Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли в Программу включать раздел "Коррекционная и инклюзивная педагогика", если в ДОУ нет детей с ОВЗ? А если придут дети с ОВЗ, то что потом? Делать приложение к Программе?

Ответ: к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).АООП дошкольной образовательной организации разрабатывается в том случае, если такие дети есть.

Вопрос. Добрый день! У нас в детском саду закрыли логопедический пункт. Вместо него, согласно приказа заведующего, организовали комбинированные группы для детей с ТНР. Родители детей прошли ПМПК. Логопедические заключения детей - ФФН и ОНР. Вопрос: АОП пишется одна на всех детей или на каждого ребенка? И нужен ли образовательный маршрут для каждого или достаточно иметь план работы специалистов конкретно для ребенка?

Ответ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывает ПМПК (см. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М. : Центр «Школьная книга». 2010).При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ. В Вашем случае – это разные образовательные программы: для детей с ФФН и для детей с ОНР. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Вопрос. В ходе разработки ООП нашего ДОУ возник вопрос: какой раздел добавить в программу, если у нас есть ребёнок-инвалид (отдельно адаптированную программу для ребёнка-инвалида теперь разрабатывать не нужно), но по его индивидуальной карте реабилитации по всем её разделам, кроме мероприятий медицинской реабилитации со стороны Управления здравоохранения Липецкой области, нет никаких рекомендаций, т.е. в разделе мероприятий психолого-педагогической реабилитации в рекомендациях по условиям организации обучения не нуждается, в психологической помощи со стороны ДОУ не нуждается. И так по всем разделам этой карты. Как проступить в этом случае?

Ответ. Согласно тексту этого письма образование данного ребенка должно осуществляться по ООП дошкольной образовательной организации с учетом медицинских показаний.

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как написать адаптированную программу для ребенка инвалида 5 группы здоровья. Диагноз: дизэритропатическая анемия, отклонений нет, только освобождение. Заранее вам благодарны.

Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно", но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно" в организационном разделе ООП ДО.

Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением?

Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Однако для детей с ЗПР должна быть разработана своя АООП с учетом особых образовательных потребностей этой категории детей, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.

Изменение календарно-тематического планирования возможно в случае, если это. не нарушает процесс реализации целей и задач АООП ДОО.

Вопрос. Анализируя нормативные документы, касающиеся разработки ООП ДО в группах компенсирующей и комбинированной направленности, пришли к определенным выводам. Есть ли в нижеуказанных тезисах ошибки?

1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

Ответ.

1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная общеоб разовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

Да это так.

Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:

Здесь по всей видимости идет речь о разделе «Программа коррекционной работы».

  • механизм адаптации/интеграции авторских вариативных программ/парциальных программ, например:

Замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);

Это должно быть прописано в пояснительной записке АООП.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;

Это отражается в разделе «Программа коррекционной работы».

  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);

Это описывается в разделе «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе».

  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

Это отражается в разделе «Планирование образовательной деятельности»

2. В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ).

Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)

Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:

Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности разрабатывается АООП ДОО.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • алгоритм разработки адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

3. В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк).

Вопрос. Разъясните, пожалуйста, на примере: В дошкольной образовательной организации функционируют группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи). Необходимо ли разрабатывать образовательную программу для групп общеразвивающей направленности отдельно, а для групп компенсирующей направленности - адаптированную образовательную программу (согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")? Или в дошкольной организации должна быть только образовательная программа дошкольного образования, в которой, согласно Приказа от 17.10.2013 г. № 1155, включено содержание коррекционной работы?

Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см.

М.: Просвещение, 2009Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы ДОУ для детей с нарушениями речи: ФФН, ОНР, Заикание, овладение русским (неродным) языком.
Краткое содержание.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития.
Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в средней группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
Пояснительная записка.
Программа.
Приложение.
Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН.
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе для детей с ФФН.
Примерный план занятий в подготовительной группе в первом периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения во втором периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения в третьем — четвертом периоде обучения.
Схема логопедического обследования ребенка с ФФН.
Приложение.
Примерный режим дня в младшей группе (3-4 года) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в младшей группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в средней группе (4-5 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в средней группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в подготовительной группе (5-6 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития.
Приложение.
Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием.
Приложение.
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком.
Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком.

Выбор программ сделан на основе анализа и учёта специфики учреждения, подготовленности кадров, отдельно взятых педагогов, создания условий и методического обеспечения для их реализации, а также на основании выбора приоритетного направления.

Наименование

программы

Комплексные

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Веракса Н.Е.

Комарова Т.С.

Васильева М.А.

Парциальные

Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Филичева Т.Б.,

Чиркина В.Г.

«Безопасность» - программно – методические материалы по развитию социально-коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста

Стеркина Р.Б.

Авдеева Н.Н.

Князева О.Л.

Программа социального развития детей «Я, ты, мы»

Князева О.Л.

«Изобразительная деятельность в детском саду» технология

Комарова Т.С.

Программа по экологическому воспитанию «Наш дом Природа» и методические рекомендации к ней

Рыжова Н.А.

«Экология для малышей»

Гончаровой Е.В.

Гавриловой О.Н.,

Моисеевой Л.В.

Программа патриотического воспитания «Город, в котором я живу»

НГГУ, рецензенты: Н.Д.Наумов

Н.С. Малетина, Л.А.Ибрагимова

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Изобразительная деятельность»

Шестакова А.В.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Музыкально-ритмические композиции»

Буренина А.И.

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Театр физического воспитания и оздоровления»

Ефименко Н.Н.

Дополнительная общеобразовательная программа

коммуникативно-речевой направленности «Обучение чтению»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Т. Б. ФИЛИЧЕВА, Г. В ЧИРКИНА

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

(старшая группа детского сада)

звуки с-ш Саша шаса саш-шас

Саша сушит сушки.

звуки з-ж зажа жаза зожо жозо

жук-зуб ножи-зонты кожа-коза

одежда-звезда

звуки ч-щ-ц-ш съ-ть чаща чаца чаша чатя чася сятяча сятяща сятяца

чашка часовщик ученица учительница

носильщик

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей

1. "Волшебный колпачок". На игровом поле находятся "лунки", где нарисованы картинки, в названии которых име­ется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. "Вертолина". Круглый циферблат разделен на неско­лько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. "Веселый рыболов". В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки "вылавливает" картинки и называет их.

4. "Кто самый внимательный". На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. "Волшебная ромашка". На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, "открывая" лепестки, называет соответствующие картинки.

6. "Загадочный сундучок". В красиво оформленном сун­дучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуе­мый звук. Ребенок наощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. "Украсим нашу елку". На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра "Наоборот". Логопед бросает ребенку мяч, назы­вает прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. "Найди свою пару". На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предме­тов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого - с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. "Собери осенний букет". В группе "растет дерево", на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как толь­ко музыка прекращается, логопед произносит: "Листья падают, летят, наступает листопад". Дети быстро берут листья и под­ходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

2. Обследование фонематического слуха

Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.

1. "Слушай и показывай". На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но раз­ные по значению (нос-нож, усы-уши, удочка-уточка, дочка-точка, змея-земля и т. д.). Логопед медленно и четко произно­сит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показы­вают ее логопеду.

2. "Кто самый внимательный?". Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладо­ши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.

3. "Слушай и повторяй". Логопед предлагает ребенку пов­торить сочетания из 2-х-3-х слогов, состоящих из правильнопроизносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый пра­вильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

4. "Какие подарки принес Буратино". В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук.

5. "Путешествие". Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным зву­ком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к "волшебному" домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.

3. Обследование слоговой структуры слова

Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изо­браженных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод . Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фото­графирует детей и т. д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сково­ рода, скатерть, троллейбус и т. п. (рекомендуется предложен­ные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Дата рождения (месяц, год)____________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________

Где находился ребенок до поступления в группу_______________________________

Жалобы родителей_____________________________________________________________

Данные о речевом развитии____________________________________________________

(появление первых слов, предложений) _________________________________________

Устойчивость внимания, работоспособность_____________________________________

Состояние общей и мелкой моторики__________________________________________

Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость)_________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата____________________________

Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффри­кат) ___________________________________

Различие звуков на слух и в произношении_____________________________________

Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водо­ провод) 1___________________________________

Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)__________________

Словообразование_____________________________________________________________

Грамматический строй_________________________________________________________ 1 В карте обязательно приводятся образцы детских выска­зываний.

КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Ре­жим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равно­мерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выпол­нять поставленные задачи. Важно при этом правильно распреде­лить обязанности логопеда и воспитателя.

В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи" в каждой группе рабо­тают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9 ч до 13 ч проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Согласно сетке занятий воспи­татель планирует занятия по различным видам учебной деятельности , как в первой, так и во второй половине дня. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию про­изношения зависит от периода обучения: в I периоде - 2 занятия, во II - 3, в III - 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия - с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин. С 10 ч до 12 ч 30 мин дети находятся на прогулке. Индивидуальная и подгрупповая работа, оформление документации, планирование заданий воспитателю по коррекции речи осуществляются логопедом с 9 ч 30 мин до 13 ч. После сна воспитамин зани­мается с детьми по формированию речи, после полдника или перед ужином в отдельные дни он проводит занятия по одному из видов учебной деятельности (см. сетку занятий).

Режим дня детей старшей группы

(от 5-ти до 6-ти лет)

Подъем детей, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика 7.30-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55

1 занятие (проводит логопед или воспитатель) 9.00-9.20

2 занятие (проводит воспитатель) 9.30-9.50
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.30-13.00

Подготовка к прогулке, прогулка 10.00-12.30

Подготовка к обеду, обед 12.30-13.15

Подготовка ко сну, дневной сон 13.15-15.00
Подъем, индивидуальные занятия по заданию логопеда

(проводит воспитатель), спокойные игры 15.00-16.00

Подготовка к полднику, полдник 16.00-16.20

Вечернее занятие (проводит воспитатель) 16.30-16.50
Спокойные игры. Подготовка к прогулке, прогулка 16.50-18.45

Подготовка к ужину, ужин 18.45-19.00

Спокойные игры 19.10-20.30

Подготовка ко сну, ночной сон 20.30-7.30

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

День недели

Время

Занятие

Кто проводит

Понедельник

Физкультура

Рисование

Развитие речи

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Математика

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Физкультура

Воспитатель

Воспитатель

Аппликация
Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Фронтальное логопедическое занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Воспитатель

Математика

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Лепка (конструирование)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

День недели

Время

Занятие

Кто проводит

Понедельник

Физкультура

Рисование

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Развитие речи

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Фронтальное логопедическое занятие

Математика

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Физкультура

Воспитатель

Воспитатель

Аппликация
Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Фронтальное логопедическое занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Музыкальное занятие

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Фронтальное логопедическое занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Лепка (конструирование)

Воспитатель

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

День недели

Время

Занятие

Кто проводит

Понедельник

Развитие речи

Рисование

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Физкультура

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Фронтальное логопедическое занятие

Математика

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Лепка (конструирование)

Воспитатель

Воспитатель

Фронтальное логопедическое занятие

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Физкультура

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Математика

Развитие речи

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Конструирование (лепка, рисование)

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Фронтальное логопедическое занятие

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Рисование

Музыкальный руководитель

Воспитатель

В зависимости от индивидуальных особенностей детей в сетку занятий воспитателя могут быть внесены изменения. Это касается увеличения или уменьшения продолжительности занятий" по отдельным видам деятельности , при сохранении их общего количества. Возможно проведение фронтальных логопедических занятий и занятий воспитателя по подгруп­пам в зависимости от произносительных возможностей детей. Это поможет педагогу уделять больше внимания каждому ребенку, а детям - проявлять речевую активность в процессе общения со сверстниками.

Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Программа воспитания и обучения детей с
фонетико-фонематическим

недоразвитием речи
(7 год жизни)

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР,

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.
В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов - как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Таким образом, в устной речи детей, зачисляемых в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием , выявляются следующие недостатки произношения:
а) замена звуков более простыми по артикуляции (например, звуки С и Ш заменяются звуком Ф);
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Нарушение фонематического восприятия наиболее отчетливо выражаются в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих-аффрикат);
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднения при анализе звукового состава речи.
Недостатки звуковой стороны речи детей в большей или меньшей степени зависят от структуры дефекта. Так, при дизартрии наиболее выражены нарушения артикуляции звуков, в то время как при дислалии преобладают замены и смешения звуков. Количество нарушенных звуков не всегда являются достаточным основанием для зачисления в данную группу, так как основным критерием является сочетание нарушения фонематического восприятия с дефектами произношения.
Дети, страдающие ринолалией и дизартрией, могут обучаться в этих группах только при отсутствии у них выраженного недоразвития всех компонентов речевой системы. (СНОСКА: В остальных случаях они зачисляются в группы с общим недоразвитием речи.)
Кроме указанных недостатков речи, характерным для детей, обучающихся в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием, является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.
При комплектовании групп учитывается весь комплекс перечисленных недостатков.
Дети, поступающие в подготовительные группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить за 10 месяцев пребывания в них объем основных заданий , умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В программе, с целью определения требований по развитию отдельных сторон речевой деятельности, выделяются следующие специальные разделы:
Формирование произношения и развитие речи; обучение грамоте; ознакомление с окружающим и развитие речи; работа с книгой.
Во все другие разделы программы (Подготовка к изучению математики, конструирование, рисование и др.) так или иначе включена работа по развитию речи и коррекции внеречевых процессов.

Задачи коррекционного обучения
Цель коррекционного обучения:
Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей - обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.
Ликвидация имеющихся у детей пробелов в речевом развитии проводится преимущественно логопедом (см. программу раздела «Формирование произношения и развитие речи»).
Логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
- формирование произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
На с корригированном речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи ;
- развитие связной речи преимущественно путем работы над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей преимущественно путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения.
Одновременно на занятиях, которые проводит воспитатель в связи с накоплением и систематизацией представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, со знакомством с природными и общественными явлениями, расширяется и уточняется словарь детей, развивается разговорная и описательная, повествовательная речь.
В программе выделяется специальный раздел «Работа с детской книгой». Основная его задача - воспитывать у детей навык полноценного восприятия доступных возрасту произведений.
Немаловажную роль в общем и речевом развитии детей играет обучение грамоте, которое является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного осознанного чтения, но также одним из способов формирования устной речи.
Занятия по обучению грамоте проводятся логопедом на материале правильно произносимых звуков.
Все указанные направления в работе по коррекции речи, так или иначе, взаимосвязаны.
Так, проведение упражнений, направленных на обогащение словаря и воспитание грамматического строя речи на правильно произносимом детьми материале, способствует одновременно совершенствованию как лексико-грамматических компонентов речи, так и фонетических.
В процессе формирования правильного произношения звуков большое внимание уделяется развитию внимания к звучащему слову, дифференциации звуков, анализу и синтезу звукового состава речи - все это создает предпосылки к успешному овладению грамотой. В свою очередь упражнения в чтении являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой сложности, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи. При обучении чтению предусмотрены многочисленные упражнения, направленные на развитие различных сторон речевой деятельности. В связи с чтением текста закрепляется навык кратких и полных ответов на вопросы, умение самостоятельно поставить вопросы к прочитанному тексту , пересказать его.
Кроме всех перечисленных направлений коррекционного обучения, в большинстве разделов программы предусматриваются специальные упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, и развитие грамматической правильности речи.
Так, при подготовке к изучению математики отмечается, что особое внимание следует обратить на усвоение детьми понятий (а, следовательно, и словаря), связанных с изучением величины (большой, высокий, низкий, длинный, и др.), а также в сравнительной степени (больше, меньше, выше, ниже и т.п.), с взаимным расположением предметов в пространстве (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, внутри и т.п.). Эти же и некоторые другие понятия и термины закрепляются во время занятий по письму, конструированию, аппликации, рисованию, о чем сказано в программах.
Наряду с этим воспитатель осуществляет руководство развитием речи детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется разными путями, но ведет к единой цели - ликвидировать в процессе воспитания и обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Задачи воспитания
Наряду с коррекционными задачами программа воспитания детей в специальных группах предусматривает физическое развитие, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание детей в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. Воспитание осуществляется в активной детской деятельности - в играх, посильном труде, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, детский сад стремиться сделать счастливым каждого ребенка.
Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия. Благодаря этому условию успешно формируются социальные чувства, коллективные взаимоотношения детей и создаются наилучшие возможности для развития индивидуальных способностей.
Воспитатель и логопед последовательно осуществляют работу по всем разделам, предусмотренным программой воспитания детского сада общего типа. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов типовой программы детского сада. Они должны утверждаться решением педсовета в начале учебного года на основании всестороннего изучения детей.
Все изменения и некоторые перестановки внутри тем целесообразно осуществлять в течение 2-го полугодия с тем, чтобы к концу учебного года обеспечить усвоение программы в полном объеме.
Физическое воспитание в подготовительной группе предусматривает дальнейшее укрепление здоровья детей , содействует их правильному физическому развитию и закаливанию, совершенствует функции организма, повышает его работоспособность. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению утомляемости детей.
Важнейшими задачами для детей с речевыми нарушениями являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства равновесия и пространственной ориентировки, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости и силы) в соответствии с состоянием здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовкой детей, их индивидуальных особенностей.
Для успешного решения задач физического воспитания детей седьмого года жизни необходим хорошо налаженный систематический врачебно-педагогический контроль за физическим развитием дошкольников.
Умственное воспитание направлено на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствования сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создает необходимую базу для эффективной коррекции речи.
У детей формируются интеллектуальные умения и навыки: они учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенное в воспринимаемых явлениях и делать обобщения, понимать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Задачи умственного воспитания детей не сводятся лишь к расширению объема приобретаемых детьми знаний. Они предполагают развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения.
Нравственное воспитание предполагает воспитание начал гуманизма, любви к Родине, лучшим людям труда, защитникам Отечества; формирование коллективистских чувств и отношений , овладение способами сотрудничества, осознание себя членами коллектива; воспитание дисциплинированности, сдержанности, скромности, стремления к полезной деятельности, трудолюбия, бережного отношения к общественной собственности.
Эстетическое воспитание направлено на развитие у детей способности воспринимать и чувствовать красоту произведений искусства и окружающей жизни. Оно способствует обогащению их внутреннего мира, развивает у ребенка художественный вкус, музыкальный и поэтический слух.
В результате воспитательно-образовательной работы дети должны придти в школу физически здоровыми, уметь ответственно относиться к своим обязанностям, подчиняться требованиям взрослых, обладать достаточными знаниями об окружающем мире, уметь читать, писать, считать, пользоваться хорошо развитой и выразительной устной речью, быть способными к самостоятельной деятельности.
Примерный режим дня

Подъем, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 - 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 - 8.50

Подготовка к занятиям 8.50 - 9.00

1-е занятие (проводит логопед) 9.00 - 9.35

2-е занятие (проводит воспитатель) 9.45 - 10.20

Индивидуальные и групповое логопедические занятия 9.35 - 13.00

Подготовка к прогулке, прогулка 10.20 - 12.45

Возвращение с прогулки 12.45 - 13.00

Подготовка к обеду, обед 13.00 - 13.25

Подготовка ко сну, дневной сон 13.25 - 15.00

Подъем, водные процедуры, игры детей, индивидуальные занятия по исправлению произношения (проводит воспитатель) 15.00 - 16.00

Подготовка к полднику, полдник 16.00 - 16.15

Фронтальные занятия (проводит воспитатель) 16.15 - 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка 16.50 - 18.30

Подготовка к ужину, ужин 18.30 - 19.00

Спокойные игры, прогулка, гигиенические процедуры 19.00 - 20.45

Подготовка ко сну, ночной сон 20.45 - 07.30
Программа обучения на занятиях
Обучение на занятиях - основная форма коррекционной работы с шестилетними детьми.
Общая готовность детей к школе обеспечивается регулярностью проведения 17 фронтальных занятий каждую неделю, в течение 36 недель учебного цикла (сентябрь-май). 5 занятий проводит логопед. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи» на каждую группу утверждена должность логопеда.
В утренние часы ежедневно проводится по два фронтальных занятия с десятиминутными перерывами между ними: 1-е занятие с 9 часов до 9 часов 35 минут и 2-е - с 9 часов 45 минут до 10 часов 20 минут. В вечерние часы проводятся ежедневно (кроме субботы) одно занятие: с 16 часов 15 минут до 1 часов 50 минут.
Логопед ежедневно проводит одно фронтальное занятие (с 9 часов до 9 часов 35 минут). В летний период организуются только подгрупповые и индивидуальные занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся по системе, предусмотренной программой по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. Речевой материал фронтальных занятий всегда должен включать правильно произносимые звуки.
К фронтальным занятиям дети подготавливаются на подгрупповых и индивидуальных занятиях, которые проводятся логопедом ежедневно с 9 часов 45 минут до 13 часов. Подгрупповые занятия являются основной формой логопедических занятий. В подгруппы объединяются 2-6 детей преимущественно с однородными нарушениями. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей с более или менее однородными дефектами произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включать упражнения , направленные на расширение словаря, овладение грамматически правильной речью, анализом звукового состава речи, чтением и письмом, целесообразно перегруппировать с учетом всего объема речевой работы с каждым из них.
С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками речи (ринолалия, дизартрия и т.п.), кроме подгрупповых занятий, должны проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.
Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Занятия по развитию речи и закреплению произносительных навыков планируется совместно с логопедом.
Если первое занятие проводит логопед (по произношению, грамоте или развитию речи), воспитатель присутствует на нем, делает записи, так как отдельные элементы этого занятия включены в его вечернюю работу. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свое занятие, а в это время логопед берет одного или несколько детей на индивидуальную работу в кабинет. Не следует забывать, что основная цель специальных групп - исправить речь детей. Логопед, учитывая способности и индивидуальные особенности детей, заранее согласует с воспитателем, с какими детьми он будет проводить индивидуальную работу.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png

Разрешается копирование материалов сайта с обязательной ссылкой на rvikogti.ru