И вот, теперь мы в нашем постиндустриальном 2019-ом и перед нами очередной вызов: «Как жить дальше?»

И ответом будет концепция динамичной семьи . В центре этой новой семейной конструкции всегда индивид. Теперь у нас даже не семья для человека , а еще более независимая индивидуалистическая форма, когда устойчивая семейная конструкция вовсе и необязательна для нашего развития. И мы, грубо говоря, потребительски относимся к институтам семьи. Что-то себе возьмём, а от чего-то откажемся навсегда. Захотим что-то уберем или заменим. Захотим трансформируем. Всё как мы сами для себя решим. Мы теперь один на один с этим миром.

Да, это еще немного про то самое одиночество, в котором мы все сейчас живем. Оторванность от общества и семьи, как это любят преподносить. И это вроде как пугающий фактор. Но, если мы присмотримся, то, конечно, это фактор адаптации и эволюции. А значит опять положительный момент. Это прям нужно зазубрить: мы больше не стремимся к чему-то привязываться и строим жизнь, исходя из себя и своих целей, по той причине, что мир стал настолько изменчив и динамичен, что иметь возможность выбора и быстрой перестройки - это очень-очень важно. Мы еще раскроем эту мысль во второй части.

Пока же в центре индивид и в течении жизни он образовывает постоянно меняющиеся и перенастраиваемые семьи.

На первой стадии жизни он формирует две большие группы семей, и, поочередно или одновременно, с ними взаимодействует. Начинается все с родительской семьи. С оговоркой, если она формируется. Сиротство - это сразу в социальные институты. Но большинство людей начинают свой путь с родительской семьи и вся первичная индивидуальная настройка идет внутри больших и малых семей. Большая - это наша российская особенность, когда влияние бабушек и всевозможных родственников второго-третьего звеньев до сих пор актуально. Хотя большие мегаполисы, где прежде всего и формируется постиндустриальное общество, там все меньше и меньше влияния бабушек и родственников.

Но главный фактор. Это конечно родительский. Два родителя или один. Варианты с разводом или новой семьей. Все это уместно и все это факторы родительской семьи. Она нас первично формирует. Закладывает в нас основы. Дает нам фундамент, платформу. Направляет наше развитие. И вроде бы всё: это главное и навсегда.

Но мы в 21 веке и у нас индивид все равно в центре, потому что большую часть этих настроек родительской семьи мы можем индивидуально корректировать. Нет больше жесткой конструкцииткак во времена патриархальной зависимости детей от родителей. И даже уровень нуклеарной-индустриальной педагогики, когда детей растили по общим правилам и инструкциям, от этого мы тоже отходим. Выросший в родительской семье индивид - сильно отличается от родителей. Это уже очевидная данность.

Затем в течении жизни идет взаимодействие с социальными институтами, которым родители делегируют воспитание, уход и обучение. И тут оговорка с сиротами, когда социальная опека полностью формирует индивида, если это все произошло еще с малолетства. И, на самом деле, это очень сильное влияние, потому что уже в 20 веке, не говоря уже про нынешнее время, ребенок проводит в этих институтах - от яслей до старшей школы - большую часть своей жизни. И взаимодействует с этими институтами куда больше, чем с родителями.

Иногда выбор жизненных ориентиров, моделей поведения, развитие каких-то черт характера и особенностей - это результат взаимодействия индивида с социальными институтами, а не с родительской семьей. Учитель музыки может определить судьбу своего ученика и направить её по музыкальному руслу, хотя родители видят в своем ребенке юриста. Школьный театральный кружок сформирует те особенности, которые не сформировались, если бы взаимодействие шло только с родительскими семьями: и малыми, и большими.

И при этом, конечно, не на всех стадиях своей жизни индивид рассматривает эти садики, школы, кружки, лагеря как свою семью. Особенно ясли, например. Но, во-первых, иногда это происходит. И тут идет прямо-таки индивидуальный выбор, что именно человек, пусть еще совсем молодой, хочет ассоциировать с семьей. Это может быть даже какой-нибудь двор, где просто близкие друзья. Или спортивная секция с тренером. Вопрос в том, почему это происходит и какие последствия. Тут все по-разному. От вынужденного ухода от влияния родителей, когда на ребенка оказывается какое-то психологическое давление или иногда даже физическое. Для России проблемы алкоголизации молодых семей и домашнего насилия актуальны, например. Или наоборот позитивный перекос в сторону от родительской семьи, когда родители осознанно расширяют влияние социальных институтов. Это как-раз адекватный современный тренд. На нем мы чуть поглубже остановимся.

Все дело в том, что эта самая требовательность к воспитанию и то, сколько всего нужно вложить в современного ребенка - эти факторы только нарастают и нарастают. Мир все сложней и сложней. Родительство все сложнее и сложнее. Нужно и образовательную, уже даже научную базу вложить в ребенка. И коммуникативные навыки развить. И социализировать максимально. А еще актуальнейшая тема с адекватным подходом к здоровью, к росту ребенка. Этот подход сильно отличен от личного опыта родителей или, тем более, от опыта бабушек и дедушек. Та же медицина и её стандарты 25 лет назад и сейчас - это разные эпохи. И такие апдейты сейчас выходят все быстрее и быстрее.

Получается, что даже, если семья будет заниматься только тем, что станет профессиональными родителями, которые постоянно только и делают, что потребляют всю самую актуальную информацию - они все равно не справятся с тем количеством актуальных данных для развития индивида в 21 веке.

Но самое важное, что это центрирование и зацикленность на ребенке не может экономически и социально, а зачастую и психологически, развивать самих родителей. Постоянно отдавать многое в ребенка, не получая ничего взамен - это в условиях жестокой экономической и социальной конкуренции не самая выгодная модель. И очень часто приводит к проблемам в семье. И даже психологически полное погружение в ребенка может являться одной из форм эскапизма от каких-то внешних проблем, которые никуда не денутся, а будут только усугубляться, и затем ударят по ребенку и семье.

Получается, что наиболее действенной и адекватной моделью: как заложить в ребенка современное развитие, минимизировать риски со здоровьем, создать прочный образовательный фундамент, при этом всем не потерять свою индивидуалистическую настройку, своё развитие, карьеру, личные интересы, свое здоровье - это делегировать воспитание и развитие узкопрофессиональным специалистам. Или группам таких специалистов.

Чтобы здоровьем занимались врачи и ученые. А не бабушкин опыт, если она не профессор биофака, конечно. Обучением - профессиональные институты и кафедры. Начиная с садика уже есть профессиональные обучающие программы. И так далее. Спортом, безопасностью, взаимодействием с финансами - везде есть свои профессиональные институты.

Опять же, это нужно запомнить - именно такой подход с делегированием крайне эффективен. Прочно стоящий на ногах, развивающийся родитель, здоровый и активный - это самое важное для ребенка. Именно индивидуальная эффективность родителя, которая в нуклеарном понимании даже граничит с отрешенность, служит налучшим фундаментом для развития ребенка.

Это не просто принять, согласен. Но у нас, например, экономика кризисная и это одна из особенностей рыночной экономики. Её составляющая. Рост сменяется кризисом. Другого не дано. Социальная структура также неустойчивая. И в России особенно, но и везде. Профессиональный рост крайне зависим от профессионального развития. Рынок труда динамичен и актуальные профессии 10 лет назад еще через 10 лет уже низкооплачиваемые. И чтобы зарабатывать больше и больше, или хотя бы не терять доход для поддержания адекватного уровня жизни семьи и детей, чтобы защитить их от этих кризисов - нужно постоянно вкладываться в себя. В родителя, а не в ребенка. В того кто ответственен за рост доходов, а не тот, кто находится в статусе иждивенца.

Тут нуклеарность, с её центрированием на ребенке, трещит по швам. Ребенок, семья - это очень важно, но индивид - важнее. Эту модель надо закладывать и в ребенке, и поддерживать в себе. Тогда эффективность идет для обоих поколений. Для обоих личностей.

В этом моменте актуализируется наша динамичность семьи. Индивид, который в центре, формирует все и сразу. И с родительскими семьями, и с социальными институтами. Эта очень крутая эволюционная модель, потому что какой-то один устоявшийся тип семейных отношений не может отвечать всем вызовам современного мира. И человек должен иметь возможность индивидуальной настройки того, с чем ему дальше жить.

Ведь со временем, так или иначе, формируется первая индивидуальная форма семейных отношений, когда происходит переход от родительской семьи к самостоятельной. Есть даже физиологическая зависимость: наш мозг, наша ассоциативная лобная кора, должны заработать так, что мы из формы подчинения и обучения перейдем к форме принятия самостоятельных решений. Там в лобной коре это так и называется: «центр воли и инициативы». Сложный момент для родителей, когда еще вчера послушный ребенок, которым было возможно манипулировать и хоть как-то руководить, вдруг начинает сам что-то решать.

И сейчас эта стадия только молодеет и уже с 13-14 лет дети начинают всерьез определять свою дальнейшую судьбу. Не физиологически, конечно, а по возможностям, которые современный мир предоставляет подросткам. И бояться этого не стоит, а наоборот, стоит радоваться. Бояться не нужно потому что современный мир достаточно прогрессивен и уже в 13-14 лет подросток получает достаточно информации. А главное даже, что его вовлечение в какие-то процессы, если ему они интересны и он уделяет им много внимания и времени, они его очень быстро натаскивают. И все это делает даже из совсем юных ребят таких специалистов начальной фазы.

Все эти 15-летние ютуберы, блогеры, геймеры, активисты, иногда и научные специалисты, и финансисты - это всё не какой-то прикол. Это адекватный тренд. Среда, в которой можно обучаться, и которую можно преобразовывать своим обучением, она открытая и доступная. И нужно просто этим заниматься, чтобы развиваться. И не важно 15 тебе или 35. Ни один профессор из Гарварда вам с уверенностью не скажет, в каких областях деятельности нужно развиваться здесь и сейчас, чтобы это было актуально через 20 лет. Потому что будет актуально скорее то, что эти самые подростки здесь и сейчас активно начнут продвигать. А этот фактор просчитать практически невозможно.

Еще для родителя важно понимание, что в этой переходной фазе происходит индивидуальная настройка. Самостоятельное обучение. Именно этому индивиду, оторванному от родительской семьи, ему дальше и жить. И важно чтобы он сформировал опыт взаимодействия с внешним миром без участия родительской семьи. У нас больше нет патриархальной цикличности, когда веками одно и тоже. И самой выгодной формой адаптации было копировать опыт родителей, не встраивая в него ничего нового. Сейчас это не работает даже на уровне одного поколения. Даже индустриальная городская жизнь, эта нуклеарная обособленность, она тоже постоянно меняется. И единственный важный опыт, который родитель может дать - это опыт постоянного изучения этой динамичной среды. Не жесткие рамки, а пластичность. Умение адаптироваться за счет постоянного развития. Индивидуального и обособленного.

И последняя фаза, ключевая для всей нашей темы - это «серийная моногамия» как последовательность партнерских отношений. Мы сейчас находимся в той стадии индивидуального выбора, когда мы можем себе позволить выстраивать цепочку партнерских отношений. И мы этим с удовольствием пользуемся. Начиная еще буквально с первых зачатков сексуального поведения в подростковом возрасте, мы формируем краткосрочные или более-менее длительные партнерские союзы. Не все они про брак и семью, но все они про настройку наших индивидуальных форм брака и семьи. Мы примиряемся. Мы настраиваем, перенастраиваем удобные для нас формы отношений.

Патриархальный вариант: за тебя решили родители - «другому отдана и будешь век ему верна». Нуклеарный выбор в СССР также был ограничен отсутствием разводов и достаточно жестким контролем в начальной фазе выбора. Еще ничего про себя и про другого не знаешь, но уже должен строить отношения на всю жизнь. А сама форма этих отношений - это не индивидуальная настройка, а коллективный свод правил и норм, которым нужно обязательно следовать, иначе порицание.

Сейчас выбирай, что хочешь. Хочешь на всю жизнь. И причем, чтобы не в тягость, не как обязательство с удавкой на шее, а в радость и осознанный выбор. Хочешь от одного к другому? Пожалуйста. Хочешь в раннем возрасте или хочешь попозже? Вперед. Хочешь перекос на социальный статус и карьеру? Хочешь без детей? Да, почему бы нет? И при этом, всегда есть возможность перенастроить, начать все заново, сменить один вариант на другой.

Все решаешь сам. Ты индивид. Ты в центре. Ничто тебя не ограничивает, кроме твоего личного выбора и права другого индивида на этот самый личный выбор. Последнее кстати очень важно.

Я что-то решаю сам и уважаю выбор другого - такая формула. Почему это так важно? Потому, что это позволяет вам обоим оставаться при своем личном выборе. И если есть соотстветсвие, то окей: живем-дружим-образовываем семью, какую нам надо и на сколько нам надо. А есть нет, то расходимся и двигаемся дальше. Но как было индивидуалистическое движение, такое прямолинейное, так оно и осталось. Приблизилась такая же прямая или отдалились, направление личное от этого не меняется.

А в чем же тут преимущество? Да в том, что любое пресечение этого личного движения, как нам показывает опыт патриархальных настроек, опыт советской семейной политики, опыт западных форм женской дискриминации - это все ведет к невозможности перенастройки. Тебя захлопнули в отношениях и всё. Вы не сошлись с мужчиной или женщиной, у тебя случился кризис с карьерой или там здоровьем и всё. Ты осиротел и всё. Никакой возможности изменить ситуацию у тебя нет. Или начиная еще с формы родительской семьи - ты родился в определенной семье и всё. Ты будешь жить ТОЛЬКО по её законам и не сможешь выбрать что-то сам или сама.

Эта возможно выбора, коррекции и перенастройки - это и есть развитие. Это и есть главное достижение семьи 21 века.

Семья: традиции и вызовы ХХ I века

Слайд 2 .

Благослови, господь, семью - творения венец.

Святая троица земли – Ребенок. Мать. Отец.

И человечество само ни что-нибудь – семья.

Словами Е. Евтушенко. Хочу затронуть одну из важных сегодняшних тем «Семья:традиции и вызовы 21 века»

Слайд 3.

Неотправленное письмо сыну. «…Ты появился на свет, и все поменялось, я стал другим человеком. Я стал сентиментальным, меня до слез трогает, когда я вижу в тебе свои черты. Вместе с тобой я снова познаю этот мир, у нас с тобой столько общего, как будто мы сто лет знакомы, еще до твоего рождения.

Меня переполняют чувства от осознания того, что у нас, сын, ещё всё впереди, целая жизнь, которую я хочу подарить тебе без остатка …»

Слайд 4.

Попробуйте закрыть глаза и произнести слово «детство» и наверняка у каждого человека сразу возникнут ассоциации со словами «дом», «родители», «дети», «родственники», «хлеб». Так вместе с близкими родными людьми, уютом родительского дома в человеческом сознании возникают другие ассоциации, что-то такое, что присуще вашей семье. Именно это «что-то» можно назвать семейной традицией. Семейные ценности - это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Слайд 5.

Семья наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семья – это особый мир из самых близких людей.

На протяжении последнего тысячелетия российская семья основывалась на христианских ценностях. В православной культуре существует четкая иерархия в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Глава семьи – муж, жена, дети. Начиная с конца XIX века, и на протяжении всего XX века христианское мировоззрение теряло свое влияние на сознание общества не только в России, но и во всем христианском мире.

Слайд 6.

Деформация коснулась устоев семьи и сферы семейного воспитания. Идеалом в православной культуре была многодетность. В такой семье формировались такие качества как взаимопомощь, взаимовыручка, забота о младших и более слабых. Настоящая любовь проявляется только там и тогда, когда двое учатся любить третьего - то есть своего ребёнка, а ещё лучше - нескольких детей. Сейчас семьи всё чаще однодетные, что лишает ребёнка полноценного развития и полноценного опыта общения с самыми близкими людьми. Ещё одна беда - неполные семьи. Обычно - это мать и ребёнок. Такая изначальная ущербность часто служит препятствием для создания собственной полноценной семьи, потому что нет модели взаимоотношений в полной семье. Это связано с тем, что молодые люди, которые вступали в брак, не осознавали всей ответственности, которая на них ляжет. Они не были готовы пожертвовать своими интересами ради интересов семьи.

Слайд 7.

XXI век - это искусственный интеллект, умный дом, роботы с человеческой внешностью, прототип искусственной матки, клонирование, ЭКО и многое-многое другое. Еще 20 лет назад нам было сложно даже представить такие невероятные достижения человечества. Даже такие всем привычные вещи как мобильный телефон, повсеместный доступ в интернет, сенсорное управление были для нас чем-то из разряда фантастики. Научный прогресс сделал невиданный скачок, но проблема в том, что человеческое сознание не поспело за такой технической революцией.

Слайд 8.

Современная семья XXI века сейчас находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев».

Слайд 9.

Кризисные явления в жизни семьи многообразны. По-прежнему первенство удерживают алкоголизм или наркомания одного из супругов, супружеская неверность и бытовая неустроенность, вмешательство родственников в дела семьи и ошибки самих супругов.

Слайд 10

Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства, растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи.

Слайд 11

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства. За последние десятилетия еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. Страшная статистика: сегодня в детских домах две трети детей имеют родителей!

Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию.

Слайд 12

И еще одна проблема, которая в XXI веке становится очень злободневной и которая все чаще становится причиной распада семьи. Это всевозможные гаджеты, без которых мы уже не представляем свою жизнь. Возьмем к примеру среднестатистическую домохозяйку - мультики и игры на планшете развлекают ее ребенка, стиральная машина стирает, посудомоечная - моет посуду, всевозможные кухонные комбайны, блендеры и мультиварки облегчают и ускоряют процесс приготовления еды. Но, освобожденное техникой время, она потратит не на дополнительную прогулку или игру с ребенком, и даже не на общение с мужем или подругой. А на сидение в интернете или перед телевизором. К сожалению, такое происходит повсеместно и даже не из-за лени этой самой среднестатистической домохозяйки. Большинство современных людей не представляет, как можно жить по-другому, просто не задумывается над этим вопросом. Люди, вместо того, чтобы пользоваться новыми возможностями для улучшения качества жизни просто облегчают свой быт и становятся рабами техники, все быстрее погружаясь в виртуальный мир и постепенно сводя на нет общение в семье.

Слайд 13

Разрушаются нравственные представления о браке и семье. Ежегодно популярность к регистрации официальных браков уверенно снижается, выделяя на первый план гражданские браки. В настоящее время в России перестали быть редкостью и всеми осуждаться разводы. Теперь эта процедура стала «обыденной» для российских граждан, и в стране разбиваются сотни тысяч семей. Молодожёны просто не боятся потерять семью, ведь можно попробовать снова!

Слайд 14

Современное общество и современная семья сталкивается со множеством проблем. Поэтому все силы общества должны быть направлены на воспитание, прежде всего, будущих отцов и матерей, на воспитание нравственности, а не просто на воспитание абстрактного человека. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание.

Слайд 15

Семья и общество держатся до тех пор, пока женщина остаётся женщиной, а мужчина - мужчиной, пока сохраняется принцип взаимодополнительности, но самое главное - пока существуют любовь и нравственность, супружеская верность и чистота, духовность и целомудрие, миролюбие, терпение, доброта, умение любить и прощать.

Слайд 16

Неотправленное письмо сыну (продолжение)

«…Сейчас ты радостно бегаешь по квартире, наполняя дом заливистым смехом, ты ищешь глазами маму, держишь её в поле зрения, но мы с тобой уже оба поняли, что принадлежим к одному племени, что твоя жизнь это продолжение моей, и я рад, что передал огонь своего сердца тебе. Так делали тысячи поколений до меня, и, надеюсь, ты передашь этот огонь дальше следующим поколениям…

Отец»

Веками формы традиционной семейной жизни были «подогнаны» к экономическим и социальным условиям российского земледельческого хозяйства. Но во второй половине XIX века эти условия стремительно уходили в прошлое, а вместе с тем лишались опоры и приспособленные к таким условиям семейные структуры, формы и нормы семейных отношений.

В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделенная семья. Расширенная семья могла состоять из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости: овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев, племянников и т. д., а составная могла иметь в своем составе несколько супружеских пар и других родственников. Наряду с большой семьей всегда существовала и малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Она могла существовать в одном из двух видов: как автономная малая семья либо как «встроенная» в большую семью, как ее составная часть.

В XIX веке в России преобладало существование больших семей. Широкое распространение большой семьи было обусловлено, как сохранением пережиточных патриархально-родовых форм общежития русского сельского населения, так и спецификой промыслового хозяйства, которое удобнее было вести большим коллективом. Это обеспечивало сравнительно высокий уровень производительности труда, достигаемый за счет централизации производственных средств и большой численностью людей.

Абсолютное преобладание "большой семьи" говорит о том, что эта форма семьи являлась максимально удобной и выгодной. "Большая семья" представляла основную хозяйственную - производительную и потребительскую - ячейку сельской общины в хозяйстве.

Так как в XX-XXI веках семья стала переживать качественные изменения, в российском обществе начала преобладать малая, или нуклеарная семья. Изменения связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными традиционному обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и несоответствующее общественному развитию.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается расширенная семья, где представители 2-3-х поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. Нуклеарная семья стала отражением процессов индивидуализации и либерализации, происходящих в нашем обществе. Она дает возможность построить свое личное домашнее пространство без оглядки на существующие предписания. Это также разрушает и государственные традиции. В настоящее время в России около 40 млн. семей. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными.

Большинство психологов и социологов соглашаются с тем, что пути назад к патриархальной, традиционной семье нет. В современном обществе будет господствовать нуклеарная семья. Это объясняется неготовностью молодого поколения смиряться и подчиняться. В случае проживания на одной жилплощади нескольких семей учащаются конфликты, ссоры и даже случаются уголовные преступления, а общество индивидуалистов поддерживает в своих членах стремление к независимости.

Существует различие семей в XIX и XXI веке также по критерию пространственно-территориальной локализации семьи. В XIX веке молодая семья создавалась преимущественно мужчиной: молодой человек выбирал себе жену, приводил ее в отчий дом, чем и образовывалась большая составная семья. Женщина же наоборот, всегда уходила в дом мужа. Поэтому, преобладала патрилокальная семья. Но были и исключения, когда мужчина оставался жить в доме жены с ее родителями.

В настоящее время, с отделением малой семьи от большой составной семьи, появилась и новая, неолокальная семья - когда молодожены переезжают в жилище удалённое от места проживания родителей. Но все-таки локализация молодой семьи сейчас определяется жизненными ситуациями: студенчество, финансовые проблемы, отсутствие собственного жилья, и т.д. Поэтому, наряду с неолокальными семьями, не перестают существовать и патрилокальные, и матрилокальные семьи.

В России, как и везде, издавна существовала традиция ранних браков. К 19 веку ситуация несколько изменилась. Минимальный возраст молодожёнов увеличился до 16 лет для девушек и до 18 лет для молодых людей - это косвенно свидетельствует о том, что продолжительность жизни увеличилась.

Впрочем, в России ситуация с замужеством складывалась своеобразная. Например, крестьяне, несмотря на запрет ранних браков, продолжали выдавать дочерей замуж не позднее семнадцати лет. Ремесленный люд к выбору невест относился иначе и потому в этой среде случались довольно поздние браки.

Совсем иначе дело обстояло в купеческой среде. Купцы были людьми исключительно деловыми и к созданию семьи подходили не менее серьёзно. Жениться купеческий сын имел право только после того, как крепко встанет на ноги или «расторгуется» и заведет себе прибыльную лавку. Так как на развитие бизнеса уходило немало времени, купеческие сыновья остепенялись в 25 лет и старше, но невест искали среди молоденьких мещанок.

Дворянскому сословию порой приходилось и вовсе несладко. Некоторые особо заносчивые и высокомерные родители считали, что достойных кандидатов в мужья или в жёны в округе просто нет, и их дети были вынуждены оставаться холостыми или незамужними. Случалось, что девушки, оказавшиеся в такой ситуации, сбегали с молодыми людьми, как правило, из военных, прямо с балов. К концу 19 века брачный возраст стал еще выше - свадьбы игрались с 19 до 25 лет.

Современные молодые люди в основном избавлены от необходимости вступать в брак по воле родителей и в раннем возрасте. Хотя представители некоторых культур и национальностей и сегодня следуют вековым традициям, заключая браки как можно раньше.

В российском обществе ранние браки скорее не приветствуются, чем поощряются. Если говорить о предпочтениях современных девушек, то они предпочитают сочетаться браком в возрасте примерно 25 лет. В довольно большом количестве случаев, на решение о замужестве влияют веяния западных культур и социально-экономические факторы.

Согласно нынешним мнениям, мужчины считают оптимальным возрастом для создания семьи возраст после 27 лет. Связано это с тем, что в обществе существует представление об идеальной модели поведения истинного мужчины, согласно которой прежде чем вступать в брак, он должен подготовить материальную базу и реализовать себя на работе.

При всем этом, семьи XXI века, в которых возраст супругов на момент заключения брака был ближе к 30 годам, являются более счастливыми и число разводов значительно ниже.

В России XIX века Православная церковь заведовала бракоразводными процессами, но отчаянно противодействовала разводам. Несмотря на это количество разводов росло. Если в 1841-1850 годах по всей империи ежегодно производилось в среднем 77 разводов, то уже в 1867-1886 годах это число возросло до ежегодных 847 разводов. В 1905-1913 годах число разводов достигало уже 2565 случаев в среднем за год. То есть по сравнению с показателями середины XIX века число случаев расторжения брака в империи увеличилось в 33 раза.

Основной причиной разводов стала супружеская измена. В силу популярности фиктивного брака при необходимости его расторгнуть доказать факт измены ничего не стоило. Если в 1841-1850 годах из-за супружеской измены распалось только 4% семей, то в 1905-1912 годах этот показатель уже составлял 97,4%.

С семидесятых годов XX века количество разводов в России составляет не менее 500 тысяч в год. Это означает, что множество семей ежегодно оказываются разбитыми. С каждым годом популярность регистрации брака падает. Разница между количеством браков и разводов в России с каждым годом сокращается. Статистика разводов в РФ к 2013 году составила 54,5%.

Демографы объясняют такую отрицательную статистику тем, что в нынешнее время наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых годов. Это время отличилось очень низкой рождаемостью, а многие семьи считались крайне неблагополучными. Продолжительность приблизительно 15% семейных союзов в 2013 году составила около года. Основными причинами развода в РФ выделяют:

1. Алкоголизм и наркомания вызывают распад 41% браков.

2. Отсутствие собственного жилья - 26% супружеских пар.

3. Вмешательство посторонних и близких людей в семейную жизнь - около 14% разводов.

4. Невозможность завести ребенка - 8% разводов.

5. Длительное раздельное проживание - 6% разводов.

6. Тюремное заключение - 2%.

7. Длительная болезнь супруга - 1%.

Сама процедура развода в России проходит в отделении Загса либо в суде, и является очень простой, если между супругами есть обоюдное желание и договоренности.

Взаимоотношения в семье в настоящее время не пользуется интересом, но также является критерием сравнения и объектом исторического исследования. Для семьи XIX века ведущим является кровнородственное отношение, явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Каждый пытается навязать свое мнение другому члену семьи, в данной семье часто используют диктат, и меры давления, запрещенные законом. В семье наиболее уважаемыми являются пожилые люди, с их мнением всегда считаются. Создание семьи является не личным делом, а совместным.

Женщина же была лишена права голоса и находилась в подчинении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов семьи выражать свои чувства. Родители - основная финансовая поддержка, обеспечивающая стабильную жизнь супругов. Семья имеет необходимые средства для удовлетворения основных потребностей.

Современная семья, характеризуется равноправием супругов и детей. Для создания такой семьи требуется только согласие вступающих в брак, а зарегистрированный брак подразумевает возникновения определенных прав и обязанностей. Благополучие семьи выражается не только в материальном достатке, хотя играет не последнюю роль. Нет навязывания своих интересов и пренебрежение желаниями другого. Отношение друг к другу в первую очередь как к человеку равному. Сегодня заключение брака обуславливается собственной выгодой и желаниями. Финансовая обеспеченность семьи зависит от каждого супруга в частности.

И в XIX, и в XXI веке существовали и существуют патриархальные и матриархальные семьи, только в разные времена преобладала то одна, то другая. Патриархальная семейная община состояла из 3-5 поколений ближайших родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы. Имущество семейной общины было неделимо и неотчуждаемо. Такая патриархальная семейная община постепенно перерождается в большую отцовскую семью с неограниченной властью отца. По меркам своего времени патриархальная семья в России была абсолютно естественной, «нормальной». Столетиями «отцовская» семья была одним из кирпичиков, из которых складывались общественные устои.

Ранее считалось, что исторически патриархальная семья - это форма семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.

Патриархальность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца, в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате. В некоторых странах, включая Россию, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, в народе сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» - данная традиция сохранилась и в наши дни. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается. С уверенностью можно говорить лишь о праве мужчины на принятие окончательного решения, в частности в спорных семейных вопросах. Патриархат не исключает сохранение за женщиной полного права совещательного голоса - отличительная черта многих современных патриархальных семей.

По мере того как в деревню проникали городские заработки, городские формы труда и быта, вообще новые веяния городской жизни, по-новому воспринималось и положение женщин в семье, нарастало их недовольство. Еще одно ключевое изменение, которое также являлось причиной роста матриархата в стране - это стремительный рост уровня образования женщин.

Создать семью - это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. Дети - являются еще одной причиной создания семьи. В эпоху аграрного общества, в XIX веке, в силу высокой ранней смертности, довольно значительного бесплодия, частых выкидышей и других обстоятельств, воспроизводство потомства рассматривалось как обязательная функция семьи.

В народном сознании было глубоко укоренено представление о безграничных правах родителей по отношению к детям и столь же безграничном долге детей по отношению к родителям. Даже в конце XIX века родительская власть была очень велика. И всё же к концу XIX века старые семейные порядки в отношениях родителей и детей уже ослабли, ослабевало и былое уважение родителей и покорность им, хотя внешне многое еще сохранялось.

Власть родителей еще сохранялась, но всё больше держалась на прямой экономической зависимости детей. Снижение же смертности и рождаемости стало двойным сдвигом, резко расширявшим демографическую свободу семьи и ее членов и наносившим этому принципу непоправимый урон.

В самом деле, чем меньше времени, сил, энергии требует от женщины и семьи биологическое воспроизводство, тем больше они могут расходоваться на воспроизводство социальное: саморазвитие и самореализацию личности, социализацию детей, передачу и обновление культурных образцов, производство материальных благ и т. п.

Резко выросшие требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения XX века также не могли остаться без последствий для семьи, так как увеличились затраты на каждого ребенка и продолжительность срока их содержания родителями. И параллельно с этими изменениями довольно быстро снижалась детская смертность, одновременно увеличивалось и число выживающих детей, и объем затрат на каждого.

Нарушилась тесная связь между числом едоков и числом работников. Кроме того, в новых условиях, чтобы дать детям образование, обеспечить необходимый уровень заботы о здоровье членов семьи, понадобились особые профессиональные знания, специальные учреждения, развитие городской инфраструктуры, заменить которые семья не могла.

В России началось быстрое снижение рождаемости, которое стало ответом одновременно и на снижение детской смертности, и на рост «стоимости» человека. Быстрое снижение рождаемости коренным образом изменило все «расписание» семейной жизни. Вынашивание и вскармливание детей, занимавшее десятилетия жизни крестьянской женщины, теперь укладывалось в несколько лет, причем период, на который приходятся эти годы, женщина может выбирать сама.

К концу XX века в РФ наиболее распространенными были три разновидности семьи, которые сохранились и по сегодняшний день:

а) супружеская пара с детьми или без детей;

б) один из родителей с детьми;

в) супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками.

Современный человек настраивает календарь важнейших событий своей жизни, сообразуясь со своими индивидуальными склонностями и возможностями, согласовывая их с конкретными обстоятельствами своей личной жизни и экономической ситуацией в стране, меньше оглядываясь на традиционные представления и нормативные ограничения. Параллельно с этими изменениями и под их влиянием меняется и вся система социально одобряемых ценностей.

Мир, в котором существовала семья, стал иным, не могла не измениться и семья: ее основополагающие функции, образ жизни, ритм формирования, семейные роли, внутрисемейные отношения, семейная мораль - все вступило в полосу обновления.

семья супружеский социологический

Уверена, в стратегии воспитания семейных ценностей без ключевой роли отца мы не придем к нужному результату. Каким образом можно решить эту проблему? В первую очередь, этот вопрос нужно шире поднять в обсуждении. Проблема гендерного равенства зачастую обсуждается в свете защиты интересов и прав женщин, а не мужчин.

В России на один праздник стало больше - 8 июля (день святых благоверных князей Петра и Февронии) будет впервые отмечаться Всероссийский День семьи. О семейных проблемах мы поговорили с социологом, исполнительным директором «Российской Коллегии аудиторов» Наталией Мельниковой .

Введение праздника «День семьи» - индикатор того, что институт семьи несколько подорван и его необходимо реабилитировать?

Думаю, не совсем. Институт семьи, в классическом понимании, сейчас переживает системный кризис, который связан со многими факторами. И дело не в введении праздников, а в очень тяжелых последствиях демографического кризиса, неграмотной семейной политики. Но я полностью разделяю идею праздника, если он будет внедряться не просто выделением средств и разовым проведением, а будет частью какой-то программы стратегического характера, нацеленной на развитие и укрепление института семьи в России.

А в это стратегическое развитие должно входить понимание прямой зависимости между уровнем материального благополучия и количеством разводов?

Такую зависимость, если она наблюдается, необходимо изучить и включить в разработку семейной политики. Я считаю, здесь влияние не экономических различий между разными классами, это не ключевой показатель. На крепость семьи скорее может существенно повлиять уровень бедности, нищеты, беспризорности, нежели «вилка» между малообеспеченными (но не нищими) и хорошо обеспеченными людьми.

Конечно, такая зависимость - предмет для определенных социологических исследований. Несмотря на это я полагаю, что это лишь один из факторов, влияющий на количество разводов. Прежде всего, играет роль сложившийся и формирующийся уровень общественных ценностей, не только материальных, но и моральных.

- Каким образом этот уровень можно поднять?

Это сложный вопрос, он носит стратегический характер. Конечно, это определенное воспитание, социальные технологии, в том числе PR -технологии, активное использование Интернет-ресурсов, так как молодежь постоянно пользуется Интернет-коммуникациями, но этот аспект «влияния» пока еще недооценивается нашими государственными структурами. Применяя современные технологии, можно и нужно прививать любовь к семье. Подобный праздник, кстати, тоже может повлиять на выбор позитивных семейных установок, и это здорово.

- Как вы считаете, PR -компания, которая сейчас проходит по привлечению внимания общественности к проблемам детей-сирот, результативна?

Уже хорошо, что она есть. Подчеркну лишь, что подобные мероприятия должны быть профессиональными. Иногда из-за желания обозначить проблему отдают предпочтение, условно говоря, «страшным картинам», которые действительно впечатляют, но вряд ли повлекут необходимые действия. Слишком агрессивная политика в этой области может показаться навязчивой и отпугнуть людей действительно способных помочь. Главное, чтобы эта компания была долгосрочной, выстроенной, не только привлекала внимание, но и меняла отношение к проблеме.

- А какая она - семья начала 21 века?

На мой взгляд, семья 21 века отличается своим смыслом и ценностями даже от семьи середины 20 века. Раньше семья рассматривалась зачастую по экономическому признаку:надо выйти замуж, так как муж будет обеспечивать. Или наоборот, жена. Основной смысл – выстоять, выдержать, быть более устойчивым в социально-экономической среде. Сейчас, сповышением социальной и экономической роли женщины, в большинстве развитых регионов меняются сами ценности создания семьи. В новой семье это ценности двух партнеров, которые достаточно независимы.

- Другой расчет?

- Да, другой расчет. Если говорить об идеальной семье 21 века,то это равноправные члены социума. Хотя, на мой взгляд, мужчина в семье все равно играет определяющую роль. В любом случае – это люди, которые уважают друг друга, интересны друг другу, понимают ценности развития и познания нового. Современная семья будет крепче, если оба партнера помогут друг другу в постоянном совершенствовании, что, несомненно, скажется положительно на воспитании детей. Если касаться количества детей в современной семье, то чем больше – тем лучше.

- Все-таки роль мужчины в семье определяющая. В связи с этим что можно сказать о проблеме отцовства?

Это очень актуальная тема. Связана она не с тем, что мужчины отказываются обеспечивать детей – понимание того, что семью надо материально поддерживать, в принципе есть. Но вот с точки зрения влияния отца на семью…Как западные, так и российские ученые и публицисты констатируют рост безотцовщины, незначительность и бедность отцовских контактов с детьми, педагогическую некомпетентность и неумелость отцов.

В стратегии воспитания семейных ценностей без ключевой роли отца мы не придем к нужному результату. Каким образом можно решить эту проблему? В первую очередь, этот вопрос нужно шире поднять в обсуждении. Проблема гендерного равенства зачастую обсуждается в свете защиты интересов и прав женщин, а не мужчин.

Если говорить об участии в семейной политике, нужно не сетовать на то, что мы уже не сделали, а определить, что мы можем сделать в расчете «на завтра» здесь и сейчас. И проведенный конкретный праздник – это уже какое-то действие. Нужно лишь, чтобы все подобные мероприятия готовились на профессиональном уровне, укладывались в ясную для каждого участника стратегию. И информационно покрывали как можно большее социальное пространство. Причем, все эти мероприятия не обязательно требуют колоссальных материальных затрат, здесь главное – творческий подход, умелый выбор средств и каналов коммуникации. Я думаю, что сейчас большая часть населения достаточно активна, с выраженной гражданской позицией, люди стали более самостоятельны в оценках и суждениях. Поэтому стоит хорошо подумать, как лучше их привлекать к участию в общественных мероприятиях, повышать мотивацию вплоть до вывешивания активистов на Досках Почета. В том числе, и отцов – например, «Лучшие отцы восточного административного округа»…Полагаю, это будет очень позитивно воспринято.

Светлана Синявская

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png