Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено

педагогическим советом

МБУ СОШ № 48 г. Нижнеудинска

протокол № __ от 25.08.2014 года

Утверждено

приказ № ___ от 25.08.2014 года

МБУ СОШ № 48 г. Нижнеудинск

Директор:________

«Ура! Каникулы!!!»

Программа

«Организация каникулярного времени школьников как средства

социализации детей и подростков»

Разработала:

Максименко Т.С.,

заместитель директора школы по УВР, учитель истории

высшей квалификационной категории

Нижнеудинск – 2014

Раздел 1

Информационный

1.Тема опыта: «Организация каникулярного времени школьников как средство социализации детей и подростков».

2. Опыт работы представлен следующими материалами:

    Комплексная программа «Ура! Каникулы!»

    Игровой алгоритм программы;

    Программа «Летней оздоровительной кампании»;

    Программа подготовки и участия юношей 10 класса в военных

сборах старшеклассников на базе военного городка;

    Программа организации экологической деятельности школы во время каникул;

    Программа организации спортивной деятельности школы во время каникул;

    Организация работы летнего трудового отряда школьников, созданного на базе городского «Центра занятости»;

    Сценарии мероприятий детского оздоровительного лагеря «Радостания»;

    Социальный проект «Школьный дворик»;

    Материалы, размещенные в СМИ;

3. Степень новизны опыта:

Данный опыт работы направлен на усовершенствование содержания деятельности по организации каникулярного отдыха детей и подростков и применение новых педагогических технологий.

4. Способ получения нового:

Новизна представленного опыта раскрывается через усовершенствование отдельных сторон педагогического труда, комбинацию элементов современных методик, эвристику.

5. Содержательно-целевая направленность опыта:

Опыт направлен на поиск новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности МОУ «Темп» по организации каникулярного отдыха детей и подростков, связан с содержанием образования, педагогическими технологиями, методической работой.

6. Длительность функционирования опыта:4 года

Раздел II

Технологический

1. Актуальность опыта

В одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России, изданном более века назад, есть удивительная строка: «Каникулы – есть время для отдохновения ребенка».

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений.

Понятие «Каникулы» произошло от названия одной из звезд созвездия Большого Пса. В конце XIX века оно было связано с жарким летним временем и означало праздную пору в учебных заведениях. Следуя определению В.И.Даля, каникулами надо было называть время, «когда нет дела, когда нечего работать». В XX столетии слово «каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив основную характеристику: это время, когда у детей нет занятий в учебных заведениях общего среднего или профессионального образования.

Но школы в каникулярное время, как правило, продолжают свою деятельность. МБУ СОШ № 48 имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В школе накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности в период каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.

Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития личности ребенка во время каникул.

Сложные социально-экономические и политические перемены, происходящие в стране, диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности.

Цель работы педколлектива школы в каникулярное время – создание целостной системы каникулярного отдыха, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.

Задачи:

    создать необходимые условия для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков;

    совершенствовать психолого-педагогическое сопровождение и программно-методическое обеспечение по вопросам организации каникулярного отдыха;

    организовать мониторинг деятельности школы в каникулярное время.

Ожидаемые результаты:

    расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия

    осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;

    реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;

    профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

    интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений;

    развитие и укрепление материальной базы учреждения.

2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность

Анализируя практику деятельности нашего учреждения дополнительного образования детей, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение. Среди них:

    оздоровительная;

    развлекательная;

    игровая;

    образовательная;

    трудовая.

В полной мере реализовать указанные виды деятельности в МОУ «Темп» позволяют следующие условия:

    Месторасположение (школа № 3, парковая зона, городской ДК, районная библиотека, городской краеведческий музей);

    Благоприятное экологическое окружение;

    Высокопрофессиональный кадровый состав;

    Достаточная материальная база (кабинеты для деятельности отрядов, игровые комнаты, актовый зал, кабинеты для работы творческих объединений, спортинвентарь).

Успешной деятельности учреждения в каникулярное время способствуют:

    постоянный поиск совершенствования форм и содержания деятельности отдыха, оздоровления и занятости детей;

    модернизация программно-методического обеспечения на интерактивной основе;

    формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов детского отдыха и оздоровления, обеспечивающих взаимодействие между участниками оздоровительно-воспитательного процесса и всеми ведомствами;

    создание целостной системы оценки качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время.

Деятельность учреждения в каникулярное время строится на основе принципов:

    Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.

    Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучении, воспитание, развитие).

    Принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса.

    Принцип творческого сотрудничества.

3. Педагогическая технология

Организация каникулярного отдыха детей - один из важных аспектов образовательной деятельности МБУ СОШ № 48.

Возможности школы способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей:

Дополнительную учебу по личной инициативе;

Общественную деятельность;

Углубленное знакомство с ценностями культуры;

Техническое творчество;

Труд по желанию и оплачиваемая рабо­та;

Прикладной труд;

Художественное самодеятельное творчество;

Спорт и физическая культура;

Общение с природой и экологические занятия;

Общение по интересам, любительские занятия, игры.

Используя многолетний опыт организации каникулярного отдыха детей, мы организуем и проводим деятельность по следующим направлениям:

Нормативно - правовое и информационное обеспечение;

Программно-методическое обеспечение каникулярного отдыха;

Кадровое обеспечение;

Материально-техническое и финансовое обеспечение;

Организация контроля.

В ходе реализации данных направлений выполнялись мероприятия:

    педагогический совет учреждения по вопросам организации каникулярного отдыха детей;

    участие в районном семинаре организаторов летнего отдыха детей;

    участие в районном семинаре по организации летнего оздоровления;

    разработка и утверждение программы деятельности трудовых отрядов, организованных на базе городского «Центра занятости»;

    подбор кадров из числа педагогов и учащихся;

    инструктаж по соблюдению правил техники безопасности и охране жизни и здоровья детей;

    разработка мероприятий по оздоровлению;

    заключение договоров по обеспечению жизнедеятельности школы в каникулярный период, по оздоровлению детей из малообеспеченных семей, по организации рабочих мест для несовершеннолетних с ЦЗН г. Нижнеудинска;

    вовлечение детей в летние экологические формирования.

Работа педагогического коллектива направлена на решение следующих задач:

    создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью неформального общения и участия во всех видах практи­ческой творческой деятельности;

    укрепить физическое и психическое здоровье детей, используя разнообразные формы организации оздоровления.

В дни школьных каникул МБУ СОШ № 48 работает в напряженном режиме с целью максимальной занятости детей и подростков досуговыми, спортивно-оздоровительными, культурно-просветительскими, экскурсионными мероприятиями. В учреждении разработана и действует циклограмма проведения каникулярного периода.

Циклограмма программы «Каникулы»

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

    Организация исследовательской деятельности по различным направлениям наук, подготовка к НИК.

    Новогодние игровые, спортивные программы.

    Участие учеников школы в олимпиадах регионального этапа ВОШ.


ВЕСЕННИЕ

КАНИКУЛЫ

Школьная конференция «Первые шаги в науку».

Школьная конференция «В мир поиска, в мир, в мир науки!»

Школьная конференция «Исследователь природы».

Реализация программы по профориентации «Открытые двери ».


ОСЕННИЕ

КАНИКУЛЫ

Спортивные соревнования между классами по баскетболу и теннису для 7 –11 классов.

«Всей семьей на старт» - спортивный праздник для учащихся 1 – 4 классов и их родителей.

«Веселые старты» - соревнования для 5-7 классов.

Подготовка обучающихся школы к муниципальному этапу ВОШ.

Реализация программы туристско-краеведческой и экологической деятельности


ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ

    Школьный оздоровительный лагерь дневного пребывания

«Радостания».

школы.

«Ольхон» на Байкале.

«Эрудиты планеты».

В основе организации каникулярного отдыха детей и подростков лежит вариативно-программный подход.

Вариативно-программный подход – это предоставление детям и подросткам возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.

Так учителя и педагоги дополнительного образования, работающие в летнем оздоровительном лагере «Радостания» реализуют образовательные программы различной направленности, в которой дети знакомятся с основами той или иной деятельности. В условиях летнего оздоровительного периода ребенок может реализовать свои интересы и потребности даже по нескольким программам.

Многообразие программ - подтверждение профессионализма педагогического коллектива, так как свидетельствует о возможности удовлетворения широкого круга интересов детей и подростков, реализуемых в деятельности отрядов, творческих объединений. Содержание каждой программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений и навыков, позволяющих ему быть успешным в деятельности и авторитетным среди сверстников и взрослых.

В сферу организации деятельности в каникулярное время также включены многие учреждения социального комплекса: образовательные учреждения, библиотека, краеведческий музей, кинотеатр и т.д. Более 500 человек (детей из различных социальных групп и взрослых) становятся участниками программы «УРА! Каникулы!».

В организации каникулярного отдыха детей и подростков выделены 4 этапа:

I этап - осенние каникулы

Традиционной формой работы в осенние каникулы стали: спортивно – массовые мероприятия для старшеклассников, учащихся среднего звена, младших школьников. Мероприятия по подготовке учащихся к муниципальному этапу ВОШ и реализация программы туристско-краеведческой и экологической деятельности

II этап - зимние каникулы

Во время зимних каникул открывает свои двери Школа , участниками которой становятся старшеклассники школы. В ходе проведения занятий в школе решаются задачи по воспитанию ответственного родительства, формированию ответственного поведения и пропаганде здорового образа жизни.

Программа «Школы будущих родителей» выделяет четыре этапа в жизни молодого человека, которые носят названия: «Я взрослею», «Я влюбляюсь», «Я женюсь» и «У вас будет ребенок».

Разнообразные формы организации в мастерских школы: интерактивные игры, тренинги, мастер – классы, ток-шоу, мозговые штурмы позволяют сделать каждый день ярким, запоминающимся. В работе Школы «Психология семейных отношений» принимают участие педагоги МБУ СОШ № 48 и специалисты в самых разных областях деятельности: юристы, медики,

парикмахеры, косметолог, фотограф, стилист, парикмахер, психологи центра психологической диагностики и коррекции, специалист центра социальной поддержки семьи и детей.

В Школе «Психология семейных отношений» подростки не только учатся, но и общаются со сверстниками, отлично проводят свое свободное время, так как одной из задач этих мероприятий является совершенствование досуговой деятельности подростков во время каникул. В последний день работы Школы каждый участник получает свидетельство.

В период зимних каникул стали традиционными:

Конкурс совместных мероприятий детей и родителей всех классов школы;

Новогодние праздники для учащихся всех классов;

- «Рождественские посиделки»;

Новогодние спектакли театрального коллектива школы;

Участие детей в школьном конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку, в 2013 – 2014 году прошел конкурс «Елка своими руками»

Оформление школы, декорации – все это результат работы классных коллективов.

III этап – весенние каникулы

Во время весенних каникул продолжается работа педагогического коллектива по вовлечению учащихся школы в исследовательскую деятельность. В течение марта месяца в школе проходят конференции для старшеклассников «В мир поиска, в мир, в мир науки!», Исследователь природы», для младших школьников «Первые шаги в науку». Победители школьных конференций становятся участниками муниципальных конференций. Участвуют в региональных предметных олимпиадах «Географический олимп», «Лучший биолог», проводимых ИГУ и БГУЭП. Принимают участие в конкурсах, организованных для учащихся в рамках областного форума «Образование Приангарья». А также реализуется программа по профориентации «Открытые двери». Происходят встречи старшеклассников с педагогами и студентами ПЛ – 7, СПТУ – 48, «Перспективы». Организуются выезды старшеклассников в г. Иркутск, Красноярск на ярмарку учебных заведений области и края.

IV этап - летние каникулы

Летние каникулы занимают наиболее важное место в структуре каникулярного времени МБУ СОШ № 48 и по продолжительности и по оздоровительно-образовательному потенциалу.

Формы организации работы с детьми в летний период:

    Школьный оздоровительный лагерь дневного пребывания

«Радостания».

    Работа трудовых отрядов «Школа добра», созданных на базе ГЦЗ.

    Участие школьников в городских массовых мероприятиях

по благоустройству и озеленению города.

    Реализация социального проекта «Школьный дворик».

    Реализация программы экологического воспитания учащихся

школы.

    Военные сборы для учащихся – юношей.

    Организация выезда учащихся школы в экологический лагерь

«Ольхон» на Байкале.

    Участие обучающихся школы № 48 в работе муниципального

лагеря труда и отдыха «Пчелка» СЮН.

    Участие обучающихся школы в Международном конкурсе

«Эрудиты планеты».

    Участие обучающихся школы во Всероссийском лагере «Эврика» Малой Академии наук Обнинска.

Игровой алгоритм лета

Игровая деятельность в организации работы с детьми в летний период не случайно является ведущей. Среди других видов деятельности игру выделяет наибольшая привлекательность для большинства детей, так для них это природосообразная, естественная деятельность, изначально мотивированная. Игра ребенка - это праздник.

Говоря о значимости игрового алгоритма в организации деятельности детей в летний период, нужно отметить, что наиболее значима только та деятельность, которая наиболее привлекательна для большинства детей.

Причем очень важно, чтобы выбранная деятельность была органически свойственная природе конкретного учреждения, а не взята напрокат «со стороны» только потому, что это, хорошо получается у других.

Выбор игровых моделей обоснован тем, что в нашем центре имеются все условия для реализации полидеятельности игры:

    творческий коллектив педагогов разнообразного профиля;

    наличие материально-технической базы;

    достаточное методическое обеспечение игрового процесса.

Нам удалось создать такие игровые модели, которые позволили детям наиболее полно реализоваться.

Игровой алгоритм «Созвездие игры» представляет собой длительную комплексную игру, состоящую из ряда разнообразных творческих занятий, действий, игровых программ и праздников.

Цель алгоритма: сплочение детского коллектива в совместной творческой деятельности.

В начале смены ребятам предлагается найти клад, но для успешных поисков необходимо знать подсказки, координаты нахождения «сокровищ». Эти подсказки дети добывают в течение всей смены.

Игра важна в развитии ребенка. Игровая ситуация позволяет раскрыться порой еще нереализованным способностям и задаткам личности, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» (Я. Корчак)

Так игровой алгоритм программы «Дорогою добра» направлен на воспитание отзывчивости, сострадания, потребности помогать другим и на создание условий для формирования новых дружеских связей и взаимоотношений детей.

Целью данного алгоритма является создание благоприятных условий для содержательного отдыха, оздоровления детей через разнообразные виды работы, для формирования у детей и подростков позитивных жизненных установок.

Игровой проект программы «Радостания ТВ» направлен на создание творческой атмосферы, воспитание потребности помогать друг другу, на создание условий для формирования новых дружеских связей и взаимоотношений детей.

Цель этой длительной игры - через мероприятия, проходящие в форме известных телевизионных программ, помочь ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, создать для него ситуацию успеха и подарить ему «Минуту славы».

На время проекта актовый зал или летняя концертная площадка превращаются в «телевизионную студию», мероприятия становятся «телевизионными программами».

Но самое главное, самое яркое мероприятие во всех «телевизионных сезонах»- это «Минута славы», на котором ребёнок может показать то, что он умеет делать лучше других, или то, чему он научился на «Темп ТВ».

Игровой алгоритм «Я живу в Нижнеудинске» был разработан и реализован в год празднования 365-летнего юбилея родного города и позволил детям прожить период летнего отдыха, полный радости, творчества и успеха, помог ощутить себя настоящим жителем своего города, активным гражданином своей страны.

Традиционные городские мероприятия:

Праздник, посвященный Международному Дню защиты детей;

Праздник, посвященный «Дню России»

Интересен опыт по воспитанию на традициях народной культуры . Это фольклорно - игровые программы:

    «Осенние посиделки»;

    «Мисс - Весна»;

    «Красная горка»;

Оздоровительная работа в летний период

Одна из главнейших задач каникулярного периода - оздоровление детей. Спортивные состязания способствовали восстановлению физического здоровья детей после учебного года и являются одним из пунктов реализации программы «Здоровье».

Программа по оздоровлению реализуется полностью, что подтверждено высоким процентом оздоровления детей (свыше 80%). Утренняя зарядка на свежем воздухе, подвижные игры, воздушные и солнечные ванны, туристические походы, сбалансированное качественное питание – неполный перечень оздоравливающих процедур в течение лета. Дети питались полноценно и разнообразно.

4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность деятельности

С учетом приоритетных направлений развития Российского образования педагогический коллектив МБУ СОШ № 48 видит в рамках реализации программы «Ура! Каникулы!» следующие ориентиры:

    полноценное проживание каждым ребенком каникулярного времени как самоценного этапа жизни;

    использование каникул для позитивной социализации детей и подростков, их физического, интеллектуального и нравственного развития;

    сотрудничество и сотворчество участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих качеств детей, подростков и педагогов.

Наибольшую эффективность деятельности по организации каникулярного отдыха детей и подростков обеспечивают:

1. Материально - технические условия:
а) финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, родительской платы, спонсорской помощи;
б) наличие спортивных залов, актового и тренажерного залов, игровой и спортивной площадок, спортивный и игровой инвентарь.
2. Кадровые условия.
В реализации программы участвуют:
- начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;

Заместитель начальника лагеря – отвечает за работу педагогов –

воспитателей;
- педагоги-воспитатели – организуют работу отрядов;
- отрядные вожатые, из числа старшеклассников – помощники воспитателей;
- спортинструктор – организует спортивно-оздоровительную работу;
- музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия;
- педагоги дополнительного образования – ведут кружковую работу.
3. Педагогические условия:
- соответствие направления и формирования работы целям и задачам,

Создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общих мероприятиях;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

4. Методические условия:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов.

5. Результативность опыта

Результативность деятельности МБУ СОШ № 48 по организации каникулярного отдыха детей и подростков систематически отслеживается через сбор информации и диагностику.

Главный показатель результативности работы – личностный рост детей и подростков, который выражается в:

Приобретении новых знаний и умений (71%);

Развитии личностных качеств и способностей (69%);

Развитии ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому (-61%);

Положительном отношении к социально-значимой деятельности (76%).

По итогам организации каникулярного времени детей и подростков можно выделить следующие результаты:

2012 – 2013 учебный год

    школа – лауреат областного конкурса «Лучшая летняя оздоровительная кампания», конкурсе по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

По данным медицинского наблюдения за ходом деятельности летнего оздоровительного лагеря «Радостания»: процент оздоровления детей за прошедшие 3 года остается стабильно высоким - свыше 80%, что свидетельствует об оптимальных условиях и качественной реализации программы «Здоровье».

Раздел III

Внедренческий

Каникулярный отдых – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Опыт работы обобщен в муниципальном образовательном учреждении МБУ СОШ № 48 и ИПКРОИО. Данный опыт может быть использован образовательными учреждениями в работе с детьми и подростками полностью или фрагментально.

Положительные результаты в организации каникулярного отдыха детей и подростков возможны при совместной работе образовательных учреждений, специалистов различных областей, использовании инфраструктур города.

Главная идея опыта – создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности.

Опыт работы был представлен на методических мероприятиях

Год

Методические мероприятия

2012 - 2014

Участие в семинаре организаторов каникулярного отдыха детей муниципального района

Подготовка и проведение презентации работы по организации

каникулярного отдыха детей в школе на августовской конференции учителей района;

Выступления педагогов из опыта работы по организации каникулярного отдыха детей и подростков;

Участие в методической выставке «Вот оно какое, наше лето!» в рамках педагогической конференции;

Фотовыставка о летнем отдыхе учащихся школы.

Участие в областном конкурсе «Лучшая летняя оздоровительная кампания», конкурсе по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

Таким образом, сложившаяся система работы хорошо вписывается в учебный и воспитательный процесс, поскольку она построена в соответствии с современными подходами к обучению и воспитанию детей, направлена на создание необходимых условий для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков, формирование инфраструктуры каникулярного времени как продолжения образовательного процесса в учреждении.

Заключение

Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за время учебы напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Система организации каникулярного отдыха детей и подростков МБУ СОШ № 48 отвечает реалиям сегодняшнего дня и выделяет приоритеты: развитие детей, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка.

Ценность системы организации каникулярного отдыха детей и подростков МБУ СОШ № 48 состоит в том, что созданы условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их физического и психического здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Разнообразие деятельности педколлектива позволяет организовать интересный и многоплановый отдых детей в каникулярный период.

Мы призваны организовать взаимодействие ребенка с миром, включить его в общение, в разнообразную значимую для него деятельность на основе выбора и осмысления происходящего.

Хорошим подтверждением этого являются слова Ш.А. Амоношвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Наша педагогическая проза – неутомимая забота о ребенке в ту часть времени года, когда занятия в школе не проводятся и когда у детей по законному праву должна быть долгожданная пора «отдохновения».

Использованная литература:

    Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - М., 1997.

    Башлий Е.В. Игровая методика как одна из форм активных методов обучения. // Дополнительное образование. № 4, 2004.

    Барканов С.В. Педагогическая проза о лете. // Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008.

    для учреждений дополнительного образования. № 4, 2003.

    Бюллетень программно - методических материалов для учреждений дополнительного образования. № 2, 2008.

    Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Методическое пособие для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 1997.

    Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Высшая школа, 2002.

    Детская психодиагностика и профориентация. / Под редакцией Столяренко Л.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс, 1999.

    Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно – методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001.

    Лебедева И.А. Путешествие в страну игр: Сюжетно – ролевая игра. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1988.

    Летний отдых детей. Работа клубов по месту жительства для подростков. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. № 1, 2005.

    Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. СП/б: Каро, 2006.

    Мордасова Н. С. Тропами истории // Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2004.

    Метик Н.В., Константинова Т.В. От проектирования смены - к моделированию жизни // Дополнительное образование и воспитание, 2004, № 1.

    Общая психология. /Под редакцией Богословского В.В. – М.: Просвещение, 1991.

    Педагогика. / Под редакцией В.А. Сластёнина – М.: Школа – пресс, 2000.

    ПедСовет. Газета для учителей начальной школы. - М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2001 – 2008 г.

    Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.

    Последний звонок. Газета для организаторов внеклассной работы. - М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2001 – 2008.

    Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2004.

    Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

    Школьные Игры и Конкурсы. Приложение к газете «ПедСовет». М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2007.

    Шмаков С.А. Идеология каникул: смысл и значение.
    // Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008.

Приложение

мероприятия

сроки

ответственный

Изучение с педагогическим коллективом нормативных документов “об организации досуга детей во время каникул и летнего отдыха”.

октябрь
декабрь
март
май

администрация

На совещании при директоре рассмотреть вопрос об организации каникулярного времени, летнего отдыха и труда детей из различных семей.

в течение года

Издать приказы

“Организация досуга детей во время каникул”,

“Организация труда и отдыха детей в летний период”.

октябрь
декабрь
март
май

директор

Обеспечить выполнение воспитательного плана работы по разделам“Семья”, “Подросток”, “Здоровье.”

в течение года

заместитель директора по воспитательной работе

Составить план-график пятой трудовой четверти, включающий организацию работы бригад:

    по ремонту школы;

    по ремонту мебели;

    по благоустройству пришкольного участка.

заместитель директора по воспитательной работе

Составить списки, содержащие данные об отдыхе детей в летний период.

социальный педагог

Классным руководителям составить списки, содержащие информацию о планировании летнего отдыха учащихся классов, в том числе из неполных семей.

педагоги

Пропаганда правильной, здоровой организации свободного времени учащихся во время осенних, зимних, весенних каникул и летнего отдыха.

в течение года

социальный
педагог,
учителя

Организация работы летнего оздоровительного лагеря «Радостания».

директор

заместитель директора по воспитательной работе

Организация отдыха детей - сирот, детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, опекаемых детей в школьном оздоровительном лагере «Радостания» и загородных лагерях по льготным путёвкам.

социальный педагог

Организовать беседы и встречи с инспектором ГИБДД с целью профилактики ДДТП в каникулярное время:

    проведение месячника “Осторожно, дети!” (сентябрь);

    обеспечение выполнения плана мероприятий по ПДД (ноябрь, март, июнь) ;

    обеспечить контроль за своевременным и качественным проведением занятий по ПДД.

в течение года

заместитель директора по воспитательной работе

Организовать работу родительского лектория с рассмотрением вопросов:

    активный отдых детей во время каникул;

    анализ статистических данных ДТП по городу, краю во время каникул;

    здоровый образ жизни (статистические данные по школе о пристрастии детей к курению);

    изучение конвенции о правах подростка;

    “Закон и дети” (о правонарушениях в подростковой среде);

    организация летнего отдыха в семье.

в течение года

заместитель директора по воспитательной работе

Организовать работу “Круглого стола” для родителей детей из неполных семей и неблагополучных, где рассмотреть вопрос о занятости детей на летний период.

социальный педагог

Организация и участие школьных команд эрудитов в конкурсах, олимпиадах, сменах различного уровня в каникулярное время:

Экологический лагерь «Ольхон»;

Международный турнир «Эрудиты планеты»;

Всероссийская смена «Эврика» Малой академии наук города Обнинска;

Летний лагерь труда и отдыха «Пчелка» муниципальной станции юных натуралистов.

июнь - август

заместитель директора по воспитательной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся в каникулярное время:

Подготовка материалов для исследовательских работ,

Участие обучающихся в работе ученических исследовательских конференциях «Исследователь природы», «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», и т.д.

октябрь, январь, март, июнь - август

директор

Организация профилактических бесед с врачом-наркологом и врачами-специалистами.

в течение года

социальный педагог

Составить перечень мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся школы во время каникул.

социальный педагог

Организовать работу студий, творческих объединений и спортивных секций в школе во время каникул.

в течение года

заместитель директора по воспитательной работе

Обеспечить занятость в каникулярное время учащихся группы «риска».

в течение года

социальный педагог

Составить списки учащихся, содержащие информацию о планировании летнего отдыха детей группы “риска”.

социальный педагог

Обеспечить гражданское, эколого-краеведческое, художественно-эстетическое, патриотическое воспитание учащихся в каникулярное время.

в течение года

заместитель директора по воспитательной работе

Обеспечить занятость учащихся во внеурочное и каникулярное время в УДО, вести пропаганду достижений этих учащихся в спорте, художественном и техническом творчестве.

в течение года

Направить работу Совета школы по пути организации и разнообразия досуга детей во время каникул и летний период.

в течение года

директор, председатель Совета школы

Обеспечить развитие и укрепление связей школы с социально-педагогическими комплексами муниципального района: Центр «Доверие», ДЮСШ, Школа бокса, стадионы «Труд» и «Локомотив»

в течение года

заместитель директора по воспитательной работе,

Организация и проведение рейдов:

    “режим дня” в каникулярное и летнее время;

    обследование жилищно-бытовых условий детей из неблагополучных семей, опекаемых детей, детей-сирот, детей из многодетных, неполных семей, учащихся группы “риска”.

в течение года

администрация школы

Создание социального паспорта школы.

Обеспечить его постоянную корректировку и уточнение.

в течение года

социальный педагог

Организовать профориентационную работу.

Обеспечить решение вопросов продолжения обучения и трудоустройства подростков 16-17 лет, а также трудоустройства учащихся на летний период.

в течение года

заместитель директора по воспитательной работе

На федеральном уровне особенности режима рабочего времени педагогических работников отражены во многих нормативных актах, но несмотря на это, вопросов у педагогических работников, связанных с особенностями режима работы в каникулярный период и период отмены учебных занятий (например, в период мероприятий по карантину, погодные условия и др.), меньше не становится. В последнее время всё чаще от педагогических работников можно услышать, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте в астрономических часах гораздо больше по времени, нежели в рядовые рабочие будни. Законно ли это и с чем это связано? Ответ обоснуем в рамках действующего законодательства!

Начнём с того, что каникулярный период — это период времени в учебном графике, предоставляемый для отдыха обучающихся, но не работников образовательных организаций. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ) (пункт 4.1) устанавливает, что «периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Приказа (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Что это за виды работ? Это так называемая ненормируемая часть работы педагогического работника. В Приказе указывается, что другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
  • в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
  • правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
  • планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
  • трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
  • локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

?

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Таким образом, в каникулярный период в образовательной организации должен быть установлен особый график работы для педагогических работников, с учётом плана работы самой организации. Рассмотрим на конкретном примере ситуацию. В школе № 00 работает учителем физики Иванова М.И. с педагогической нагрузкой 20 часов. В каникулярный период, учитывая план работы организации, Иванова М.И. должна присутствовать на рабочем месте (при 5-ти дневной рабочей неделе) ежедневно по 4 астрономических часа. При составлении графика работы на каникулы необходимо учесть, что нельзя преднамеренно устанавливать разрывы в рабочем графике (например, утром педагогический совет, а вечером — родительские собрания, тем самым вынуждая педагогического работника оставаться на рабочем месте весь день). Всё же руководитель организации должен предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих подчинённых, а не заставлять работников нести трудовую повинность путём физического «просиживания» на рабочем месте.

Привлечение к работе в каникулярное время, а также в периоды отмены реализации образовательных программ, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательных организаций, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием учебных занятий, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т. е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ. Возможность использования суммированного рабочего времени должна быть отражена в коллективном договоре (при его наличии) и правилах внутреннего трудового распорядка. Использование суммированного учёта рабочего времени даёт возможность рационально подойти к организации труда в каникулярный период. Рассмотрим конкретный пример. Наша Иванова М.И. (учитель физики школы № 00) имеет нагрузку 20 часов в неделю, которые в каникулярный период она обязана присутствовать на рабочем месте. В большинстве случаев такие 20 часов будут разбиты на 4 астрономических часа в день. На практике никто не запрещает руководителю (при письменном согласии работников) установить суммированный учёт рабочего времени и предложить Ивановой М.И. отработать их, например, 8 8 4=20 ч/3дня (или иное предложение). Таким образом, установив такой график, руководитель организации может достичь максимального эффекта:

— обеспечить нахождение педагогических работников в организации в целях организации каникулярной занятости обучающихся в течение всего дня;

— работники получат возможность отдохнуть и порешать свои личные проблемы, которые в течение учебного периода решить не могут физически;

— высвобождающиеся дни можно предоставить для прохождения медицинских осмотров и т. д. Никакие службы финансового контроля не могут предъявить претензий к руководителю по установленному графику работы в каникулярный период, который допускает суммированный учёт рабочего времени. Главное — оформить всё документально!

Регулирование режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений во время осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, осуществляется в соответствии с разделом IV Приказа , в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит. Например, руководители образовательных организаций, на базе которых создаются оздоровительные лагеря (лагеря труда и отдыха), не вправе устанавливать учителям в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, то перечень выполняемых ими работ (обязанностей) требует уточнения.

Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:

— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик;

— раздел IV Приказа (виды работ перечислены выше).

В соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

?

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, необходимо исходить из того, что в указанные периоды учителя, преподаватели (за исключением преподавателей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования) в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени.

Периоды отмены реализации образовательной программы, которые явно не зависят от работников и от самой образовательной организации (мероприятия по карантину, отмена занятий по метеоусловиям, проведение в здании организации государственных мероприятий (выборы, государственная итоговая аттестация), для работников являются рабочим временем и не могут рассматриваться как простой, как иногда необоснованно пытаются квалифицировать указанные периоды. За время работы в периоды отмены реализации образовательной программы, как и в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, оплата труда учителей и других педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей этим периодам.

Откуда берётся ошибочное представление о нормировании труда учителей в каникулярный период? Если директор школы преследует цель, чтобы заставить учителя находиться в стенах школьного здания максимальное количество времени (и такое тоже встречается), то в каникулярный период учителю начинают объяснять следующую неправильную арифметику его педагогической нагрузки. Директор говорит о каких-то мифических 36 астрономических часах за ставку заработной платы (при этом он прекрасно понимает, что нагрузка учителя исчисляется по его академическим часам). Таким образом, если у учителя есть 1 ставка, которая равна 18 часам, то в каникулярный период она вдруг превращается в 36 часов! А уж если у бедного учителя часов больше 18, то ему ещё и «добавка» к этим 36 часам полагается. Вот и получается, что в период каникул в некоторых образовательных организациях начинают устанавливаться свои «местечковые» правила расчёта рабочего времени учителей. Такие расчёты не имеют никаких законных оснований!

Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.

В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (далее — ТК).
  2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г. (далее — Приказ).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42-56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Порядок определения учебной нагрузки

  • Объем учебной нагрузки педагога определяется ежегодно до начала учебного года и устанавливается внутренними актами образовательного учреждения (п. 1.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре работника и образовательного учреждения (п. 1.4 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Увеличение или снижение объема учебной нагрузки допускается по соглашению сторон трудового договора (п. 1.7 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Об изменении объема учебной нагрузки работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления изменений. (п. 1.8 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.

Летнее время . Учащиеся распущены на к. Парламентские к.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "каникулярный" в других словарях:

    КАНИКУЛЯРНЫЙ, каникулярная, каникулярное. прил. к каникулы. Каникулярное время. || Происходящий во время каникул. Каникулярный отдых. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Вакационный Словарь русских синонимов. каникулярный прил., кол во синонимов: 1 вакационный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    каникулярный - ая, ое. caniculaire adj. По летнему очень жаркий. Скоро начнутся сентябрьские ливни, и растительность, приостановленная на время каникулярной жарой, снова приобретет силу и покроет поля.. цветами. Фабр 1 112. В тот вечер стояла погода самая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. каникулы I, связанный с ним 2. Свойственный каникулам [каникулы I], характерный для них. 3. Приходящийся на каникулы I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Каникулярный, каникулярная, каникулярное, каникулярные, каникулярного, каникулярной, каникулярного, каникулярных, каникулярному, каникулярной, каникулярному, каникулярным, каникулярный, каникулярную, каникулярное, каникулярные, каникулярного,… … Формы слов

    каникулярный - каникул ярный … Русский орфографический словарь

    каникулярный - … Орфографический словарь русского языка

    каникулярный - см. каникулы; ая, ое. К ое время. К ое настроение … Словарь многих выражений

    каникулярный - каникул/ярн/ый … Морфемно-орфографический словарь

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Каникулы период, свободный от учёбы или основной деятельности (школьные каникулы … Википедия

Книги

  • Фрау Шрам , Афанасий Мамедов. "Фрау Шрам" - каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…
  • Фрау Шрам , Мамедов Афанасий. "Фрау Шрам"-каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…

КАНИКУЛЯРНЫЙ, каникулярная, каникулярное. прил. к каникулы. Каникулярное время. || Происходящий во время каникул. Каникулярный отдых. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Вакационный Словарь русских синонимов. каникулярный прил., кол во синонимов: 1 вакационный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

КАНИКУЛЫ, ул. Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в нек рых странахЧтакже в работе парламента) на праздничное или летнее время. Учащиеся распущены на к. Парламентские к. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

каникулярный - ая, ое. caniculaire adj. По летнему очень жаркий. Скоро начнутся сентябрьские ливни, и растительность, приостановленная на время каникулярной жарой, снова приобретет силу и покроет поля.. цветами. Фабр 1 112. В тот вечер стояла погода самая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Прил. 1. соотн. с сущ. каникулы I, связанный с ним 2. Свойственный каникулам [каникулы I], характерный для них. 3. Приходящийся на каникулы I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Каникулярный, каникулярная, каникулярное, каникулярные, каникулярного, каникулярной, каникулярного, каникулярных, каникулярному, каникулярной, каникулярному, каникулярным, каникулярный, каникулярную, каникулярное, каникулярные, каникулярного,… … Формы слов

каникулярный - каникул ярный … Русский орфографический словарь

каникулярный - … Орфографический словарь русского языка

каникулярный - см. каникулы; ая, ое. К ое время. К ое настроение … Словарь многих выражений

каникулярный - каникул/ярн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Каникулы период, свободный от учёбы или основной деятельности (школьные каникулы … Википедия

Книги

  • Фрау Шрам , Афанасий Мамедов. "Фрау Шрам" - каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…
  • Фрау Шрам , Мамедов Афанасий. "Фрау Шрам"-каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png