«Какие родители, такими будут и дети». Это утверждение подразумевает не генетическое, а социальное наследование – в процессе воспитания родители формируют у ребенка личность, похожую на свою. Они делают это либо неосознанно, воздействуя на ребенка примером собственного поведения, либо вполне сознательно, передавая установки и моральные ценности.

Неудивительно, что в семьях, где родители внимательны к детям, заботятся о них и хорошо относятся друг к другу, дети вырастают счастливыми полноценными личностями. Удивительно, как дети из неблагополучных семей умудряются вырасти достойными благородными людьми? Казалось бы, им не на кого ориентироваться и опереться, в семье царит атмосфера взаимной враждебности. А ведь нормальный ребенок в неблагополучной семье – не исключение.

Их детство было очень тяжелым. В семьях постоянно происходили конфликты, в лучшем случае они завершались разводом. «В лучшем случае» – не парадокс. Для ребенка предпочтительней остаться в неполной семье, чем быть постоянным свидетелем взаимной ненависти отца и матери, их нетерпимости по отношению друг к другу.

Враждебность периодически выплескивалась на ребенка, от которого требовали сделать выбор, с кем он и против кого. Я слышал, как четырехлетний мальчик предлагал матери: «Мама, давай продадим отца и купим корову». Общение с отцом продолжались, и отец участвовал в воспитании сына, ощущая его неприязнь.

Ребенок хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым

Когда один из родителей пытается привлечь ребенка на свою сторону и настроить его против партнера, он часто готов выполнять и поощрять любые его желания, порой совершенно неприемлемые – лишь бы он был с ним заодно. Такое «подыгрывание» ребенку из корыстных соображений с раннего детства обучает манипулятивности и в то же время обесценивает все, что родитель делает для демонстрации своей любви: ребенок чувствует, что это не проявление искренней любви к нему, а всего лишь попытка его задобрить.

Между тем только бескорыстная любовь родителей с первых дней жизни ребенка становится его основной ценностью и определяет потом формирование его мотивов и поведения. Он хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым.

Так как же все-таки вырастают нормальные дети в семьях, где они всего этого лишены? По счастью, родители – не единственный возможный источник любви, которая становится взаимной и дает ребенку ощущение счастья.

Я знаком с женщиной, любимой друзьями и близкими. От нее исходит свет, направленный на всех, кто его заслуживает. Она не способна на моральные компромиссы и нетерпима к низким мотивам. Жизнь ее была трагичной с самого детства, но ее это не сломало и не лишило способности испытывать счастье.

Ее родители рано развелись, с отцом ей повезло не общаться, ибо он был бесчувственным роботом. Мать испытывала к дочке с ранних лет странные чувства, похожие на ревность, и постоянно пыталась подавить ее как личность. Она вела с ней постоянную войну, поражавшую знакомых и родственников, оскорбляла ее в присутствии других.

Как можно было в таких условиях сформироваться цельной личностью и вырасти такой, какой стала эта женщина? Думаю, что только благодаря глубокой эмоциональной связи с бабушкой, которая была противоположна маме и с раннего детства заполняла мир девочки теплом, любовью и пониманием. Она была по-человечески мудрой, и многие любили ее. Пока она была жива, отношения с ней были для внучки защитой, о которую разбивались волны маминой враждебности.

Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется независимость от удручающей домашней обстановки

В этой роли может выступать и родственник, и даже сосед или родители друга ребенка – но эти люди обязательно должны так относиться к ребенку, чтобы он чувствовал их родными и в любой момент мог прийти к ним за любовью. Во всех историях, которые я знаю, такой человек находился.

Так создается альтернатива разрушающей семейной атмосфере. Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется некоторая независимость от удручающей домашней обстановки. Появляется и критическое отношение к родителям, которые ее создают, взгляд на них со стороны – именно потому, что этими домашними отношениями его опыт человеческих отношений уже не исчерпывается. Такой ребенок часто взрослеет раньше, чем его благополучные сверстники.

Это очень тяжелый процесс личностного формирования, но те, кто его успешно прошел, могут оказаться более устойчивыми и к другим жизненным кризисам. Бывает, что они находят потом в себе силы пожалеть и простить родителей и попытаться помочь им – но только тогда, когда они уже больше от них не зависят.

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Выступление на родительском собрании.

Тема:

« Неблагополучная семья - источник проблем ребенка ».

Подготовила педагог-психолог

Князева Оксана Викторовна

Белев 2014

Цель:

  • Формирование эффективных условий развития несовершеннолетних в семье, через профилактику деструктивных детско-родительских отношений.

Задачи:

  • Показать значимость влияния семьи на психологическое развитие ребенка
  • Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию.

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

У понятия "неблагополучная семья" нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен. Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка.

Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение. Порой родители совершенно не дают себе отчета в том, что их неумение разрешить собственные проблемы тяжким бременем ложится на детские плечи, приводя к появлению в его психике очагов патологических переживаний. Сила и глубина реакции зависят от возраста, опыта, полученного до этого в семье и в жизни, от характера, темперамента, воспитанности и чувствительности. Следует помнить, что неокрепшая психика малышей, подростков и даже юношей подвержена стрессам.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям.

Изучая особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, выявлено, что у этих детей часто наблюдается чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно - психическому утомлению. Поэтому эти дети отличает заметной пассивностью, безразличием к окружающему. Часто протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в детском коллективе. Но из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки. Дети из таких семей, имеют не только постоянные трудности в учебе и поведении, но и еще зачастую пребывают в состоянии ужаса и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имеют заниженную самооценку, нарушения сна, ночные кошмары.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.

Очень важным компонентом самосознания является самоуважение, которое выражает установку одобрения или неодобрения своих способностей, поступков, учебной и другой деятельности. У детей из неблагополучных семей самоуважение, как правило, заниженное, что свидетельствует о отношении к самому себе, недооценке своих интеллектуальных и физических потенций, ведущих к дискомфорту и дисгармонии, к психологической закрытости и необщительности. Снижается авторитет взрослых, что влечёт за собой невозможность предъявлять к ребенку те или иные требования, что ведёт к возникновению взаимоотношений, делающих процесс воспитания неуправляемым. Следствием этого становятся частые нарушения со стороны ребенка моральных и правовых норм.

И если сравнивать физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, то они заметно отличается от развития сверстников, растущих в благоприятных семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

В семьях где ребенок испытывает стрессовые ситуации, из которых ему трудно выпутаться негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами - утратой любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами и т.д. Сила переживания ребенком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, "эффект зализывания ран", боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно). Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в антисанитарных условиях. Таким образам дети из неблагополучных семей вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. У детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Рефлексия собрания.

Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.


Ребенок в неблагополучной семье

В связи с этим дети из таких семей чаще других попадают в группу риска. «Дети группы риска – та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.»1

Существует множество причин, из-за которых ребенок может попасть в группу риска. Олиференко Л.Я. в своей работе «Социально-педагогическая потдержка детей группы риска» выделяют следующие:

Асоциальное поведение родителей, пьянство;

Устройство на квартире родителями притонов;

Сексуальное развращение собственных детей;

Убийство одного из родителя собутыльниками или другим родителем на глазах у ребенка;

Пребывание одного из родителей в тюремном заключении;

Лечение одного из родителя от алкоголизма, психического заболевания;

Жестокое обращение с детьми;

Оставление одних малолетних детей без пищи и воды;

Отсутствие постоянного места жительства;

Побеги из дома, конфликты со сверстниками и многие другие причины.

Чаще всего невозможность проживания ребенка в семье происходит не вследствие одной какой-то причины, а из-за их совокупности. Длительное воздействие таких совокупностей приводит к психическим и физическим нарушениям у ребенка. Происходит нарушение социализации личности ребенка.

Самые сильные и трудно заживающие душевные раны, которые человек получает в детстве – это раны, нанесенные собственными родителями. «Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потери ценности себя, неумении строить свою жизнь.»1

Чаще всего, неблагополучная семья является результатом того, что родители будучи детьми воспитывались в подобных условиях жизнедеятельности. Родительское поведение откладывается в детской психике, на бессознательном уровне, еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем человек воспроизводит поведение родителей в своей семье.

Из-за невыполнения родителями обязанностей, появляются дети беспризорные, безнадзорные и дети-беглецы.

«Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.

Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети-беглецы – дети, убежавшие из дома или воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений.»1

Поведение детей из неблагополучных семей нередко противоречит общественным правилам и нормам. Для этих детей не среди взрослых, не среди сверстников нет авторитетов. Во взрослом возрасте они более других склонны к правонарушениям.

2.2 Виды неблагополучных семей

Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является алкоголизм родителей.

У родителей-алкоголиков в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжение всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

У подростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развития ребенка – это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семей алкоголиков.

Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, в которых воспитываются его сверстники, в семье, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение, где мало внимания уделяют детям, это является причиной формирования негативного отношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшей ценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер.

Еще один вид неблагополучной семьи – это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникают серьезные педагогические ошибки.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:

Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителям.

Гиперопека

В этом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники – часто результат такого воспитания.

Гипоопека, то есть недостаток опеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

Следующий вид неблагополучных семей – криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

«Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.»1

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

Также можно выделить конфликтные семьи. «Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. »2

В таких случаях семья тоже отрицательно влияет на становление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.

Беличева С.А. в своей работе «Основы превентивной психологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В следствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план,

а на первый выдвигаются другие институты социализации, оказывающие неблагоприятное воздействие на ребенка.

Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах – все это физически и психически калечит детей.

Благополучные семьи

Когда мы говорим о неблагополучной семье, сразу возникает вопрос, а какая семья считается благополучной? Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры, есть внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. По мнению большинства респондентов, благополучная семья – это: во-первых, семья, где царит взаимопонимание между родителями и любовь к детям (58% респондентов),

во-вторых, это семья, где есть взаимопонимание и материальный достаток (34% респондентов),

в-третьих, это семьи где присутствует материальный достаток (9% респондентов).

Благополучная семья.

Благополучная семья в наше время не правильно трактуется.

Среди многих на вопрос о том, как выглядит благополучная семья, многие отвечают семья с достатком и связями.

Но это далеко не так. Когда человек вступает в брак он даже не предполагает, что его ждет в новоиспеченной семье, своей семье.

И лишь опираясь на знания захваченные из детства о семье и опираясь на советы родителей человек пытается создать свою семью.

Но стоит снять розовые очки и окунуться в быт, как у многих молодых пар начинаются проблемы в семейной жизни.

И соответственно в горячих чувствах обиды или недоговоренности начинаются свои разногласия.

Соответственно для других эта семья благополучная так, как не выносят сор из избы, дабы не оказаться в глупом положение.

Если говорить на чистоту, такие семьи редко сохраняют брак. Но в чем же смысл выражения - благополучная семья.

Все дело в отношениях родителей. Подчеркну – именно родителей, так как ребенок уже отражает, как в зеркале семейные отношения.

Итак благополучная семья включает в себя не малый ряд жизненных чувств.

Уважение – уважение ко всем членам семьи, стар он или млад.

Прощение – уметь прощать и уступать друг другу.

Взаимопонимание – понимать и принимать поведение одного из членов семьи в данной ситуации, если он чего то не договаривает значит так нужно в данный момент.

Доверие – доверять и в нужный момент не задавать не нужных вопросов, а уж тем более не устраивать скандал, когда просто просят поверь мне.

Мудрость – уметь в трудную ситуацию не делать хуже, а наоборот безропотно помочь; соответственно уметь поддерживать друг друга в любой ситуации.

Забота – включает в себя много пунктов: чистота; домашний уют; лечение, когда из домочадцев кто то заболел; еда приготовленная без злобы, которая пойдет во благо здоровья, а не во вред.

Доброта – будьте добрыми не только к самому себе, но и к своим детям и второй половинке.

Взаимовыручка – распределение так сказать домашних обязанностей, один конечно сможет это все делать, но на долго его может не хватить.

Любовь – почему последним пунктом спросите Вы, да потому что если у Вас есть все перечисленное выше, значит Вы любите друг друга и об этом уже говорить нет смысла.

Дети выросшие в благополучной семье добиваются в жизни гораздо большее нежели из неблагополучных семей.

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка.
Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных.
И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско – родительских отношений.
Виды неблагополучных семей в современном обществе

Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные» дети.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные).

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). Разновидности таких семей довольно многообразны.

Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ (алкоголя). Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, так как это семейное заболевание, семейная проблема.

Алкоголизм может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:

Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками;

Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;

Семья с алкоголезависемыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым, они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Конфликтными супружескими союзами называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу.

Конфликт – хроническое состояние такой семьи.

Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.

Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог.

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте.

Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов. Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

В. В. Юстицкис в своей классификации выделяет семью «недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую» — этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.

«Недоверчивая» семья. Характерная черта — повышен­ная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которы­ми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.

Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недовер­чиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрес­сивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.

«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным от­ношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступ­ки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как пра­вило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлет­воренность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.

Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тя­нет к примитивным развлечениям. Проступки они совер­шают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

В «хитрой» семье , прежде всего, ценят предприимчи­вость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха крат­чайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, на­стойчивость, отношение в подобной семье скептичес­кое, даже пренебрежительное. В результате тако­го «воспитания» формируется установка: главное — не попадаться.

Рассмотрим ещё некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия:

Семьи, ориентированные на успех ребенка

Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семей­ных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожи­даниями, которые, в конечном счете, формируют отно­шение ребенка к себе и к своему окружению.

Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чув­ствует, что все его положительные связи с родителями за­висят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требу­ет специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

Мечтаете о том, чтобы ваш ребенок стал богатым, успешным, благополучным и счастливым?


Хотите, чтобы в будущем у вашего ребенка были:

Собственная надежная семья с прочными семейными традициями?
собственный богатый , красивый и уютный дом ?
собственный бизнес , который можно передать по наследству?

Создайте и развивайте семейные традиции: «Счастливая семья», «Наш дом – наша крепость», «Собственное дело», «Мое предназначение» и др.

____________________________________________________________
Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
Для описания нездоровых семейных отношений, ко­торые носят скрытый, завуалированный характер, неко­торые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений - псевдовзаимность и псевдо­враждебность.

В обоих случаях речь идет о семьях, чле­ны которых связаны между собой бесконечно повторяю­щимися стереотипами эмоциональных взаимореагирова­ний и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологи­ческому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддер­живающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавля­ют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выра­жать лишь враждебные чувства, а нежные -отвергать.

Подобная форма супружеского взаимодействия мо­жет быть перенесена и в сферу детско-родительских отно­шений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исклю­чительно на положительную сторону их проявления, ос­таваясь при этом эмоционально холодным и отчужден­ным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела чело­века, пусть даже самого близкого, а эмоциональное от­странение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии семей, выделяют так же три конкретных формы неблагополучия семьи: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.
Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, пе­дагогических (касающихся воспитания детей), органи­зационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в се­мье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть гла­вой семьи. Соперничество является свидетельством того, что на­стоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.

Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супруга­ми и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявить­ся и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи-(чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессио­нальную деятельность. Карьера требует мно­го сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.

Изоляция - довольно распространенная форма семейной неблагополучия. Относительно простой вариант подобной трудности в семье -психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что он живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает. Никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает». К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен.

Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них пред­почитает большую часть времени проводить за предела­ми семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбы­вают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений.

Взаимоизолированными могут стать молодая и роди­тельская семьи, проживающие под одной крышей. Под­час они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.

В такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоционального, психологического, а под час и физической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание за другого члена семьи, если тот старый или больной.

Данную типологию можно дополнить еще одной разновидностью, которую мы условно назвали семьей «пограничного» характера, так как переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разлаженными и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом.

Семьи с недееспособными членами. Особую категорию в этой группе составляют семьи с недееспособными членами. Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми членами семейной группы. Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности.

Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми. Своеобразный психологический климат складывается в таких семьях, что обусловливает отнесение их к категории неблагополучных. Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые условно могут быть разделены на две группы: первая — как семья влияет на состояние больного ребенка; вторая — каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье.

Семьи с нарушением структуры семейных роле й — одна из разновидностей «пограничных» семей. В них нарушается структура семейных ролей, и они становятся патологизирующими.

В случае возникновения патологизирующих ролей, связанных, в основном, с нарушением взаимоотношений семьи и ее социального окружения, изменяются отношения с соседями, с другими семьями, родственниками, государственными учреждениями и т.д. Появляются такие разновидности семейных групп, как «семья-крепость», «семья с антисексуальной идеологией», «семья-санаторий», «семья-театр», где граница между благополучием и неблагополучием едва уловима в первоначальный период функционирования семьи.

Однако со временем семейное неблагополучие становится настолько очевидным, что ни у самих членов семьи, ни у ее социального окружения не возникает на этот счет никаких сомнений. В центре «семьи-крепости» находится индивид с нервно-психическими расстройствами, которые выражаются в склонности к паранойяльным реакциям. Он использует свое влияние в семье для того, чтобы побудить других членов семейной группы принять его представление о том, что «все против нас», «на нас нападают – мы защищаемся». Это неизбежно приводит к перестройке отношений в семье: возникают межличностные роли «вождя» и его «соратников по борьбе».

Семья с «антисексуальной идеологией» чаще всего появляется под преимущественным влиянием индивида с нарушениями потенции. После принятия семьей той точки зрения, что в окружающем мире царит разврат и что долг людей – бороться с ним, особенности поведения члена семьи с нарушениями сексуальной потенции начинают выглядеть похвальной сдержанностью.

Подобным образом ситуация может развиваться и в «семье-театре», которая посвящает всю свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближайшем окружении. Обычно семьи подобного типа возникают под влиянием индивида, имеющего определенные психологические проблемы в реализации самооценки.

Перечисленные формами не исчерпыва­ются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функ­ции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, прави­ла которых им были навязаны.

Особенно отчетливо не­простое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положи­тельная или отрицательная — она в равной степени нега­тивно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия. Это постоянная забота психолога и социального педагога.

Но даже в благополучных семьях дети могут испытывать психологический дискомфорт. Это может быть связано с особенностями семейного воспитания, форм взаимоотношений родителей с детьми, методов и средств педагогического воздействия, вариантов родительского поведения. Вам они хорошо знакомы, я лишь напомню.

Варианты родительского поведения.

1. Строгий – родитель
2. Объяснительный – родитель.
3. Автономный – родитель
4. Компромиссный
5.Содествующий – родитель
6. Сочувствующий – родитель
7. Потакающий – родитель
8. Ситуативный – родитель
9. Зависимый – родитель

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.

Выделяются следующие стили родительского поведения:

«Командир-генерал»
«Родитель-психолог»
«Судья»
«Священник»
«Циник»

Стили воспитания, которые специалисты относят к неблагополучным семьям, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска»:

Попустительско-снисходительный стиль
Демонстративный стиль.
Педантично-подозрительный стиль.
Жестко-авторитарный стиль
Увещевательный стиль
Отстраненно-равнодушный
Воспитание по типу «кумир семьи».
Непоследовательный стиль.

Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития.

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей - родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители - первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья - первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи - это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, - это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость - это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие - это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб - максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим - материальную, третьим - медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, - тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе - это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап - воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png