронтальные занятия по грамоте проводятся два раза в неделю, подгрупповые - по мере надобности, кроме того, на каждом занятии по произношению выделяется около пяти минут на упражнения в чтении.
Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью сформирована, еще низок уровень лексико-грамматического развития. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами.
Характерными особенностями букварного периода обучения являются следующие:
- Обучение грамоте неразрывно связано с формированием произносительных навыков. При этом устные упражнения, направленные на произношение, различение на слух и дифференциацию в произношении отдельных звуков, а также на воспитание навыка правильного использования звуков и речи, постоянно сочетаются с анализом слов постепенно усложняющегося слогового состава и выделением из слов ударных и безударных гласных.
- Порядок изучения букв в основном соответствует последовательности усвоения детьми произнесения звуков.
- По возможности раздвигается во времени изучение букв, обозначающих близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки, то есть С-Ш, П-Б и т.д.
- При проведении первых упражнений на новую букву из материала заданий временно исключаются буквы, обозначающие близкие к изучающему звуку.
- Слова различного слогового состава включаются в материал, предназначенный для чтения, в определенной последовательности после устной подготовки, направленной на произношение и звуковой анализ этих слов.
- Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов. С этой целью применяются специальные приемы.
- В ходе обучения находят широкое применение различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме.
В послебукварном периоде обучения закрепляются и расширяются все полученные детьми знания, умения и навыки. Осуществляется переход от послогового чтения к слитному.
В результате обучения значительная часть детей должна овладеть чтением в пределах букваря, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам, пересказывать тексты; умением выкладывать из букв разрезной азбуки, списывать и писать слова различного звуко-слогового состава и предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
Программа логопедических занятий
Обследование детей - первые две недели обучения.
Развитие слуховой памяти - в течение года.
Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе - в течение года.

Первый период обучения (подготовительный) - сентябрь, октябрь.
Фронтальные занятия пять раз в неделю, индивидуальные и групповые ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия
1. Постановка и первоначальное закрепление звуков К, КЬ, ЛЬ, Х, ХЬ, ЙОТ, Ы, С, СЬ, З, ЗЬ, ТЬ, Ф, ВЬ, Р, Ш, Л и др. в соответствии с индивидуальными планами и с планами фронтальных занятий.
2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
3. Формирование грамматически правильной речи по мере надобности.


  1. Анализ, чтение, письмо по мере надобности.

М.: Просвещение, 2009Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы ДОУ для детей с нарушениями речи: ФФН, ОНР, Заикание, овладение русским (неродным) языком.
Краткое содержание.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития.
Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в средней группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
Пояснительная записка.
Программа.
Приложение.
Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН.
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе для детей с ФФН.
Примерный план занятий в подготовительной группе в первом периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения во втором периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения в третьем — четвертом периоде обучения.
Схема логопедического обследования ребенка с ФФН.
Приложение.
Примерный режим дня в младшей группе (3-4 года) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в младшей группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в средней группе (4-5 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в средней группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в подготовительной группе (5-6 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития.
Приложение.
Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием.
Приложение.
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком.
Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком.

Предлагаемая программа предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера С. на вопрос: "Как тебя зовут?" - отвечает: "Вея". "Тебя зовут Вея?" - "Не Вея, а Вея - я е пьявильно говоить не могу". В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли в Программу включать раздел "Коррекционная и инклюзивная педагогика", если в ДОУ нет детей с ОВЗ? А если придут дети с ОВЗ, то что потом? Делать приложение к Программе?

Ответ: к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).АООП дошкольной образовательной организации разрабатывается в том случае, если такие дети есть.

Вопрос. Добрый день! У нас в детском саду закрыли логопедический пункт. Вместо него, согласно приказа заведующего, организовали комбинированные группы для детей с ТНР. Родители детей прошли ПМПК. Логопедические заключения детей - ФФН и ОНР. Вопрос: АОП пишется одна на всех детей или на каждого ребенка? И нужен ли образовательный маршрут для каждого или достаточно иметь план работы специалистов конкретно для ребенка?

Ответ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывает ПМПК (см. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М. : Центр «Школьная книга». 2010).При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ. В Вашем случае – это разные образовательные программы: для детей с ФФН и для детей с ОНР. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Вопрос. В ходе разработки ООП нашего ДОУ возник вопрос: какой раздел добавить в программу, если у нас есть ребёнок-инвалид (отдельно адаптированную программу для ребёнка-инвалида теперь разрабатывать не нужно), но по его индивидуальной карте реабилитации по всем её разделам, кроме мероприятий медицинской реабилитации со стороны Управления здравоохранения Липецкой области, нет никаких рекомендаций, т.е. в разделе мероприятий психолого-педагогической реабилитации в рекомендациях по условиям организации обучения не нуждается, в психологической помощи со стороны ДОУ не нуждается. И так по всем разделам этой карты. Как проступить в этом случае?

Ответ. Согласно тексту этого письма образование данного ребенка должно осуществляться по ООП дошкольной образовательной организации с учетом медицинских показаний.

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как написать адаптированную программу для ребенка инвалида 5 группы здоровья. Диагноз: дизэритропатическая анемия, отклонений нет, только освобождение. Заранее вам благодарны.

Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно", но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно" в организационном разделе ООП ДО.

Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением?

Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Однако для детей с ЗПР должна быть разработана своя АООП с учетом особых образовательных потребностей этой категории детей, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.

Изменение календарно-тематического планирования возможно в случае, если это. не нарушает процесс реализации целей и задач АООП ДОО.

Вопрос. Анализируя нормативные документы, касающиеся разработки ООП ДО в группах компенсирующей и комбинированной направленности, пришли к определенным выводам. Есть ли в нижеуказанных тезисах ошибки?

1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

Ответ.

1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная общеоб разовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

Да это так.

Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:

Здесь по всей видимости идет речь о разделе «Программа коррекционной работы».

  • механизм адаптации/интеграции авторских вариативных программ/парциальных программ, например:

Замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);

Это должно быть прописано в пояснительной записке АООП.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;

Это отражается в разделе «Программа коррекционной работы».

  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);

Это описывается в разделе «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе».

  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

Это отражается в разделе «Планирование образовательной деятельности»

2. В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ).

Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)

Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:

Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности разрабатывается АООП ДОО.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • алгоритм разработки адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

3. В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк).

Вопрос. Разъясните, пожалуйста, на примере: В дошкольной образовательной организации функционируют группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи). Необходимо ли разрабатывать образовательную программу для групп общеразвивающей направленности отдельно, а для групп компенсирующей направленности - адаптированную образовательную программу (согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")? Или в дошкольной организации должна быть только образовательная программа дошкольного образования, в которой, согласно Приказа от 17.10.2013 г. № 1155, включено содержание коррекционной работы?

Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см.

Выбор программ сделан на основе анализа и учёта специфики учреждения, подготовленности кадров, отдельно взятых педагогов, создания условий и методического обеспечения для их реализации, а также на основании выбора приоритетного направления.

Наименование

программы

Комплексные

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Веракса Н.Е.

Комарова Т.С.

Васильева М.А.

Парциальные

Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Филичева Т.Б.,

Чиркина В.Г.

«Безопасность» - программно – методические материалы по развитию социально-коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста

Стеркина Р.Б.

Авдеева Н.Н.

Князева О.Л.

Программа социального развития детей «Я, ты, мы»

Князева О.Л.

«Изобразительная деятельность в детском саду» технология

Комарова Т.С.

Программа по экологическому воспитанию «Наш дом Природа» и методические рекомендации к ней

Рыжова Н.А.

«Экология для малышей»

Гончаровой Е.В.

Гавриловой О.Н.,

Моисеевой Л.В.

Программа патриотического воспитания «Город, в котором я живу»

НГГУ, рецензенты: Н.Д.Наумов

Н.С. Малетина, Л.А.Ибрагимова

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Изобразительная деятельность»

Шестакова А.В.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкально-ритмические композиции»

Буренина А.И.

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Театр физического воспитания и оздоровления»

Ефименко Н.Н.

Дополнительная общеобразовательная программа

коммуникативно-речевой направленности «Обучение чтению»

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png

Разрешается копирование материалов сайта с обязательной ссылкой на rvikogti.ru