Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?

Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.

Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.

На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:

"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника» , профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.

Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.

Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.

Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:

2. Направление «Информационные системы и технологии» , профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.

Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?

Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?

Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.

Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?


Диаграмма из заметки

О специальности:

Описание специальности информатика и вычислительная техника, в каких ВУЗах преподают информатику и вычислительную технику,поступление, экзамены, какие предметы изучают на специальности.

Автоматизированные системы программирования, электротехника и электроника, программирование, операционные системы ЭВМ и периферийные устройства, сети и телекоммуникация, компьютерная и инженерная графика являются основным предметом изучения студентов в теоретической части обучения. В практической части обучения, вводящей в профессию, студентам предстоит учиться анализировать потоки информации, создавать поисковые системы и сети хранения. По мнению экспертов, лучшими преподавателями данной специальности являются специалисты, занимающиеся практикой.

Трудоустройство по специальности информатика и вычислительная техника

Для выпускника открыты вакансии программистов, системных администраторов и инженеров операторов. На рабочем месте предстоит заниматься программированием программного обеспечения, компьютерным моделированием, Web-администрированием, управлением и контролем автоматизированных систем управления на предприятиях.

Карьера по специальности информатика и вычислительная техника

Программисты – один из самых востребованных специалистов на современном рынке труда. Высококачественные специалисты имеют заработок свыше ста тысяч рублей в месяц. Так же широко востребованные системные администраторы, чей уровень заработной платы зависит от величины компании, в которой он работает, и его опыта

Номер Направления:

Форма обучения:

Стоимость обучения:

От 122 960 рублей

Количество мест:

Бюджет:  100
Контракт:  30

Уровень образования
и срок обучения:

Бакалавриат 4 года

Минимальные баллы:

Математика:  55
Информатика и ИКТ:  55
Русский Язык:  36
Проходной балл на бюджет в 2018 год:   221

О СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Ты трудолюбив и любишь получать новые знания? Не боишься трудностей и готов стать настоящим специалистом? Обожаешь работать с программными языками и анализировать технические данные и научную информацию? Если да, то данное направление подготовки идеально подойдет для тебя.

Основная цель образовательной программы - подготовка квалифицированных кадров в области информатики и вычислительной техники. Кроме того, немаловажной задачей является формирование знаний и умений в различных областях, таких как: гуманитарные, социальные, экономические, математические и естественные науки. Наши выпускники получают высшее образование, что позволяет им без труда проводить разработки и исследования, направленные на создание и обеспечение функционирования автоматизированных систем управления и контроля, измерительных и корпоративных информационных систем. Благодаря полученным универсальным и предметно-специализированным навыкам выпускник чувствует себя уверенно на рынке труда. В образовательную программу входит выбор студентами индивидуальных образовательных траекторий. Обучение формирует готовность выпускников вуза к активной профессиональной и социальной деятельности.

После окончания обучения вы сможете успешно продолжить обучение на магистерских программах не только в УрФУ, но и в ведущих ВУЗах России. Вы будете обладать уникальной возможностью перспективной работы на предприятиях различных форм собственности: от аналитических отделов крупных финансовых организаций до подразделений по разработке программного обеспечения современных IT-компаний.

Основные дисципилины


  • Иностранный язык
  • Математика
  • Физика
  • Компьютерная и инженерная графика
  • Алгоритмы и структуры данных
  • Объектно-ориентированное программирование
  • Метрология и стандартизация
  • Электроника
  • Основы профессионализма
  • Инженерия программного обеспечения и др.

Майноры

Студенту УрФУ доступен весь спектр мировых знаний на самом высоком уровне. Например, это проявляется в таком инструменте как майнор. Майноры - это образовательные программы, специально рассчитанные дать студентам знания и компетенции в областях, отличающихся от основного направления подготовки. Важная особенность в том, что, когда преподаватели готовят такой модуль-майнор, они изначально стремятся сделать его интересным и увлекательным для широкого круга учащихся, а не только для студентов с профильной подготовкой. Возможность освоить майноры появляется на 3 курсе, и длятся они один год (осенний и весенний семестры). В каждом семестре студент может выбрать лишь один майнор и тому, кто успешно прошел обучение и сдал зачет, будет выдан сертификат

Трудности с которыми может столкнуться студент

1. Нехватка времени и неумение его грамотно распределять
2. Выдача большого количества разного рода работ в конце семестра на короткий срок
3. Очень много приходится осваивать самостоятельно, большой объём домашних заданий
4. Недостаточный уровень школьной базы знаний для освоения новых, более сложных предметов

Кем работать?

Администратор баз данных

Специалист, отвечающий за обслуживание систем управления баз данных.

Инженер программист

Специалист, отвечающий за разработку программного обеспечения, разработку сайтов.

Инженер-схемотехник

Специалист, отвечающий за разработку схемотехнических решений, печатных

Системный администратор

Специалист, отвечающий за поддержание правильной работы компьютерной техники


Стоит отметить, что на сегодняшний день IT-специалисты крайне востребованы. За последние десятилетия мир стремительно обрастает новыми технологиями, и специалисты в области информатики и вычислительной техники нужны все больше. Перед выпускником откроются перспективы построения успешной карьеры.
1. Администратор баз данных - Специалист, отвечающий за обслуживание систем управления баз данных. Главная его обязанность - обеспечение постоянной работы сервера и доступа пользователей к нужной информации. База данных – это собрание разных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, таблиц, данных о клиентах и пр.), которые структурированы в соответствии с некими правилами, хранятся в памяти компьютера и обрабатываются посредством его вычислительных мощностей (специального программного обеспечения)
2. Инженер программист - Специалист, отвечающий за создание управляющих программ, разработку программного обеспечения, разработку сайтов. Есть и те, кто занимается созданием мобильных приложений. В общих же чертах, инженер-программист занимается разработкой, отладкой (поиск и исправление ошибок), тестированием работоспособности и дальнейшим изменением программного обеспечения.
3. Инженер-схемотехник - Специалист, отвечающий за разработку схемотехнических решений, печатных плат. Он осуществляет техническое сопровождение изготовления опытных образцов, отладка и настройка, готовит и согласует TЗ, составляет техническую документацию на изделие согласно нормам ЕСКД.
4. Системный администратор - Специалист, отвечающий за поддержание правильной работы компьютерной техники и программного обеспечения и информационную безопасность организации.
5. Системный аналитик - Специалист, отвечающий за решение организационных задач с помощью системного анализа. В широком плане невозможно описать эту профессию. Такой специалист анализирует поставленные перед компанией задачи и придумывает, как именно стоит их решать: как будет работать система, какие технологии надо использовать. Эта профессия в России возникла совсем недавно. Ее появление связано напрямую с повышением спроса на автоматизацию процессов в крупных фирмах.

я учусь на факультете Информатики и вычислительной техники на кафедре Автоматизированных Систем Обработки Инфомации и Управления в КПИ, Киевском Политехническом Институте, и Информационные системы и технологии - - моя стезя.
Собственно, выдержка из описания на сайте, дабы не тянуть кота за хвост:

Учебная программа бакалавриата

1. Цикл программирования

Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы и структуры данных. Объектно - ориентированное программирование. Объектно - ориентированное моделирование. WEB - технологии и WEB-дизайн. Организация баз данных и знаний. Компьютерная графика. Компьютерные технологии статистической обработки информации. Кросс - платформенное программирование. Технология создания программных продуктов. Операционные системы. Основы WEB-дизайна.

2. Математический цикл

Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Высшая математика. Элементы теории функций комплексного переменного и операционное исчисление. Дискретная математика. Теория вероятностей, вероятностные процессы и математическая статистика. Математические методы исследования операций. Теория алгоритмов. Численные методы. Теория принятия решений. Статистические методы, теория потоков событий.

3. Системно-технический цикл

Системный анализ. Моделирование систем. Технологии распределенных систем и параллельных вычислений. Технологии защиты информации. Проектирование информационных систем. Технологии компьютерного проектирования. Интеллектуальный анализ данных. Методы и системы искусственного интеллекта. Управление IT - проектами. Физика. Электроника и электротехника. Компьютерная схемотехника и архитектура компьютера. Компьютерные сети. Микропроцессорные системы.

Сферы деятельности

Наши выпускники - это специалисты широкого профиля. Объекты их специализации находятся в различных областях деятельности человека - в сферах

  • промышленности
  • медицины
  • финансов
  • транспорта
  • торговли
  • бизнеса

Наши выпускники способны решать разнообразные проблемы: от автоматизации бухгалтерского учета к разработке компьютерных сетей и интеллектуальных систем принятия решений. Как системные аналитики, они глубоко понимают сущность сложных процессов взаимодействия различных сфер производственной, гуманитарной и бизнес-деятельности, что дает им преимущества для успешного конкурирования на рынке труда.

Выпускники работают везде, где разрабатывается, внедряется, адаптируется или эксплуатируется программное обеспечение и различные информационные (системные) технологии, в частности, как:

  • системные аналитики,
  • руководители проектов,
  • специалисты по обработке данных,
  • консультанты по внедрению и реинжиниринга,
  • администраторы баз данных,
  • прикладные программисты,
  • инженеры по сопровождению,
  • тому подобное.

В наш быстро меняющийся современный век информатика и вычислительная техника стали не просто нормой жизни, а стали нашу жизнь. Уже качество человеческого существования начинает зависеть от того, насколько успешно люди в них разбираются. Если человек умеет обращаться с компьютерной техникой на «ты», то он живет в ритме времени и его всегда ожидает успех.

Само слово «информатика» практически на всех языках мира обозначает науку, которая связана с вычислительной техникой или компьютерами. Если говорить конкретно, то этот термин имеет следующее определение: так называется наука, которая имеет своей основной задачей изучение различных методов получения, хранения, накопления, передачи, трансформации, а также использования информации.

К прикладной информатике относится использование ее в обществе, программное обеспечение, борьба с компьютерными вирусами и информационное общество. Применяется информатика и вычислительная техника в современной жизни в нескольких основных направлениях:

Разработка вычислительных систем и необходимого программного обеспечения;

Теория информации, изучающая все связанные с ней процессы;

Методы искусственного интеллекта;

Системный анализ;

Методы машинной анимации и графики;

Средства телекоммуникации, к которым относятся и глобальные ;

Разнообразные приложения, которые охватывают практически все стороны человеческой деятельности.

Несомненно, что развивающийся технический прогресс оказывает на нашу жизнь важное влияние и постоянно преподносит человечеству новые возможности для получения, сбора и хранения информации.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png