В процессе трудовой деятельности создаются не только материальные и нематериальные блага, удовлетворяющие , но и формируются личностные качества работника. Во время работы трудящиеся приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют собственные знания и постоянно совершенствуются. На основе этого у каждого работника вырабатывается и постоянно совершенствуется культура труда.

Понятие культуры труда

Культура труда – это совокупность личностных и постепенно выработанных качеств работника, а также устройство предприятия, таким образом, благодаря которому стимулируется, координируется и реализуется трудовая деятельность.

В культуре труда исследователями выделяется несколько составляющих ее компонентов.

1. Постоянное улучшение условий труда, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая среда включает в себя: освещение, температуру воздуха, цветовое оформление рабочего места, средства труда. Средствами труда выступают оборудование, машины, транспорт и другие. Повышение культуры труда на предприятии предполагает создание наиболее комфортных условий для осуществления трудовой деятельности работником.

2. Совершенствование культурно-трудовых взаимоотношений в коллективе. Здесь культура труда включает в себя развитие благоприятного нравственно-психологического климата, благодаря которому участники трудовой деятельности контактируют друг с другом, не принося вред процессу труда. Сюда входят взаимоотношения в коллективе равных по социальному статусу работников, отношения с руководством и начальством. Еще одной важной составляющей этого компонента культуры труда являются качественные побудительные мотивы и достойная оплата труда. Наличие благоприятной атмосферы среди участников трудовой деятельности напрямую воздействует на результат труда.

3. Культура труда самой личности, в которую входят ценности и мотивы работника, его уровень и качество профессиональных знаний, личные побуждения и самодисциплина трудящегося. Очень важной составляющей культуры труда личности является желание и способность постоянно развиваться в определенной области трудовой деятельности.

Работник, имеющий и постоянно развивающий личностную культуру труда, ценится во много раз больше, чем трудящийся, не желающий развивать это качество. Такие люди двигаются вверх по карьерной лестнице и добиваются отличных результатов в жизни, а также приветствуются в обществе.

Культура труда личности

Человек с привитой культурой труда обладает рядом профессиональных знаний, постоянно их развивает, стремится к назначенной цели, выполняет ряд обязательств и обладает хорошей самодисциплиной.

Культура труда личности во многом зависит от психологических и социальных качеств участников трудовой деятельности. Сюда относят личностную мотивацию к труду, желание развиваться и самодисциплину.

Одновременно с участием в трудовом процессе у работника развивается собственная культура труда. Трудящийся приобретает опыт, трудолюбие, расчетливость, умение анализировать, исполнительность, ответственность и так далее. Культура труда личности оценивается по совокупности трудовых качеств работника.

Тем самым культура труда представляет собой совокупность качеств работников одновременно с условиями труда на предприятии, без которых невозможно нормальное функционирование трудовой деятельности.

Культура труда имеет также экономическое измере­ние: так, при правильном расположении инструментов работник выигрывает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой». Таким образом, НОТ у Гастева - это еще и культура рабочего места. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура - в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условности», кото­рая смягчает наше общежитие. Проявлять тактичность в отношениях с другими, приветливость, пусть даже и ус­ловную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», - обязанность и право каждого человека. Эти качества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчи­няться общей задаче (иначе - исполнительством), энту­зиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется социальны­ми установками, составляющими «искусство коллектив­ной работы» . Основное правило совмес­тного труда - скрывать, а не выставлять свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не соб­ственное «я», а общие интересы. Научиться этому труд­нее, чем овладеть индивидуальным тренажером.

На вершине пирамиды культуры труда у Гастева находится культура рабочего класса. Приобретенные каждым работником индивидуальные навыки закрепля­ются четкой организацией совместной деятельности, которая пробуждает жажду творчества и стремление усовершенствовать свое орудие труда. Осознание того, что средства производства теперь являются собственно­стью класса, формирует в пролетариате принципиаль­но новое, творческое отношение к труду. Рабочий ста­новится творцом и распорядителем, он как бы сливается со всем заводским механизмом. К производству, в кото­ром человек каждый день выковывает частицу своего «я», он будет относиться как к своему собственному делу. Так вопросы культуры труда выходили на проблему от­ношения к труду.

Свои основные идеи и взгляды на трудовое воспита­ние Гастев изложил в многочисленных книгах и статьях. В самом концентрированном виде они выражены в зна­менитой «Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов правил и наставлений о том, как надо правильно и куль­турно работать.

Вопросы к главе

1. Какой след в истории НОТ и менеджмента оставил А.Гастев?

2. На чем основана бытовая культура?

3. Как формируется трудовая культура?

4. Что такое организационный тренаж?

5. Почему управленческая культура начинается с исполнительской?

6. Какую роль в воспитании НОТ играет хроно-карта?

Конкретный пример. Памятка-правила

1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее проду­мать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.

2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, зем­ля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного.

4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсег­да установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.

5. За работу никогда не надо браться круто, сразу; не срываться с места, а входить в работу исподволь. Го­лова и тело сами разойдутся и заработают; а если при­няться сразу, то скоро и себя, как говориться, зарежешь, и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

6. По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выхо­дящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, заря­диться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потреб­ную силу и уже после этого приналечь.

7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу.

8. Посадка тела при работе должна быть такая, что­бы и удобно было работать, и в то же время не трати­лись бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если си­деть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможнос­ти сидеть, в легкой работе отдышки редкие, но равно­мерные.

10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы.

11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы выдержать.

12. Во время самой работы, особенно когда дело ней­дет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.

14. Есть очень дурная привычка после удачного вы­полнения работы сейчас же ее показать; вот тут обяза­тельно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к ус­пеху, смягчить свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получит­ся «отравление» воли и работа опротивеет.

15. В случае полной неудачи надо легко смотреть надело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11 -м правиле.

16. По окончании работы надо все прибрать, все по­ложить на определенное место.

Трудовая мотивация и культура труда являются важнейшей цивилизационно идентичной качественной характеристикой народонаселения, влияющей на жизнеспособность страны, основой успешного существования государства. Будущее успешных государств основывается на развитии прежде всего человеческих ресурсов. Человеческие ресурсы - это не только ведущий фактор экономического развития, но и главное богатство любого общества. Человеческие ресурсы интегрируют профессионально-квалификационные и психофизиологические параметры, профессиональные компетенции, а так же «капитализацию» и гуманизацию общества. Важнейшим аспектом оценки человеческих ресурсов является способность части населения страны обладать необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности (трудовые ресурсы).

В условиях снижения как потенциальных, так и фактических трудовых ресурсов вопрос трудовых мотиваций становится главенствующим. Мотивацией труда в широком смысле принято называть субъективное отношение работников к труду, его заинтересованность (или незаинтересованность) в процессе и результатах труда, его эффективности. Каковы были трудовые мотивации в разные исторические периоды российского государства?

По мнению Б.Н. Миронова, различаются два идеальных типа трудовой этики, один из которых можно назвать традиционным, или минималистским, другой - буржуазным, или максималистским. Согласно принципам минималистской трудовой морали, работать следует до удовлетворения традиционных, скромных по своему составу потребностей семьи и не стремиться к накоплению. Напротив, максималистская трудовая этика ориентирует человека на достижение максимально возможного результата в своей работе, а предпринимателя - на максимальную прибыль.

Основной чертой трудовой мотивации российского крестьянства было не получение прибыли, а пропитание. Это вовсе не означает, что крестьяне были ленивыми или неразвитыми.
Просто смысл жизни в массе своей они усматривали не в накоплении собственности, не в увеличении власти и влияния с помощью богатства, а в спокойной и праведной жизни, которая одна только и могла обеспечить вечное спасение и добрую славу среди односельчан. В формировании трудовой мотивации существенную роль играл культурно-религиозный фактор. Так, цели экономического поведения, ориентированного на удовлетворение насущных потребностей, а не на прибыль, были в большей степени присущи православному крестьянству. Традиционная минималистская мотивация труда большинства российских крестьян оставалась практически без изменений до 1917 г.

Крестьянин работал до удовлетворения традиционных, скромных по своему составу потребностей семьи, не стремился к накоплению, и весь годовой доход потреблял. В случае повышения потребностей семьи ввиду увеличения числа едоков он увеличивал «степень самоэксплуатации», но до определенных пределов, дальше которых крестьянин «идти не хотел».

Таким образом, трудовая мотивация крестьян была принципиально отлична от максималистской буржуазной трудовой мотивации.
Небольшие изменения трудовой мотивации в первой половине XIX в., вызванные развитием капитализма, увеличением численности рабочих, появлением около 30% крестьян, неудовлетворенных общинными порядками, в том числе и необходимостью следовать традиционной трудовой этике, которые захотели выделиться из общины и работать по новому, не изменили традиционной мотивации труда ни в городе, ни в деревне. В результате настоящего исследования выявлены несколько факторов, влияющих на состояние трудовой мотивации и находящихся в причинно-следственной связи с жизнеспособностью страны.

Фактор признания значимости труда для жизнеспособности страны в государственной политике

Как показывают исследования, значимость (ценность) труда находится в очевидной причинно-следственной связи с жизнеспособностью страны (рис. 2.1.94).


Коэффициент корреляции составил 0,48, что свидетельствует о зависимости между значимостью (ценностью) труда и жизнеспособностью страны. Между тем традиционная мотивация труда не могла обеспечить материального изобилия, поэтому народ жил скромно. Однако основные материальные потребности удовлетворялись. Подтверждением тому служит вывод историка В.И. Семевского, сделанный на основе анализа крестьянских повинностей. Согласно ему, благосостояние российских крестьян в XVIII в. было выше, чем немецких и польских и вряд ли уступало французским. Согласно выводам английского исследователя У. Тука, автора фундаментального труда о царствовании Екатерины II: «Большинство русских подданных живет лучше, чем огромное большинство населения во Франции, Германии, Швеции и некоторых других странах. Это можно сказать о всех классах» .
Так, традиционная мотивация труда положительно влияла на население России и на развитие государства в целом.

Идейно-духовный фактор (значение нематериальной мотивации труда для жизнеспособности страны)

Идейно-духовный ресурс в традиционной теории экономического действия исследователями практически не рассматривается. Между тем, идейная мотивация не раз становилась решающим фактором экономического развития. Либеральный подход, построенный на противопоставлении индивидуальной мотивации командной организации труда и ее исключительно материальном характере, неоправданно упрощает факторное многообразие побудительных мотивов трудовой деятельности. Вариант, согласно которому человек может трудиться, не будучи принуждаем государством и стимулируем ожидаемыми доходами, попросту не допускается.
Между тем, для России характерно преобладание духовных, по сравнению с материальными, факторов поведения.

Сравнение экспертной оценки такого преобладания и жизнеспособности страны демонстрирует устойчивую связь. Коэффициент корреляции составил 0,61, что демонстрирует причинно-следственную связь нематериальной мотивации с жизнеспособностью страны. Ее снижение, возвеличивание материальных стимулов и успехов через некоторый период времени ведет к существенному снижению жизнеспособности страны.

Между тем, вне мировоззренческого (идейно-ценностного) осмысления труд, как исторический феномен, не мог бы состояться. Трудовая деятельность - это прежде всего, по своему генезису, деятельность общественно-полезная. При понимании и имплементации этого в основы функционирования экономики преодолевается отчуждение человека от труда. В противном случае устанавливается деформированное представление, при котором организационные средства воспринимаются в качестве цели.

Всякий раз при актуализации идейно-духовных мотивов труда соответствующие хозяйственные общности показывали значительно более высокие результаты, чем конкурирующие с ними экономические системы. На основании представленных группой экспертов количественных оценок характеристик событий истории России ХХ столетия по 38 критериям идентификации идейно-духовного состояния была получена достаточно сложная немонотонная кривая. Идейная духовность российского общества имела подъемы и спады, будучи зависимой от деятельности государства в вопросах идеологии и национальной (цивилизационной) идентичности.

Из этого следует вывод о том, что формирование идейно-духовного ресурса можно и дóлжно рассматривать в качестве государственной управленческой задачи.

Особого внимания в контексте вопросов формирования экономической политики требует построенная на экспертной сессии зависимость отношения в российском обществе к труду. Характерно, что ее историческая изменчивость в целом совпадает с подъемами и спадами национальной экономики (рис. 2.1.96).

Проведенный экспертный эксперимент позволил также ответить на вопрос: какой из двух факторов - идейно-духовные основания или материальное стимулирование - имеет более весомое значение для показателей экономического развития в России? […]

Полученные результаты с позиций неолиберальной теории выглядят просто обескураживающими. Коэффициент корреляции идейно-духовной развитости общества и роста валового промышленного производства составил плюс 0,59 . Еще более весомой оказалась зависимость от фактора ценности труда в общественном сознании - коэффициент корреляции плюс 0,69.

Полученные данные доказывают значимость для российской экономики стимулов духовного содержания.
А вот суммарный материальный фактор и рост валового промышленного производства находятся в России, судя по результатам проведенного анализа, в состояние антикорреляции, давая значение минус 0,7.

Природно-климатический фактор мотивации труда

Еще одним фактором выстраивания цивилизационной экономической специфики России явились ее особые климатические условия, предопределившие характер трудовой ритмики традиционного крестьянского хозяйства. Европейский работник трудился равнодинамично в течение почти всего года. Сравнительно мягкая европейская зима сглаживала сезонные различия трудовых затрат. Совсем другое дело - контрастный континентальный климат России.
Доля труда в летнем бюджете времени русского крестьянина была более чем в два раза выше, чем в зимнем.

Крестьянское хозяйствование функционировало в режиме календарных рывков. На рис. 2.1.98 приводятся расчеты бюджета времени русских крестьян, полученные по проводимым по инициативе Г.С. Струмилина в 1923 г. обследованиям Воронежской губернии, на рис. 2.1.99 - распорядок для европейских крестьян. Традиционный уклад в то время еще не был окончательно разрушен, а потому созданная модель крестьянского дня может считаться репрезентативной по отношению к национальной традиции.

Исследователи русского крестьянского мира пишут о закреплении сезонной ритмики труда в структуре национального менталитета в целом. Весь ход отечественной истории разворачивался по существу в режиме рывков. Указанная специфика национальной ментальности дает реалистические основания для выработки стратегии форсированных экономических прорывов. Далеко не ко всем мир-экономикам она применима. Режим рывков предполагает особый формат управления, свои традиции сильного государства и коллективистско-общинные механизмы организации труда.

Нужен особый командный импульс, пробуждающий Россию от зимней хозяйственной спячки.


Соотношение оценки коллективизма в разные исторические периоды и коэффициента жизнеспособности страны представлено на рис. 2.1.100.


Цивилизационно-страновое сравнение бюджета трудового времени крестьянских хозяйств позволяет также опровергнуть сформировавшийся на Западе стереотип о традиционной русской лени. Русский крестьянин работал в течение года даже больше европейца. Снижение его рабочей ритмики в зимний период связано с адаптированным к природной среде релаксационным механизмом максимального восстановления физических и эмоционально-психологических сил организма.

Правовая мотивация труда как фактор жизнеспособности страны

[…]Уровень трудовой мотивации - эффективный показатель хода реформ; у большинства населения нет симптомов для ее повышения, что подтверждается зависимостью уровня мотивации производительности труда от его оплаты (рис. 2.1.101).




Тип мотивации тесно связан с теми социальными ролями, которые работники выполняют, будучи поставленными в данные трудовые отношения. Формирование механизма мотивации носит характер публично заявленного ответственного диалога субъектов и институтов власти с субъектами трудовых отношений, группами наемных работников и населением в целом. Мотивационный общественный диалог имеет характер сознательно регулируемого процесса, субъекты которого повышают взаимную компетентность по мере его развития.

В предыдущие десятилетия социальная роль работника определялась его местом в трудовом коллективе. Сам коллектив менял свою форму, детерминируя трансформацию ролей работников. Соответственно, динамика социального содержания роли работника во многом определяла основные мотивационные доминанты трудовой активности и влияла на формирование субкультуры труда. Реформы 1990-х гг. уничтожили трудовой коллектив как социальную группу людей, исключив его как субъект трудовых правоотношений.

Законодательством исключена также возможность создания политических партий попрофессиональному признаку. Роль трудового коллектива для целей трудовой мотивации сведена к минимуму. Российская Конституция освободила граждан от фетишизации труда, символической присяги труду как всеобщей повинности. Но государство не создало новую систему мотивации труда, учитывающую национальные традиции, исторический опыт, природно-климатические факторы.

Вместе с тем в России действует устойчивый иной принцип трудовой мотивации, основанный на нематериальной мотивации.

Идейно-духовные нематериальные мотиваторы

[…] Народная афористическая мудрость содержит в своем арсенале двоякий образ трудовой мотивации - «кнутом и пряником». Восток, исторически репродуцируя государственно-патерналистскую систему азиатского способа производства, избрал в качестве основного средства «кнут» (что может быть приравнено к государственному принуждению). Запад в своем экономическом развитии сделал ставку на «пряник» (материальное стимулирование).

Россия, имея в виду ее цивилизационную специфику, равнообращенность как к Востоку, так и Западу, может гармонизировать крайности обоих подходов, восстановив амбивалентную природу трудовой мотивации. Предлагаемая авторами версия экономической политики равно отрицает абсолютизацию и «кнуто-командной» модели коммунистического эпохи, и «прянично-либеральной» системы постсоветского периода. Ее принципиальным подходом, обеспечивающим шансы на долгосрочный успех, является синтез позитивного потенциала обоих мотивационных механизмов. Исследования материальной и нематериальной мотивации труда демонстрируют особенные черты Российского государства, которые отличают ее от других стран (рис. 2.1.103).

В России исторически велика роль нематериального мотиватора трудовой деятельности, который «верой и правдой» служил советскому государству в самые успешные периоды его существования. Согласно авторским исследованиям, в России мотивация индивидуальной производительности труда в зависимости от нематериального социального пакета имеет вид. Россия демонстрирует самую высокую степень готовности интенсифицировать свой труд в зависимости от пакета нематериального поощрения труда, по сравнению с иными странами (рис. 2.1.105).

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что вместе с разрушением государства СССР произошло разрушение одной из высших ценностей - труда. Труд, согласно Конституции РФ 1993 г., стал свободным, но перестал быть эффективным в той части, когда нематериальные мотиваторы были закреплены в законодательстве, а сам труд был престижным и имел государственное значение.

Значимость труда среди важнейших ценностей жизни существенно снизилась. Ушла из ценностей труда польза людям. Содержательные (реализация способностей) и достижительные (повышение квалификации) ценности труда входят в ядро ценностей только у незначительного числа граждан.

Конечно, на структуру ценностей труда граждан существенное влияние оказало серьезное падение качества жизни, прежде всего покупательной способности заработной платы, а также смена идеологии - выдвижение на первый план материального благополучия, девальвация советских установок, представлений о ценности труда как одной из высших ценностей государственности и оценки последнего в контексте общественных интересов.

Инициатива в работе и ответственное к ней отношение остаются пока явно на периферии трудовых предпочтений. Слабая выраженность этих ценностей резко отличает россиян от работников экономически развитых стран. Государство устранилось от формирования трудовой мотивации, которая могла стимулировать развитие у граждан инициативы в работе и ответственного к ней отношения.

Необходимо вернуть государству роль регулятора общественных отношений в сфере труда и создании мотивационных механизмов.

Ранее специалистами уже отмечалось, что «необходимо усиление целенаправленного влияния государства как ведущего макрофактора на формирование трудовых ценностей».

Государство должно формировать условия для трудовой мотивации - прежде всего это качественное образование и необходимая квалификация работников, воспитание отношения к труду, проблемы и решения которых рассмотрены в последующих главах. Актуальной представляется работа средств массовой информации по освещению сценариев цивилизованного трудового поведения, «достижительной» трудовой культуры. При этом важен учет особенностей интересов и моделей трудового поведения отдельных социальных слоев. По результатам исследования выявлены следующие факторы жизнеспособности страны в сегменте труда.

  • Значимость (ценность) труда в государственной политике.
  • Наряду с материальной - нематериальная мотивация труда.
  • «Рывковый» или мобилизационный характер труда.
  • Мотивация труда в праве, в том числе в трудовом законодательстве.

По материалам главы 2.1.5. "Трудовые мотивации и культура труда" монографии " "

Из своего жизненного опыта вам, наверное, уже известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму Времени, устанет, а результат его труда будет желать лучшего.

Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, о технике безопасности, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.

Все вышеперечисленное составляет содержание культуры труда. У каждого человека уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других менее - отсюда и результат.

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя следующие компоненты:

Культура труда включает прежде всего технологическую дисциплину , т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операционными картами. Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место.

Рабочее место - зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым. для управления каким-то процессом или выполнением работ. Рабочее место должно обеспечивать максимальную надежность и эффективность работы, а значит, следующие основные условия:

  1. достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые Движения и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования;
  2. наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости», т. е. участка, на котором сконцентрировано все оборудование: инструменты, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться;
  3. хорошее естестве иное или искусственное освещение рабочего места;
  4. оборудование, предусматривающее быстроту, простоту и экономичность его обслуживания, удобную рабочую позу, снижение утомляемости и т.п.;
  5. соответствующие нормам воздухообмен, температуру и влажность.

При организации рабочего места нужно учитывать прежде всего свои антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и др. Необходимо определит преобладающую позу и, исходя из своих индивидуальных особенностей, обустроить свое рабочее место так. чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять работе. Все инструменты, оборудование, приспособления должны находиться на строго определенных местах. Не нужно упускать из внимания и дизайн в оформлении рабочего места.

Дизайн (англ. design - чертеж, рисунок, проект) - творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, достижение единства ее функциональных и эстетических аспектов. Так же называется и результат этой деятельности.

Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда. Важнейшим элементом дизайна является планирование и создание зоны отдыха (психологической разгрузки) вблизи рабочего участка, желательное «живыми уголками». Известно, что общение с миром природы способствует полноценному восстановлению сил.

При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы при необходимости все быстро убрать и провести уборку (не загромождать пространство, граничащее с рабочим местом).

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистанционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми управляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов. Осуществляя такие опосредованные управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реальными данными. Этим объясняется необходимость применения информационных технологии , являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной техники?

Наоборот, с ее помощью он сможет осуществлять разработку и усовершенствование изделия, не затрачивая лишнего материала и времени. «Изготовление» и «доработка» конструкционного решения идет на экране монитора. Поэтому нужно продумать возможность использования информационных технологий и технических средств, позволяющих наиболее рационально использовать и осуществлять ту или иную деятельность.

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.

Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые при водят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.


Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна сковывать движения и в то же время свисать и путаться. Кроме того, рабочая одежда обеспечивает чистоту и продлевает срок службы личной одежды.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать се экономическую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затраты на ее выполнение.

Эффективность производства - экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо деятельностью, необходимо составить бизнес-план , в который войдут расчеты затрат электроэнергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.

Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по формуле.


На экономическую эффективность деятельности влияет количество производимых изделий, рациональное использование информационных технологий, организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Так как культура труда связана с конкретной профессиональной деятельностью, она является составной частью технологической культуры.

Культура труда, рабочее место, дизайн, техника безопасности, бизнес-план, эффективность производства.

Практическая работа

  1. Составьте план-схему «Мое рабочее место».
  2. Определите эффективность какого-либо вида трудовой деятельности, составьте бизнес-план.
  1. Дайте определение и назовите основные компоненты содержания культуры труда.
  2. Что такое технологическая дисциплина?
  3. Каковы условия рациональной организации рабочего места?
  4. Как обеспечивается безопасность труда?
  5. Каким образом можно определить эффективность трудовой деятельности?
  6. Назовите факторы, способствующие повышению эффективности труда.

Культура труда в сфере производства - это основывающееся на высоком профессионализме и умении интенсивно и качественно работать сознательное и творческое применение работниками в процессе труда совокупности наиболее рациональных в конкретных технико-организационных и социально-экономических условиях производства способов работы, обеспечивающее при сохранении здоровья и устойчивой работоспособности трудящихся рост эффективности труда и производства и высокое (на уровне стандартов мирового рынка) качество продукции и предоставляемых услуг.

С переходом к рыночной экономике потребность в высокой культуре труда существенно возрастает, что определяется ее ролью и местом в хозяйственной деятельности:

Культура труда во многом обусловливает уровень и качество использования рабочей силы, достижений науки и техники, огромного производственного аппарата, практически всех видов ресурсов страны;

Уровень культуры труда в определенной мере выражает отношение человека к труду, а следовательно, является фактором роста производительности, повышения эффективности труда;

Потребность в высокой культуре труда вызывается возрастанием значимости экономии рабочего времени и снижения издержек производства;

Существенное повышение уровня культуры труда на производстве определяется в современных условиях прежде всего необходимостью выполнения работ при изготовлении товаров и предоставлении услуг качественно, в соответствии со стандартами мирового рынка с тем, чтобы обеспечить высокий уровень жизни населения страны и интегрироваться в мировой экономической системе;

Развитие культуры труда активно влияет на обеспечение порядка и организованности на производстве, воспитание дисциплинированности, добросовестного отношения к труду, выработку в зависимости от типа нервной деятельности человека навыков работы как в различного вида коллективах, так и индивидуально и, в конечном итоге, на выбор и повышение степени удовлетворенности от выполняемой работы;

Наконец, прогрессирующее усложнение в условиях рыночной экономики процессов управления в научно-техническом, экономическом и социальном развитии предприятий различных форм собственности и хозяйствования объективно обусловливает потребность высокой культуры труда всех категорий работников в сфере производства.

Культуре труда в сфере производства свойственны две весьма существенные особенности. С одной стороны она опирается на весь накопленный человечеством в процессе своего развития опыт и знания. Вместе с тем она постоянно нацелена в будущее, благодаря чему непрерывно обогащается, развивается: элементы культуры труда впитывают, синтезируют в себе новые явления в сфере трудовой деятельности, возникающие в процессе технологического, экономического и социального развития общества, и тем самым формируют новую ступень культуры труда как отдельных работников, так и всего народа, отражающую развитие культурных традиций и потребностей общества в целом. Развитие культуры труда проявляется, в частности, в возрастании её уровня. Уровень культуры труда находит своё материальное воплощение в создаваемой продукции (технике, инструментах, сооружениях, потребительских товарах и т.д.) и предоставляемых услугах.



Повышение эффективности труда и производства - одна из основных, но не единственная функция развития культуры труда. Другой ее функцией является развитие человека, которое предполагает прежде всего:

Обеспечение общеобразовательного уровня, общекультурного развития всех трудящихся;

Обеспечение высокой профессионально-технической подготовки производителей, усвоение ими опыта, навыков, наиболее рациональных способов работы в избранной профессии или специальности, соответствующих требованиям, предъявляемым к человеку достигнутым уровнем развития средств труда и общественных отношений, умение применять их на практике, достижение высокой и разносторонней ориентированности работников в производственных процессах.

Для этого необходимо, чтобы в государстве была обеспечена доступность образования для всех слоев населения, что повышает качество рабочей силы и позволяет осваивать и широко применять более совершенные технологии.

Развитие работников в ходе овладения высокой культурой труда и практического ее использования предполагает одновременно совершенствование применяемых способов работы, выработку под влиянием развития общественного производства, технического и социального прогресса новых знаний, навыков, сноровки, отбор и накопление ими новой совокупности наиболее рациональных способов работы , соответствующей изменяющимся условиям производственной деятельности.



Человек не получает от рождения готовых навыков к труду вообще, умений и мастерства в том или ином виде труда. Достижения культуры труда предшествующих поколений воплощены не в его биологических свойствах, не в его природных задатках, а в окружающем его мире носителей исторически определенной культуры труда (мастеров своего дела в каждом виде труда), с которыми он вступает в общение, и орудий труда данной эпохи. Умения, навыки, мастерство в различных отраслях, видах труда передаются от поколения к поколению в ходе индивидуального развития личностей, путем освоения отдельными индивидами трудовой культуры, овладения ею посредством обучения, воспитания, общения с искусными мастерами своего дела, в ходе которого человек научается адекватной деятельности, что, по сути, представляет процесс социального наследования культуры труда. Это процесс постоянный, непрерывный и носит он активный характер.

Культура труда в сфере производства характеризуется степенью рациональности соединения людей с предметами и орудиями труда в процессе индивидуальной и коллективной работы. Современный уровень науки и техники позволяет выявить особенности каждого отдельного технологического и трудового процесса, последовательно разлагая его для анализа на составные элементы. Структура производственного процесса в своем общем виде представляет совокупность связанных между собой отдельных технологических операций в целях получения определенного вида продукции. Если же рассматривать производственные процессы с точки зрения затрат труда, то каждая отдельная операция может быть расчленена на отдельные рабочие приемы, которые являются совокупностью (циклом) отдельных действий, движений, имеющих определенное целевое назначение. Изучение соответствующих элементарных рабочих приемов позволяет при анализе выявить мельчайшие возможности совершенствования трудового процесса.

Деление совокупного технологического процесса на операции, а далее на элементы этих операций (например, при механической обработке металла - отдельные установки, переходы и т.д.) позволяет правильно оценивать существующий технологический процесс, выявить его недостатки и возможности совершенствования.

Такой подход к технологическим процессам позволяет выявить в разнообразных их видах элементы, соответствующие отработанным приемам трудовых действий. Общность их даёт возможность достаточно обоснованно определить норму затрат труда, установить наиболее рациональные приемы с тем, чтобы более широко их распространять.

Можно сказать, что любой трудовой процесс человека характеризуется в известной степени определенным осмысливанием и совокупностью трудовых приемов. В свою очередь и трудовые приёмы можно рассматривать не только как определенный элемент трудового процесса, характеризующийся определёнными затратами времени, но также и как метод работы.

Глубокий анализ организации труда и её совершенствование не могут ограничиваться рассмотрением процесса труда в целом не только в масштабе завода, цеха, но даже в масштабе отдельной операции. Он должен включать изучение трудового процесса по его составным элементам вплоть до отдельных рабочих приемов и движений.

Как системный объект культура труда в сфере производства имеет весьма сложную внутреннюю структуру и проявляется через совокупность разнообразных её элементов. Они обусловливаются сложившейся системой общественных отношений, нормами нравственности и морали, состоянием технической базы материального производства и вытекающими из него формами организации труда. Все элементы культуры труда тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. По взаимосвязи с процессом труда, коллективом работников предприятия и обществом выделяются элементы, выражающие профессиональную, социальную и нравственную стороны культуры труда в сфере производства (табл.14.5.1).

Разумеется, представленный в табл.14.5.1 перечень элементов культуры труда в сфере производства не отражает всего их многообразия, существующего в реальной действительности, и не претендует на исчерпывающую полноту. Он является примерным, очерчивает совокупность только основных элементов и может быть уточнен, изменен и дополнен. Следует также иметь в виду, что на каждом качественно новом этапе развития общества, прежде всего в связи с техническим прогрессом и происходящими под его влиянием преобразованиями в труде, развивающимися рыночными отношениями, формируются новые элементы культуры труда, а существующие совершенствуются, обогащаются.

Разнообразие элементов культуры труда в сфере производства в известной степени определяется необходимостью следовать в процессе труда многим нормам: организационным, техническим, экономическим, нравственным, юридическим, этическим.

Развитие культуры труда в обществе, на предприятиях означает прежде всего развитие, совершенствование всех ее элементов. Так же и овладение культурой труда происходит через усвоение основных её элементов, овладение навыками, умениями их повседневного применения в жизнедеятельности человека, прежде всего в процессе его трудовой деятельности. Овладение высокой культурой труда означает, что все её основные элементы стали неотъемлемым свойством личности работника, прочно вошли в привычку, в правила его поведения в процессе трудовой деятельности. Но особенно важное значение имеет соблюдение трудовой дисциплины , которая представляет собой объективно возникающие из материальных условий развития производства отношения взаимной ответственности участников трудового процесса, основанные на сознательном выполнении ими предусмотренных действующими законодательными и нормативными актами о труде правил поведения в соответствии с их трудовыми функциями.

Учет элементов культуры труда в производственной деятельности позволяет создать благоприятные условия для дальнейшего развития каждого работника, наиболее полного проявления в трудовой деятельности его творческих потенций, повысить уровень организации труда, обеспечить слаженность в работе, ритмичность производственного процесса, высокий уровень хозяйственной и трудовой дисциплины на предприятии, улучшить качество работы, продукции, использования рабочей силы, уменьшить затраты на производство единицы продукции, повысить эффективность труда.


Наряду с элементами культуры труда выделяются социально-экономические условия, определяющие состояние культуры труда наемных работников на производстве. К числу важнейших из них относятся:

Тип экономической системы в стране (государственная централизованная, в основе которой лежит общественная собственность на основные средства производства, различные типы рыночной экономики, опирающиеся на разнообразие форм собственности и хозяйствования);

Состояние производственных условий труда;

Распространенность в обществе таких видов социальной патологии, как пьянство, заболеваемость алкоголизмом, наркомания;

Действенность механизма мотивации труда и повышения его культуры и др.

На обеспечение и развитие культуры труда оказывают непосредственное влияние существующие рамки защиты и развития качества труда.

Основными аспектами качества труда можно считать:

Навыки, требуемые для работы, и возможности, которые применение этих навыков открывает для самоосуществления личности или для выполнения социальных или производственных функций;

Степень самостоятельности трудящегося при выполнении работы;

Справедливость системы управленческого контроля и дисциплины;

Возможности для свободы ассоциации и коллективных переговоров;

Надёжность работы, включая возможности для применения навыков, приобретённых у другого работодателя;

Ответственность, связанная с работой, а также возможности как для удовлетворенности этой работой, так и для появления стресса в связи с ней;

Интенсивность труда и её последствия для физического и душевного здоровья, а также для возможностей вести удовлетворяющую человека личную и семейную жизнь;

Возможности, предоставляемые работой для приобретения и повышения квалификации и перехода на более удовлетворяющую, надёжную и лучше оплачиваемую работу в ходе жизненного цикла;

Возможности, предоставляемые работой для внесения вклада в творческую деятельность организации, включая решение проблем, постепенные нововведения и применение личной инициативы, основанной на приобретённой квалификации и знаниях, в интересах повышения качества или услуг.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png