Современные педагогические технологии, эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Часто педагогическую технологию определяют как:

Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

1 Информационно – коммуникационная технология

2 Технология развития критического мышления

3 Проектная технология

4 Технология развивающего обучения

5 Здоровьесберегающие технологии

6 Технология проблемного обучения

7 Игровые технологии

8 Модульная технология

9 Технология мастерских

10 Кейс – технология

11 Технология интегрированного обучения

12 Педагогика сотрудничества.

13 Технологии уровневой дифференциации

14 Групповые технологии.

15 Традиционные технологии (классно-урочная система)

1). Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач :

· использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

2) Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

· На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

· На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

· Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Эссе

6. Приём «Корзина идей»

7. Метод контрольных вопросов

8. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

9. Да - нет

3). Проектная технология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Практическое применение элементов проектной технологии.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

1. характеризуется высокой коммуникативностью;

2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3. особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке;

4. основана на цикличной организации учебного процесса.

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

4). Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

v строят гипотезу,

v намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

v аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения : способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

5). Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1. По области применения:

-физические

-интеллектуальные

-трудовые

-социальные

-психологические

2. По характеру педагогического процесса:

-обучающие

-тренинговые

-контролирующие

-обобщающие

-познавательные

-творческие

-развивающие

3. По игровой технологии:

-предметные

-сюжетные

-ролевые

-деловые

-имитационные

-драматизация

4. По предметной области:

-математические, химические, биологические, физические, экологические

-музыкальные

-трудовые

-спортивные

-экономически

5. По игровой среде:

-без предметов

-с предметами

-настольные

-комнатные

-уличные

-компьютерные

-телевизионные

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

-Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

-Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

-Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

§ стимулируется познавательная деятельность

§ активизируется мыслительная деятельность

§ самопроизвольно запоминаются сведения

§ формируется ассоциативное запоминание

§ усиливается мотивация к изучению предмета

6). Кейс – технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ .

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

7). Технология творческих мастерских

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

8). Технология модульного обучения

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ""модульное обучение"" связан с международным понятием ""модуль"", одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

9). Здоровьесберегающие технологии

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока должно составлять не менее 60% и не более 75-80%;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

10).Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

    Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

    Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

    Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

    Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

    В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

    Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

11). Традиционная технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

Группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

Основной единицей занятий является урок;

Урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Организационная четкость

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Шаблонное построение, однообразие

Нерациональное распределение времени урока

Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Отсутствие самостоятельности

Пассивность или видимость активности учащихся

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать,что какая-то из них лучше,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".


  • Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС;
  • Повышение профессионального уровня и педагогического мастерства по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС.

  • технология критического мышления;
  • технология проблемного обучения;
  • метод проектов;
  • технология сотрудничества;
  • технология модульного обучения.

Технология развития критического мышления Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).


«Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

Цикл «Для». Команды строка и столбец

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле

Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета.


«Верю – не верю»

Верно ли, что

В начале урока

Ей было тысяча сто (13)лет,

В конце урока

Она в сто первый (6) класс ходила,

В портфеле по сто (4) книг носила – всё это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком (2) ног, она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий. (4).

Она ловила каждый звук своими десятью (2) ушами,

И десять (2) загорелых рук портфель и поводок держали.

И десять (2) тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно, Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ.





«Синквейн»

Компьютер

Персональный, современный

Хранит, обрабатывает, создает

Компьютер – электронно-вычислительная машина

Память


«Синквейн»

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно

«Написание творческих работ»

«Жил-был Мальчик. Был он очень ленивым, целый день сидел в Интернете, не учился, не работал, только играл в онлайновые игры, смотрел мультики на YouTube.

И решил Интернет помочь бедному ребенку, собрал он всех своих подданных: электронных почт, множество сайтов, социальных сетей.

И сказал великий Интернет: «Спасём же, товарищи, несчастного Мальчика, ему уже шестнадцатый год пошел, а он ничего о нас не знает. Нужно избавить его от лени да уму разуму научить!».

Давайте научим Мальчика ухаживать за компьютером, а то так много вирусов завелось, что даже загружаться не хочется! – сказал главный советник Интернета, браузер Opera.

Нужно научить его скачивать хорошие программы, интересные фильмы, умные книги. И чтобы мы, сайты да форумы, приносили ему только пользу, – сказал дворянин Google.

Но Мальчику ещё нужно отдыхать, а не только сидеть за компьютером, – добавил князь Вконтакте Великий.

И договорились они с программой Windows, что бы она на время отключилась, отдохнула. Тем временем Интернет позвал своих дружинников, антивирусов, которые изгнали злых и хитрых вирусов.

Когда вирусы удалились, Программа включилась и заработала лучше прежнего.

А Мальчик нашел в своём электронном ящике загадочное письмо, в котором было сказано, чтобы он ухаживал за компьютером, а не то он никогда не сможет попасть в Интернет. Ещё к письму было прикреплено много интересного про компьютеры, про Интернет.

Мальчику так понравилась информатика, что он сам стал бороться с вирусами, устанавливать программы. Он перестал тратить время зря, и вскоре стал хорошим программистом».




«Задачи типа «Кто есть кто?»

Три поросёнка

Жили-были на свете три поросенка, три брата: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Построили они три домика: соломенный, деревянный и кирпичный. Все три брата выращивали возле своих домиков цветы: розы, ромашки и тюльпаны. Известно, что Ниф-Ниф живет не в соломенном домике, а Наф-Наф – не в деревянном; возле соломенного домика растут не розы, а тот, у кого деревянный домик, выращивает ромашки. У Наф-Наф аллергия на тюльпаны, поэтому он не выращивает их. Узнайте, кто в каком домике живет и какие цветы выращивает.


  • Мне больше всего удалось...
  • Я могу себя похвалить за…
  • Я могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей


Метод проектов

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.


Технология сотрудничества

Варианты применения обучения в сотрудничестве:

  • Проверка правильности выполнения домашнего задания(в группе учащиеся могут прояснить непонятные в ходе выполнения домашнего задания детали);
  • Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой (группы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их число);
  • Совместное выполнение практической работы (в парах);
  • Подготовка к тестированию, самостоятельной работе (учитель предлагает выполнить задание или тест индивидуально каждому ученику);
  • Выполнение проектного задания.

Технология модульного обучения

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.


Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.

В.П.Беспалько


Татьяна Климовская
Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности ФГОС до

Качество образования - это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование - это прежде всего образование , способствующее становлению человека, развитию себя, своего образа как неповторимой индивидуальности. Сегодня важно не столько сформировать знания, сколько развить в человеке механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, природой и культурой.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса . На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования , форм и методов организации образовательной деятельности , роли педагога.

Каким образом организовать образовательный процесс в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО ? Конечно изменением подходов к построению взаимодействия взрослого и ребенка, включением инновационных образовательных технологий , направленных на повышение эффективности образовательной деятельности .

Давайте обратимся к основным определениям :

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств ; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) .

Остановимся на структуре образовательной технологии в которой выделяют три основных составляющих :

Концептуальная часть – это научная база технологии , т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей , методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

В условиях реализации ФГОС ДО наиболее актуальными становятся технологии :

Здоровьесберегающие;

Социоигровые;

Технологии проектной деятельности ;

Исследовательские технологии ;

Технологии организации совместной деятельности ;

Технология «Портфолио» ;

Информационно-коммуникационные технологии и др .

Обратимся к технологиям , наиболее востребованным и часто используемыми педагогами в образовательной деятельности : игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольника , поэтому социоигровым технологиям (сокращенно СИТ) отводится ведущая роль.

Что же означает данный термин?

социо-«организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо» ;

игровая – один из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте;

технология от др . -греч. техно - искусство , мастерство, умение; логос - «слово» , «мысль» , «смысл» , «понятие» ) т. е. мастерство слова, искусство слова.

Авторами и разработчиками данной технологии являются Шулешко Евгений Евгеньевич, психолог и педагог, Букатов Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения, Ершова Александра Петровна –педагог.

Основа социоигровой педагогики заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Социоигровая технология на дошкольной ступени образования – это прежде всего развитие ребенка в игровом общении со сверстниками средствами грамотного педагогического руководства, идущего от возможностей и потребностей детей. Предлагаю вам познакомиться с моделью отношений в социо-игровой технологии : отношения всех участников образовательного процесса строятся на принципах равноправия и партнерства. Все мы разные, у каждого свое мнение, поэтому необходимо выслушать собеседника и прийти к единому мнению. В коллективном обучении мы делаем три шага : первый шаг- послушай и подумай (самостоятельная работа, 2- поделись с партнером (учебный диалог, 3 – поделись пониманием (представление результатов) .

Социоигровая технология имеет свою классификацию :

Игры-задания для рабочего настроя – позволяют значительно сократить вхождения в образовательную деятельность . Главная задача игр пробудить интерес друг к другу, поставить участников игры в зависимость друг от друга, обеспечивающих общее повышение мобилизации внимания;

Игры-разминки (разрядки) . Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха ;

Игры социо-игрового характера (приобщение к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей с другом. Могут использоваться как в процессе усвоения, так и закрепления учебного материала;

Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;

Игры вольные (на воле) . Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате (подвижные игры разного характера) .

Основные характеристики социоигровых технологий можно раскрыть в следующих правилах :

Смена лидерства - работа в малых группах предполагает коллективную деятельность , а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться;

Двигательная активность, смена мизансцен - образовательная , совместная и самостоятельная деятельность должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения. Могут общаться в различных уголках : в центре, за столами, на полу, в приемной и т. п.);

Смена темпа и ритма - менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Необходимо уяснить, что каждое задание имеет свое начало и конец, и конечно же требует определенной сосредоточенности ;

Интеграция всех видов деятельности - в соответствии с современными требованиями позволяет создать модель организации педагогического процесса. Обучение проходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, воображение , умение взаимодействовать друг с другом. Интеграция содержания предоставляет ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности , а для педагога - возможность для самореализации, самовыражения, творчества;

Ориентация на принцип полифонии – за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток. Ребенку вместе с ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.

Их мотивационной свободы (добровольности) ;

Информационной инициативности (коммуникативности) ;

Деловой компетентности.

Одной из востребованных технологий , используемой педагогами в образовательной деятельности является технология исследовательской , проектной деятельности . Метод проектов – это педагогическая технология , стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект» , его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности . Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология применима уже начиная с младшего дошкольного возраста, когда в процессе простейших опытов, экспериментов дети учатся устанавливать простейшие связи и закономерности, а в более старшем возрасте способны проектировать свою деятельность в различных направлениях.

Хотелось бы остановиться на включении в деятельность с детьми технологии интеллект карт Тони Бьюзена. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Области применения интеллект карт :

Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт» ;

Изучение нового материала;

Повторение ранее изученного материал;

Представление результатов проектной деятельности .

Свойства интеллект - карт :

Наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

Привлекательность (хорошая интеллект-карта свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект- карта легко запоминается.)

Своевременность (интеллект- карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

Творчество (интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

В век информационных технологий невозможно обойтись без включения в деятельность с детьми информационно – коммуникационных технологий .

ИКТ позволяют показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре . В доступной форме, ярко, образно , преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Технологический подход , то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем способствуют их успешному обучению в школе. Каждый педагог – творец технологии . Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне , всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Чарльз Диккенс сказал «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Ирина Щепетинникова
Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС ДО

Термин «педагогическая технология » очень популярен в последние годы. Понятие «педагогическая технология » может быть представлено тремя аспектами : научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным.

Педагогическая технология максимально связана с образовательным процессом : деятельностью воспитателя и детей, ее построением, средствами, формами и методами.

Она имеет следующую структуру : концептуальную основу, содержательную часть образовательного процесса (цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, технологический процесс , включающий организацию образовательного процесса, формы и методы работы педагога , деятельность дошкольников, диагностику образовательного процесса.

Любая педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики . Ее источниками и составными элементами являются : педагогическая , психологическая, общественная науки, передовой педагогический опыт , новое педагогическое мышление .

Применительно к дошкольному образованию целесообразно рассмотреть педагогические технологии , как средство развития личностных качеств ребенка (его активности, самостоятельности, творческих возможностей и др.)

Классификация педагогических технологий на современном этапе :

Личностно - ориентированные педагогические технологии

Технологии саморазвития

Технологии , предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе

Технология , предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально - психологической основе

Игровые технологии

Здоровьесберегающее технологии

Технология проектной деятельности

Технологии исследовательской деятельности

Информационно - коммуникационные технологии .

Личностно-ориентированные технологии : направлены на обеспечение комфортных, безопасных, бесконфликтных условий развития личности . Личность ребенка является целью образовательной системы и центром внимания педагога . Ее уникальность, стремление реализации своих возможностей учитываются в разнообразных ситуациях. Примером личностно-ориентированных технологий является «Педагогика сотрудничества » как особый вид воплощения нового педагогического мышления . В ней : переход от педагогики требования к педагогике отношений , гуманно-личностный подход, единство воспитания и обучения. Содержание : новый взгляд на личность, личностная направленность образовательного процесса, формирование у ребенка нравственных ценностей (доброты, милосердия, трудолюбия, достоинства, гражданственности) . Гуманизация и демократизация педагогических отношений : вера в ребенка, терпимость к детским недостаткам, поощрение, стимулирование сотрудничество, право ребенка на ошибку. Основной стиль общения педагога и воспитанников : не принуждать, а убеждать; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Индивидуальный подход сегодня также имеет новую трактовку : формирование Я-концепции личности, применение психолого-педагогической диагностики личности, прогнозирование развития личности, создание индивидуальных программ развития. Для формирования Я-концепции необходимо : видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, оптимистично верить в нее; создавать ситуации успеха, поддержки; принимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка; предоставлять детям возможность для реализации себя; развивать творческие способности, индивидуальность.

Технология саморазвития . Анализ научных исследований М. Монтессори, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской позволил определить концептуальные положения этой технологии : формирование самоуправляющих механизмов личности, воспитание саморазвития личности. Воспитатель должен помочь ребенку самореализоваться, самоопределиться. Дидактические основы данной технологии : учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ребенка и должен быть организован так, чтобы воспитанник имел возможность выбора при выполнении заданий; изложение знаний педагогом должно быть направлено на преобразование наличного опыта каждого ребенка; обеспечение возможности саморазвития, самовыражения; формирование умений по оцениванию полученного результата и планированию своей работы.

Технологии , предполагающие построение образовательного процесса на деятельностной основе. Деятельностный подход изучали : Л. С. Выгодский (психологическое изучение деятельности, А. Н. Леонтьев (основные положения общепсихологической теории деятельности, Д. Б. Эльконин (раскрыл понятия ведущей деятельности возрастных этапов) . Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. В центре внимания - совместная деятельность детей и взрослых по реализации выбранных целей и задач. Принципы деятельностного подхода : принцип субъектности образования, принцип учета ведущих видов деятельности, принцип учета сензитивных периодов жизни, принцип определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации, принцип проектирования, принцип высокой мотивированности, принцип нравственного обогащения, принцип сотрудничества. Требования к технологии организации и осуществления деятельности дошкольников : Подчинение предметного результата воспитательному в виде качественных изменений личности. Адекватное отношение к окружающему миру. Создание условий для положительных эмоций. Формирование социально ценных мотивов поведения и деятельности. Подчиненность деятельности правилам, обусловленным объемом , местом, временем и т. п.

Технологии , предполагающие построение образовательного процесса на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Основные требования :

Воспитатель должен владеть способами саморегуляции (релаксации, аутотренинга, воспитание оптимизма, развитым вниманием, воображением, речью; строить отношения на основе взаимопонимания, ведущий тип отношений- устойчиво- положительный; осуществлять развивающее педагогическое взаимодействие , основанное на модели «субъект-субъектных связей» . Педагогическое взаимодействие реализуется на основе принципов : диалогизации, индивидуализации, проблематизации, персонификации (включение эмоций и личного опыта, достижения позитивной открытости, обеспечения субъективной свободы(«Знание не ради знания, а ради развития» , преодоления тревожности, страха за счет положительной оценочной деятельности (создание ситуации успеха) . Воспитатель должен быть подготовлен к организации и проведению целенаправленной работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников, используя эмоционально-символические и релаксационные методы, кинестические техники , разнообразные игры : ролевые, коммуникативные, игры и задания, связанные с развитием произвольности, воображения. Применение в педагогическом процессе методов педагогического внушения и убеждения, основанных на доверии, целесообразности, педагогическом такте , лаконизме вербальных воздействий. Убеждение действенно : в рамках донной потребности или нескольких одинаковой силы, при малой интенсивности эмоций.

Игровые технологии : Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр . Главная цель – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня развития детей. Задачи – достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность. Основные требования : технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы; научная база – опора на определенную научную концепцию достижений образовательных целей; системность – логика, взаимосвязь частей, целостность; управляемость – планирование, поэтапная диагностика, варьирование средств и методов; эффективность – достижение определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам; воспроизводимость – применение в других ДОУ. Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей . Игровые занятия проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе, легче усвоить материал любой сложности. Методические основы игровой технологии : создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности; осуществляется в определенной последовательности (дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом); охватывает определенную часть образовательного процесса, объеденную общим содержанием, сюжетом, персонажем; включаются последовательно игры и упражнения, формирующие знания из образовательной области. Руководство при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям : выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование, организация игрового коллектива, развитие игровой ситуации, окончание игры. Игровые педагогические технологии включают различные методы и приемы организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр . В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленная цель воспитания, развития и обучения, педагогический результат . Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png