Понятие политической партии

Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

  • функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
  • наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
  • наличие народной поддержки, добровольность членства;
  • наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
  • создание возможностей для политической социализации личности;
  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

  • по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
  • по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
  • по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
  • по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
  • по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению , согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Концепции политической партии

Политическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.

Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части ; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).

В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.

В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Обязательные элементы политической партии :

  • всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.
  • это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
  • цель всякой партии — завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
  • каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
Признаки политической партии:
  • наличие организационной структуры;
  • программа и устав;
  • уплата членских взносов;
  • партийная дисциплина;
  • организационная связь между членами партии;
  • формирование общественного мнения;
  • участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено народных масс и государства;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — захват и участие во .

Определение термина политическая партия.

Конституционное определение термина политическая партия .

- Политическая партия и политологическая литература.

Типология политических партий.

Идеальные типы партий.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства.

Наименования политических партий.

Цвета и эмблемы партий.

Финансирование партий.

Трансформация статуса партии как политического института.

Политическая партия, партия

П артия - э то группа людей, объединённых общностью идей, интересов или выделенных для выполнения какой-либо работы.

Политическая партия - это стабильная иерархическая политическая , объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Политическая партия - это независимое общественное объединение предприятий, имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности выражающее политическую волю своих членов и сторонников.

Политическая партия это общественная фирма (объединение предприятий ), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев.

Политическая партия - это общественное объединение предприятий , главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе основного Закона государства и действующего законодательства.

Политическая партия - это компания , объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.



Определение термина политическая партия

Политическая партия - это объединение предприятий, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Политическая партия - это политическая , выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп премущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти .

Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе . К. фон Бейме характеризует партии как общественные компании, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разуме­ется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных поли­тических партий характерно, в частности, то, что они:

Представляют собой политические фирмы;

Представляют собой компании общественные (негосударственные);

Являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объеди­нениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Имеют свою программу и устав;

Построены на определенных организационных принципах;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, республиканская и демо­кратическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице го­лосующих за представителей партии на выборах.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за , партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение основного Закона страны , и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конститу­цию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи 1990 г., в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (СБСЕ) записано, что партии не должны сливаться с государствам. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных ре­жимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не только , но в значительной степени и гражданское общество. В та­ких случаях образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она служила лишь обоснованием необходи­мости правового регулирования деятельности партий. Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов функциониро­вания демократических государственных институтов.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций.


Конституционное определение термина политическая партия.

В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридичес­кого определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 основного Закона государства Франции); партии способствуют «выражению народной воли и фирмы политической власти» (ст. 47 Кон­ституции Португалии). Более точно функция политической партии определе­на в основного Закона страны Италии: партии создаются для того, чтобы «демократичес­ким путем содействовать определению национальной политики » (ст. 49). Аналогичное содержание имеет и ст. 29 основного Закона государства Греции : «Партии долж­ны служить свободному функционированию демократического режима».

В конституциях этих государств закреплены принципы свободного обра­зования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея полити­ческого плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообраз­ные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей.

В настоящее время в основного Закона страны Российской Федерации правовое положение политиче­ских партий приведено в соответствие с мировыми демократическими стан­дартами: признаны политический плюрализм, в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тота­литарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы (ст. 13 основного Закона государства РФ ). Партия организуется по инициативе учре­дителей и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции России . Ее деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает тре­бования основного Закона страны и закона, предъявляемые к политическим партиям.


Политическая партия и политологическ ая литератур а.

В политологической литературе политическая партия (от лат. pars, partis -часть) определяется как наиболее активная и организованная часть общест­венного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Или, более полно, как «специализированная организационно упорядоченная груп­па, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе».

И партии, и государство являются политическими организациями, поли­тическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном полити­ческой системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политичес­ких сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической си­стемы в единое целое.

Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все политические институты должны были находиться в од­ной упряжке, вращаться вокруг одного политического «ядра».

Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существую­щие в свободном, демократическом обществе, - это система особая. В любом случае, это не та политическая система, какой она была представлена в совет­ском государствоведении и тоталитарном политическом мышлении. С точки зрения современных представлений, наряду с государством следует учиты­вать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее вли­яние на государство. А ведь политические партии являются одним из инсти­тутов гражданского общества.

Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы об­щества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибу­тами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Правящие политические пар­тии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механиз­му государственной власти, осуществляют власть главным образом через рас­становку членов своих партий на важнейшие государственные посты.

Cоциолог Роберт Михельс отмечал, что любая централизованная , в частности политическая партия, представляет собой корпорацию, конкурирующую с другими, ей подобными.

Т ипологи я политических партий.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и компании их внутренней жизни. По этому признаку он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению предприятий элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и фирма предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

Различия в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой, лежат в основе широко распространенного в западной политологии деления современных партий на кадровые и массовые - классической типологии, предложенной М. Дюверже. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций - комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США - демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде - некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

Существуют и другие подходы к типологии политических партий. Так, по характеру участия в осуществлении государственной власти различают правящие и оппозиционные партии; последние в зависимости от их места в политической системе подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Англии); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США , означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении. Р.-Ж. Шварценберг показал, что в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” - появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3-4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур - к формированию устойчивых двухпартийных систем.Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культур

ных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

В последние годы ряд зарубежных исследователей фиксируют падение роли политических партий: в странах Запада - на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах - на фоне тенденций к широкой этатизации партий.


Идеальные типы партий .

партии элиты

народные/массовые партии

этнически-направленные партии

избирательные объединения предприятий

партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные треста делятся на индивидуальные партии, партии большинства, программные объединения предприятий.

Ключевую роль в этом отношении сыграл Морис Дюверже, разграничивший два типа партий: "кадровые" и "массовые". Расцвет "кадровых партии", или, как их еще называют, "партий элит" - XIX век, когда власти народа еще только развивалась, а избирательное право было ограничено. Такие партии чаще всего представляли интересы господствующих классов.

В первой половине XX века вместе с введением всеобщего избирательного права на первый план выходят "массовые" партии. Эти партии ориентируются уже на более широкие слои. Они многочисленны, сплочены, имеют четкую идеологию, во главе их находится централизованная иерархизированная организационная структура. Будущее, как считал Дюверже, было именно за массовыми партиями.

Следующий этап эволюции/деградации был подмечен Отто Киркхаймером. В 1950-х-1960-х годах на материале немецких реалий им был сформулирован тезис о "всеохватных" партиях. Массовые партии, стремящиеся получить как можно большее число голосов, "уже не могут стоять на уникальной идеологической платформе, им приходится становиться "всеохватными", то есть жертвовать идеологией во имя электоральной поддержки.

Однако тот же Киркхаймер подметил еще одну решающую тенденцию: "всеохватные" партии начали постепенное слияние с государством. Данная тенденция в 1995 году была концептуализирована Ричардом Кацем и Питером Мейром как теория "картельных партий", возникновение которых они наблюдали начиная с 1970-х годов. "Картельная" партия - новый этап эволюции/деградации партий. Они все больше отдаляются от избирателей, их начинает интересовать не проведение той или иной политики, но сам факт пребывания у власти. Более того, они попадают в зависимость от государственных субсидий. Крупные партии сливаются друг с другом, образуя картель, стремящийся к удержанию власти и вытеснению конкурентов.

Не все исследователи разделяют эту четырехчастную схему эволюции от партий элит к картельным партиям через массовые и всеохватные партии. Выдвигаются и иные концепции, претендующие на описание сложившегося положения. Однако почти все исследователи солидарны в одном: на наших глазах происходит стремительное выхолащивание народного правления , сопровождающееся эрозией репрезентативных институтов.

Если принять во внимание данный , то легко предположить возникновение в ближайшем будущем нового феномена: мы рискнем назвать его "партия всего народа". Это будет партия, сочетающая в себе элементы "всеохватной", "картельной" и иных моделей. Такая партия будет нацелена на захват всего электората посредством превращения имеющихся в обществе классовых и идеологических противоречий, запускающих партийную конкуренцию, во фракционные разногласия. Эти разногласия отныне будут разрешаться не в процессе публичной политики, но посредством элитного диалога. Известный отечественный политолог Виталий Иванов в своем исследовании истории "Единой Российской Федерации" вслед за Юрием Пивоваровым называет такое элитное объединение предприятий "властной плазмой", внутри которой должны "протекать, разрешаться и гаситься конфликты", способные "разрушить режим и строй снаружи".

Однако не все так просто: "партиям всего народа", к которым можно отнести помимо "Единой Российской Федерации" еще и Либерально-демократическую партию Японии, Индийский национальный , почти всегда не удается достигнуть поставленной цели. Ведь никакое самое большое, самое рыхлое объединение предприятий не способно включить все политические идентичности, отразить интересы и ценности сразу всех слоев населения. Какая-нибудь одна непокорная, бунтующая радикальная идентичность неизбежно вываливается. Исламисты в арабских странах, индуистские фундаменталисты в Индии, наследники Ленина и радикальные последователи Гайдара в Российской Федерации. Любопытней всего то, что в какой-то момент именно эта бунтующая идентичность может оказаться наиболее востребованной, наиболее приемлемой для всего общества просто в силу своей особости и принципиальной неуступчивости.

Таким образом, бюрократизация партийной жизни грозит обернуться ее парадоксальной радикализацией. Впрочем, данный вывод пока не более, чем наше, весьма вероятно, поспешное предположение.


Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства .

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы Конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её влияние закреплено законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР.

В системах с правящей партией оппозиционные партии разрешены; могут даже присутствовать глубокие демократические традиции, но «альтернативные» партии представляются не имеющими реальных шансов получить над властью. Пример из новейшей истории — Россия в начале XXI века. В некоторых случаях правящая партия может долгое время удерживать страну под своим контролем всеми средствами, включая фальсификации результатов выборов. В последнем варианте разница с однопартийной системой носит лишь официальный характер.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и . При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Британии , могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).


ПАРТИЯ

ПАРТИЯ

ПА́РТИЯ

1. Политическая организация, представляющая собой часть какого–н. класса и защищающая его интересы. «Господствующие классы капиталистического общества и их отдельные слои имеют соответственно несколько партий, борющихся между собою по частным вопросам, но совместно защищающих основы капиталистического строя. - Где нет нескольких классов, не может быть нескольких партий, ибо партия есть часть класса.» Сталин .

2. Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков).«Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.» Конституция СССР . «Партия есть высшая форма классовой организации пролетариата.» Сталин . Комсомол - резерв партии. Съезд партии .

3. Группа лиц, объединенных общностью интересов (преимущ. духовных), воззрений, стремлений. Пушкин в юности держался партии Карамзина. Это происшествие разбило наше общество на две партии .

4. Группа лиц, собранных или выделенных с какой–н. целью, отряд. «Партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря.» Максим Горький . Охотники разделились на партии. Пешая, конная партия (воен.).

5. Какое–н. определенное количество товара. Получена партия калош. Новая партия книга. Партия чулок .

|| Ноты для такой отдельной части.

|| Сольная роль в опере (театр., муз.). Партия Онегина написана для баритона. Коронная партия (исполнением к–рой артист особенно прославился). Заглавная партия (т. е. роль того лица, к–рым названа опера).

7. Полная игра с начала до конца. Сыграли 5 партий в шахматы. Партия в пикет .

8. Группа лиц, необходимых для осуществления игры (преимущ. в карты; разг.). «Я вашу партию составил: мосье Кок, Фома Фомич и я.» Грибоедов . Составилась партия в преферанс .

9. Брак, женитьба или замужество (без определения - в знач. выгодный брак), а также человек с точки зрения пригодности, приемлемости его как супруга для другого (разг. устар.). «Подумайте! какая же это партия для вас?» Тургенев . «Недолго в деве молодой таилося раздумье: “прекрасной партией такой пренебрегать - безумье”.» Некрасов . Он (она) тебе не партия. Сделать партию (выгодно жениться или, реже, выйти замуж). «Она была уверена, что он сделает блестящую партию, которая поправит всё.» Л.Толстой .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПАРТИЯ" в других словарях:

    - «Партия социалистов революционеров» Дата основания: январь 1902 Дата роспуска: 1922 Идеология: Социализм Партийная печать: «Революционная Россия», «Народный вестник», «Мысль», «Сознательная Россия» … Википедия

    - (фр. partie, от лат. partire делить). 1) соединение многих лиц, имеющих одну и ту же цель; одномышленники товарищи по мнениям, убеждениям. 2) браки, главным образом по расчету. 3) в торговле, известное количество однородного товара полученного за … Словарь иностранных слов русского языка

    Жен., франц. о людях: сторонники, сторона, общество, защитники, одномышленники, соумышленники, собраты, товарищи по мнениям, убежденьям, стремленьям своим; союз одних лиц против других, у коих иные побуждения. Дворянское собранье разделилось на… … Толковый словарь Даля

    - (от латинского partio делю, разделяю), 1) группа людей, объединенная общностью идей, интересов и целей (например, политическая партия), а также выделенная для выполнения какой либо работы (например, поисковая партия). 2) Определенное (обычно… … Современная энциклопедия

    - (музыкальное), одно из слагаемых фактуры многоголосного (оркестрового, камерного, вокального и др.) музыкального произведения; исполняется отдельным музыкантом или однородной тембровой группой (например, партия скрипки в струнном квартете, партия … Современная энциклопедия

    - (от лат. pars род. п. partis часть, участие, доля), 1) группа людей, объединенная общностью идей, интересов (см. Партия политическая), а также выделенная для выполнения какой либо работы (напр., поисковая партия).2) Игра до определенного… … Большой Энциклопедический словарь

    См. общество, часть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. партия группа, объединение, с … Словарь синонимов

    - (от лат. pars, род. п. partis часть, участие, доля) 1) группа людей, объединенная общностью идей, интересов (например, партия политическая), а также выделенная для выполнения какой либо работы (напр., поисковая партия); 2) игра до определенного… … Политология. Словарь.

    ПАРТИЯ, и, жен. 1. Политическая организация какого н. общественного слоя, выражающая и защищающая его интересы, руководящая им для достижения определённых целей и имеющая свою программу. Парламентские партии. Демократическая, республиканская,… … Толковый словарь Ожегова

    партия - партия; Ленинскай партия Ленинская партия … Нанайско-русский словарь

Книги

  • Партия левых социалистов-революционеров. Т. 2. Ч. 2 , . Партия левых социалистов-революционеров. Т. 2. Ч. 2…

Партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия - иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Программа и Устав Рабочей партии России. Профессор М.В.Попов.

    ✪ Программа и Устав Рабочей партии России. И.М.Герасимов. 29.09.2018.

Субтитры

Классификация партий

  1. Социально-классовый критерий:
    1. буржуазные
    2. трудящиеся
    3. партии меньшинств
    4. бюрократические
    5. всеклассовые
  2. По организации (критерии Дюверже):
    1. массовые
    2. кадровые
  3. По степени участия во власти:
    1. правящие
    2. системно-оппозиционные
    3. несистемно-оппозиционные
    4. маргинальные
  4. По месту в партийном спектре:
    1. правые
    2. центристы
    3. левые
    4. смешанные
    5. радикальные
  5. По организационной структуре:
    1. классического типа
    2. движенческого типа
    3. политический клуб
    4. авторитарно-собственнического типа
    5. основанные на декларативном членстве
  6. По отношению к власти и праву:
    1. легальные
    2. нелегальные
    3. полулегальные

Идеальные типы партий

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX-XXI вв.).

Цвета и эмблемы партий

Цели политических партий

Любая партия непосредственно ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления .

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

  • формирование общественного мнения ;
  • политическое воспитание и образование граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

Наименования политических партий

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникновения, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия „Единство и Отечество - Единая Россия“» отразило в себе названия учредителей - объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» - Я влинский, Б олдырев, Л укин).

Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации ». Наименование некоторых партий не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство »). Наименования партий также могут быть краткими и ёмкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или социал-демократическая партия России]]. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» ). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания , Словения , Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

Международные политические объединения

.

Организация и структура политической партии

В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия - региональные отделения - местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, формирующий постоянно руководящие органы, на уровне региона - собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. Определённые требования к структуре и руководящим органам содержит закон № 95-ФЗ «о политических партиях», предписывающий наличие региональных отделений, коллегиальных органов управления и руководящую роль съезда.

Субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года - сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 года - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу , а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из неё. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

  • В Мексике существуют федеральные партии, партии штатов и муниципальные партии. Партии штатов могут баллотироваться только в своём штате, а муниципальные партии только в своём муниципалитете, при этом они могут иметь несколько регистраций в разных штатах и муниципалитетах. При этом партия автоматически теряет регистрацию, если на выборах не проходит в парламент соответствующего уровня.
  • Библиография
    • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
    • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
    • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
    • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
    • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
    • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
    • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
    • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
    • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
    • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
    • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

политич. организация, объединяющая наиболее активных представителей обществ. класса или социальной группы, выражающая их интересы и руководящая ими в политич. борьбе. В результате победы социализма и упрочения общества без антагонистич. классов впервые в истории создаются условия, когда партия рабочего класса выступает в качестве выразительницы и защитницы интересов всего народа, его передового отряда, организатора и политического вождя. Возникновение и развитие П. п. и парт. систем связано с расколом общества на классы, с историей классовой борьбы, в особенности борьбы за обладание политич. властью. "В обществе, основанном на делении классов, борьба между враждебными классами неизбежно становится, на известной ступени ее развития, политической борьбой. Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 61). В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может происходить лишь в связи с осознанием классовых интересов мыслящими представителями класса и их выражением в форме определ. идеологии, политич. программы. П. п. просвещает и консолидирует класс или социальную группу, придавая их действиям организованный характер. Идеология в значит. мере определяет руководящие принципы политики, а также организац. строения и практич. деятельности П. п., к-рые конкретизируются в программе (а часто и уставе) партии. П. п. в рабовладельч. и феод. гос-вах представляли собой своеобразные сословные политич. группировки, выражавшие интересы различных прослоек господствующих классов. Трудящиеся классы рабовладельч. и феод. общества, в силу экономич. разобщенности и духовной придавленности, не могли создать самостоят. П. п. Их интересы в известной мере выражали прогрессивные политич. группировки имущего класса, заинтересованные в нар. поддержке в борьбе против реакц. сил (напр., якобинцы во Франции). В условиях капитализма борьбу за политич. господство буржуазия и пролетариат осуществляют через свои П. п. Парт. система становится органич. составной частью механизма бурж. гос. власти. Характер же этой системы зависит в конечном счете от соотношения классовых сил, предопределяющего формы и методы, посредством к-рых буржуазия осуществляет свою диктатуру. При сохранении конституционных основ бурж. демократии (свобода мировоззрения, свобода объединений, парламентский режим) закономерно существование различных П. п. Многопартийность отражает как наличие нескольких классов, так и существование различных фракций и группировок внутри одного класса. Согласно теориям большинства бурж. социологов и государствоведов, П. п. являются выразителями воли народа. Многопартийность рассматривается ими как один из основополагающих принципов свободного демократич. строя. Они утверждают, что усиление роли П. п. означает новый этап в развитии бурж. гос-ва, когда место прежней "либерально-парламентской" демократии занимает "плебисцитарная массовая демократия партийного государства" (Лейбхольц, Бюрдо, Файнер, Даль). Фактич. господство партий монополистич. верхушки разоблачают бурж. теорию многопартийности. Наряду с либерально-демократическими на Западе распространяются реакц. теории, согласно к-рым деятельность разнообразных П. п. подрывает функционирование демократич. институтов. Эти теории служат идейному обоснованию открытой диктатуры. Программные документы бурж. партий отражают их истинные цели в завуалированной форме (идеи "экономич. либерализма", "свободного рыночного хозяйства" и т.п.). В них широко используется бурж. национализм, религ. идеология, провозглашается приверженность к демократии, свободе, защите неотъемлемых прав человека. Для того чтобы обеспечить свободу маневрирования, мн. партии вообще отказываются от выработки программ, ограничиваясь публикацией предвыборных платформ и воззваний. Истинным критерием сущности П. п. являются не провозглашаемые ими лозунги, а их политич. практика (см. тамже, т. 18, с. 29). Для организац. структуры бурж. партий характерен бюрократич. централизм. Независимость парт. руководства от массы членов П. п. и его фактич. бесконтрольность обеспечиваются предельным ограничением прав выборных и коллегиальных парт. органов и сосредоточением важнейших функций в узком по составу руководящем "штабе", к-рым, как правило, является правление партии с группой парт. лидеров внутри него. Партийная верхушка одновременно занимает важнейшие посты в гос-ве. Со стремлением закрепить и расширить влияние в массах связано все более широкое распространение бурж. партий с оформленным членством, а также формирование примыкающих к партии молодежных, женских, студенч. и др. орг-ций. Осн. тенденция развития парт. систем в совр. бурж. гос-ве состоит в приспособлении их к нуждам диктатуры монополий путем сокращения общего числа партий, выступающих в обществ. жизни. Консолидация сил монополистич. капитала в рамках одной партии с выдвижением ее на роль единственно господствующей угрожает основам бурж. демократии. Крайним выражением этой тенденции явилось установление монопольной диктатуры фашистских партий в Германии, Италии и других гос-вах до 2-й мировой войны. В наст. время процесс приспособления парт. систем к нуждам монополий идет, как правило, в рамках парламентского режима, сочетаясь с запретом и преследованием в ряде гос-в демократич. партий (напр., в США, ФРГ). Острота противоречий между монополистич. верхушкой и всем остальным обществом ведет к созданию в старых бурж. гос-вах антиимпериалистич. партий на широкой социальной основе, выдвигающих общедемократич. требования. Во мн. гос-вах, освободившихся от колониальной зависимости, образуются антиимпериалистич. партии, представляющие широкие массы сел. и гор. населения, объединенные под лозунгами нац. освобождения. Серьезной политич. силой во многих бурж. гос-вах являются с.-д. партии (Англия, ФРГ, Австрия, Бельгия, скандинавские страны и др.). Социал-демократия в этих странах ведет за собой значит. часть рабочего класса. В понимании социалистич. цели, методов и темпов ее достижения правые социал-демократы далеки от науч. социализма. Принятые в ряде стран с.-д. программы открыто отрекаются от марксизма, проповедуя эволюционный путь к социализму, примирение классовых противоречий и приверженность к буржуазной демократии. Противоречия между массой членов с.-д. партий и реформистскими лидерами побуждают последних к организации внутрипарт. жизни на основах бюрократич. централизма. Социалдемократы неоднократно находились у власти самостоятельно (Англия, скандинавские страны) или в составе коалиц. пр-в (скандинавские страны, Франция, Италия, Австрия). Однако их правление не поколебало устоев капитализма. Единство коренных интересов всех трудящихся диктует необходимость установления контактов и сотрудничества между коммунистами и социал-демократами, что послужит предпосылкой для достижения единства всех антимонополистич. сил. Для успешного осуществления рабочим классом своей историч. миссии необходима организация его самостоят. П. п. (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 69). Партия рабочего класса коренным образом отличается по своему характеру, идеологии, организац. формам, методам деятельности от П. п. всех остальных классов. Ее идеология, программа и тактика базируются на науч. мировоззрении марксизма-ленинизма. Она выступает как передовой отряд, объединяющий и организующий рабочий класс в борьбе за общеклассовые интересы. П. п. рабочего класса должна обеспечить единство его цели, воли и действий. Историч. poль, задачи и принципы построения П. п. рабочего класса выяснены Марксом и Энгельсом в "Манифесте Коммунистич. партии" (1848). В доимпериалистич. эпоху рабочие партии в ряде стран складывались преимущественно как политич. представительство пролетариата в рамках бурж. демократии, уделявшее осн. внимание парламентской деятельности. Первое междунар. объединение рабочих партий – 1-й Интернационал (1864–76) – сыграло важную роль, заложив фундамент междунар. орг-ции рабочих для подготовки их революц. натиска на капитал. 2-й Интернационал (1889–1914) был междунар. организацией, сыгравшей положит. роль в тот период, когда рост пролет. движения пошел вширь. Это "... не обошлось без временного понижения высоты революционного уровня, без временного усиления оппортунизма, приведшего в конце концов к позорному краху этого Интернационала" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 280). В новую историч. эпоху, когда социалистич. революция стала непосредств. задачей, возникла необходимость создания рабочих партий нового типа. Такая партия впервые была создана рус. коммунистами во главе с Лениным (1903). В дальнейшем развернулся процесс образования коммунистич. партий в большинстве капиталистич. стран. Принципами, на к-рых основаны организация и деятельность коммунистич. партии, являются верность марксизму-ленинизму и непримиримая борьба со всеми попытками право- и левооппортунистич., ревизионистского и догматич. извращения его программных, тактич. и организац. установок; верность пролет. интернационализму и решит. борьба против всех проявлений национализма, демократический централизм, как основа построения партии, обеспечивающий единство воли и действий партии при максимальной активности и самодеятельности всех ее членов; органич. связь с массами, учет опыта масс при выработке тактики, обучение масс на их собств. опыте; коллективность руководства, обеспечивающая выработку правильной политич. линии, "...правильное соотношение между руководящей, коммунистической партией, революционным классом, пролетариатом, – и массой, т.е. всей совокупностью трудящихся и эксплуатируемых" (там же, т. 31, с. 163); пресечение условий, могущих порождать несовместимые с марксизмом-ленинизмом идеологию и практику культа личности; твердость в проведении осн. принципов при максимальной гибкости в отношении тактич. средств и методов деятельности на основе науч. анализа с учетом своеобразия конкретных внутр. и междунар. условий; самокритич. отношение к собств. деятельности, открытое признание собств. ошибок и практич. исправление их. "Открыто признать ошибку, вскрыть ее причины, проанализировать обстановку, ее породившую, обсудить внимательно средства исправить ошибку – вот это признак серьезной партии, вот это исполнение ею своих обязанностей, вот это – воспитание и обучение к л а с с а, а затем и м а с с ы" (там же, с. 39). Коммунистич. и рабочие марксистско-ленинские партии являются наиболее последоват. выразителями интересов трудящихся масс. Они выступают организующей и руководящей силой в борьбе за демократию, мир, нац. независимость и социализм. После победы социалистич. революции марксистско-ленинские партии становятся руководящей политич. силой в гос-ве. Конкретные историч. условия, в к-рых происходила?кт. революция, привели к тому, что руководство строительством социализма в СССР осуществляла одна партия пролетариата. Опыт стран нар. демократии свидетельствует об успешном использовании в интересах строительства социализма многопарт. системы, при к-рой различные партии сотрудничают в рамках Нар. (Нац., Отечеств.) фронта под руководством коммунистич. партии. Коммунистич. партии в капиталистич. странах стремятся к союзу со всеми прогрессивными силами с целью обуздания и свержения тем или иным путем власти монополистич. буржуазии, завоевания и укрепления нац. независимости, в борьбе за мир и мирное сосуществование. В ходе обществ. развития развиваются и сами пролет. партии. Так, в результате победы социализма в СССР, укрепления единства сов. общества Коммунистич. партия рабочего класса стала представлять собой авангард всего сов. народа. При этом КПСС остается выразительницей коммунистич. идеалов рабочего класса, его передовой роли в построении высшей фазы коммунистич. общества. Эпоха строительства коммунизма характеризуется возрастанием руководящей роли коммунистич. партии. Как политич. орг-ция коммунистич. партия прекратит свое существование с построением и упрочением развитого бесклассового коммунистич. общества. В коммунистич. обществе управление обществом утратит политич. характер. Однако управление экономикой, культурой, науч. исследованиями потребует существования орг-ции, неполитич. по своему характеру, но объединяющей наиболее опытных, знающих и авторитетных людей. В резолюции II конгресса Коминтерна "Роль коммунистич. партии в пролет. революции" (1920) (см. Коммунистич. Интернационал в документах. 1919–32, М., 1933) было выдвинуто предположение о возможном постепенном превращении в ходе строительства коммунизма трех осн. орг-ций трудящихся – партии, советов, профсоюзов – в единый тип орг-ции. Эта мысль получила отражение и в Программе КПСС. Только практика покажет конкретные пути этого процесса. Лит.: Маркс К., Учредит. Манифест Междунар. Товарищества Рабочих, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его же, О политич. действии рабочего класса, там же, т. 17; его же, Партия рабочих, там же, т. 19; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, вып. III, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Проект и объяснение программы с.-д. партии, там же, т. 2; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; его же, Две тактики социал-демократии в демократич. революции, там же, т. 9; его же, Тактич. платформа к Объединит. съезду РСДРП. Отношение к бурж. партиям, там же, т. 10; его же, Опыт классификации рус. политич. партий, там же, т. 11; его же, Первый важный шаг, там же, т. 12; его же, Политич. партии в России, т. 18; его же, Итоги и значение президентских выборов в Америке, там же; его же, Новейшие данные о партиях в Германии, там же, т. 19; его же, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Третий Интернационал и его место в истории, там же, т. 29; его жe, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М.,1961; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Стеклов Ю., Политич. партии (их организация, состав, сила и деятельность), СПБ, 1905; Василевский Л. М., Политич. партии на Западе и в России, [вып.] 1–2, 2 изд., СПБ, 1906; Ковалевский М. М., От прямого народоправства к представительству и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1–3, M., 1906; Лейбзон Б. М., Ленинское учение о партии и совр. коммунистич. движение, М., 1963; Партии в системе диктатуры монополий, М., 1964; Коммунисты и демократия. Материалы обмена мнениями, состоявшегося в редакции журнала "Проблемы мира и социализма", Прага, 1964; Жоаннес В., Многопартийность и борьба за социализм, "Проблемы мира и социализма", 1965, No 2; Вluntschli I. К., Charakter und Geist der politischen Parteien, N?rdlingen, 1869; Miсhels R., Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie, 2 Aufl., Lpz., 1925; Calker F. van, Wesen und Sinn der politischen Parteien, 2 Aufl., T?bingen, 1930; Duverger M., Les partis politiques, 2 ?d., P., 1954; Кey V. О., Politics, parties and pressure groups, 4 ed., ?. ?., 1958; Burdeau G., Droit constitutionnel et institutions politiques, 8 ?d., P., 1959; Вailey S. K., The condition of our national political parties, [?. ?., 1959]; Togliatti P., Il partito, , 1964. A. Айзикович, Ю. Урьяс. Москва.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png