Никогда не считай, что ты знаешь все,

что тебе уже больше нечему учиться.
Н. Д. ЗЕЛИНСКИЙ

На днях на работу пришла устраиваться учитель начальных классов, судя по всему, человек, интересующийся новинками образования, владеет информационными технологиями (причем, познакомились мы с ней через общение в блоге). Речь зашла о курсовой переподготовке, мол, училась по персонифицированной модели. Что это? Вопрос ввел мою собеседницу в ступор. Вот об этом и хочу сегодня поговорить.

В основе персонифицированной модели лежит социальный заказ, заказ конкретного педагога (учреждения) системе повышения квалификации. На протяжении многих лет в системе повышения квалификации преобладал такой подход, когда учителям (раз в пять лет) давали одинаковое содержание в одинаковой форме, отличие лишь заключалось в преподаваемом предмете. По итогам обучения педагог получал удостоверение, и этого было достаточно. Для чего? В основном - для аттестации. Сейчас наступил период, когда учитель сам заинтересован в повышении свой квалификации, в профессиональной переподготовке. На курсы (очные, очно-заочные, дистанционные) приходят учиться люди разного опыта, разного возраста, с разной целью, рзной мотивацией, причем им нужны совершенно отличные знания и уровень их получения. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это общая стратегия государственной политики в этом направлении. Так что же представляет собой персонифицированная модель? Каковы ее составляющие

Первая – это общепедагогическая составляющая, которая реализуется через модульные курсы, адресованные тем, кто заинтересован в расширении своих знаний в области социологии, педагогики, психологии, воспитания, дополнительного образования учащихся, менеджмента, экономики, в преподавании своего предмета. Одним словом, это адресная, ориентированная на конкретного учителя, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей система обучения.

Второй момент. Система обучения персонифицирована с точки зрения того задания на повышение квалификации, которое задает каждое образовательное учреждение (в частности – школа) в зависимости от программы развития, от особенностей тех проектов, которые в школе реализуются, в которые включен учитель (причем не только в самой образовательной организации, но и в округе, городе, крае и т.д.) Это, действительно, персонификация и на уровне деятельности каждого конкретного учителя, тех функций, которые он несет и как учитель-предметник, и как член педагогического коллектива, как член педагогического сообщества. Например, курсы методистов, тьюторов, курсы кандидатов в члены предметных комиссий ЕГЭ, курсы экспертов ЕГЭ, курсы членов ГЭК, курсы специалистов ШВР и т.д., ну и, конечно, курсы учителей - предметников.

Где есть такие курсы? Да, практически, везде. А у нас – это ГБОУ Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования – один из крупнейших центров повышения квалификации работников образования юга России, где есть бюджетные и внебюджетные курсы. На бюджетные курсы, как правило, попадают по заявке, которую составляет образовательное учреждение заранее на календарный год (на это выделяются средства). Не хватило мест, пришел новый педагог, есть потребность в обучении – ищем средства, направляем учителя на внебюдждетне курсы.

А вот если педагог сам решил обучиться, то можно это сделать и дистанционно. Хочу заметить, учителя стали требовательнее относиться к выбору курсов и к учреждению, которое проводит курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку по персонифицированной модели. Дистанционное обучение значительно расширяет спектр курсов и самое главное – дает возможность их свободного и самостоятельного выбора. Кроме того, организация такого обучения, не требует больших затрат, да и учиться можно не выходя из дома.

Цель моей статьи – акцентирование внимание именно на особенностях персонифицированной модели повышения квалификации и курсовой переподготовки, а вот если есть желание дистанционно повысить свою квалификацию, выбрать интересный модуль для самообразования, то советую прочитать материал на блоге Географочка учителя Казанцевой Лилии Павловны

А коллега, которая пришла в школу, мне понравилась, наша школа ей тоже. Если ничего не нарушит наши планы, то с августа начнем сотрудничество.


Персонифицированная модель повышения квалификации

В МКОУ Казинская СОШ

Черепкова И.В.

«Школу можно совершенствовать,

только совершенствуя квалификацию

учителя»

Я.А. Коменский

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты возникает объективная потребность в новой школе. Главная задача новой школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования придают новый импульс в системе профессиональной переподготовки. Она должна стать гибкой, открытой, способной к саморазвитию, отвечать потребностям современности.

Повышение квалификации- это механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.

Существующая до этого система повышения квалификации учителя слабо ориентирована на конкретные интересы и потребности педагогов, имеют узкую направленность и результативность. Эта система не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить конкурентноспособность школы и реализацию задач, сформированныхв Национальной образовательной инициативе «Новая школа»

В результате происходящих изменений появилась необходимость в анализе педагогической деятельности школьного коллектива был проведен мониторинг:

    Учебного здания

    Современные педагогические технологии

    Средства обучения в межкурсовой период

Исходя из этого, была поставлена задача:

Обеспечить переход от периодического повышения квалификации педагогических кадров к их непрерывному образованию, через создание модели системы повышения квалификации.

На территории нашей области в настоящее время функционируют две модели организации

И финансирования повышения квалификации педработников

    Государственное задание

    Конкурсная основа

Т.е. происходит децентрализация системы повышения квалификации, что дает возможность учителям выбрать место повышения квалификации, что дает возможность учителям выбрать место повышения квалификации. И было принято решение разработать и апробировать персонифицированную модель повышения квалификации педагогов.

В основе персонифицированной модели лежит социальный заказ. Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это стратегия государства.

ППК состоит из двух составляющих:

    Общепедагогическая составляющая

Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного учителя, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.

    Финансово – экономическая.

Персонификация денег происходит на основе графика повышения квалификации и годового плана по реализации комплексной программы идет интеграция:

    Права учителя на ПК 1 раз в 5 лет

    Обязанность руководителя обеспечить готовность всех педагогов (к решению государственной задачи – переход на стандарты)

    Мы в этом убедились, когда переход на стандарты требовал внеочередного, массового ПК учителей начальных классов. А сейчас ставится задача ПК учителей основной школы, учителей –предметников.

Главная цель нашей модели:

Формировать субъективную позицию педагогов в построении собственной образоательной траектории.

Задача:

    Сделать повышение квалификации доступным (педагоги имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в удобное для них время и место) и качественным (качественная образовательная услуга, на наш взгляд, это услуга, прежде всего, своевременная и адресная)

    Создать условия непрерывного повышения квалификации

Персонифицированная модель повышения квалификации.

Профессиональная деятельность учителя

ведение

Осуществляя постепенное восхождение специалиста к вершинам педагогического мастерства.

В данной модели прослеживается отход от традиционного обучения, линейности, единообразия и авторитарности к блочно-модульному, концентрическому, проблемно-целевому образованию на комплексных программ и проектов.

Непрерывный процесс совершенствования профессиональной компетентности учителя нашей школы включает в себя несколько последовательно взаимосвязанных модулей.

    Модуль – направлен на освоение программ базового уровня (для конкретного педагога)

    Модуль – малые формы повышения квалификации проблемного или целевого характера

    Модуль – представлен самообразовательной деятельностью учителя

    Научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Промежуточные формы повышения квалификации проводятся:

    Внутришкольное взаимодействие

    Сетевое взаимодействие

    Участие в педагогических конкурсах.

Реализация модели ПК на принципах:

    Зона ближайшего профессионального развития

    Стимулирование творческого роста педагога

    Непрерывности и преемственности

При этом за учителем всегда сохраняется право добровольного самостоятельного выбора межкурсовых мероприятий.

Каждый учитель проходит определенные этапы профессионального роста. Это зафиксировано в условных статусах:

    Учитель «стажер»- «понимаю и хочу»

    Учитель «практик» - «знаю и могу»

    Учитель «технолог» - «знаю, хочу и могу»

    Учитель «мастер» - «знаю, хочу и умею»

Этапы деятельности модели

1 этап- изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ(ответственный администратор)

2 этап- построения возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя (администратор + педагог)

3 этап- выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК (администратор)

4 этап – заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

5 этап – организация образовательного процесса для педагогов.

Персонифицированная модель повышения квалификации имеет большое значение повлияло на внутреннюю среду ОУ.

    Главное в работе школы становится не успешное функционирование, а динамичное развитие в соответствии с поставленными целями, т.е. современный директор должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования, ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.

    Введена единая система диагностики, контроля и анализа состояния образования.

    Обеспечивает целостность, непрерывность методической работы в школе.

    Согласованность деятельности всех субъектов, участвующих в повышении квалификации.

    Создана модель современного учителя.

Дает преимущества нам, педагогам

    Экономические (резко уменьшаются временные и финансовые затраты на ПК)

    Педагогические (обучение становится более мотивированным, индивидуализированным, технологичным)

    Эргономические (гибкий график занятий позволяет педагогу и руководителю без отрыва от основной деятельности повышать квалификацию)

    Информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий поскольку сетевая организация формирует образовательное пространство открытого типа).

    Коммуникационные (каждый педагог может включаться в сетевые взаимодействия, привносить в процесс свой опыт, идеи)

    Созданы условия для организации повышения квалификации на сонове сетевого взаимодействия.

    Школа является Базовой:

Проводятся окружные методические объединения 3 раза в год

Организованы временные исследовательские коллективы учителей БСОШ и школ-спутников

Организованы места для накопления достижений в портфолио.

Конкурс «Учитель года», конференции, различные конкурсы.

Изучается и распространяется опыт учителей.

В 1 полугодии Зубкова Л.А, Черепкова И.В.. «Системно-деятельностный подход в обучении» «Проблемно-диалогическая технология» Дедиченко Ю.Ю. мастер-класс

Совещание администрации школы, учителей начальных классов и руководителей ДОУ «Преемственность ДОУ и начальной школы» Анализ содержания программ с точки зрения преемственности.

    Школа участвует в реализации муниципального проекта «Ресурсы развития современного учебного занятия». Создана районная проблемная группа по теме «Проблемно-диалогические технологии»

В нее входят 23 педагога района.

    9 учителей школы входят в сетевые педагогические сообщества, что составляет

    2 учителя повышают квалификацию по программе «Школа молодолго педагога» Растет мотивация педагогов к повышению профессионального мастерства.

    Прошли курсовую переподготовку по персонифицированной модели за 1 полугодие 2012-2013 учебного года:

4 педагогов

2 директор, зам. директора по УВР -35%

    ИКТ -100% владеют все учащиеся

    Растет заинтересованность педагогов в создании и реализации образовательного продукта:

Реализуют программы

Повышение квалификации через реализацию программы:

Здоровья

Одаренные дети

Счастливая семья – залог успеха

8. успеваемость -100%

Качество знаний –

Результаты ЕГЭ, ГИА

    Сохранились традиции ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства педагогов, а также новые внедрения, системно-деятельностные, активные формы методической работы:

    Использование интерактивного метода обучения

    Моделирование траектории развития педагога

    Проблемные консультации

    Организационно-деятельностные, ролевые игры

    Анализ конкретных педагогических ситуаций

    Творческие лаборатории учителя

    Созданы условия для рациональной организации труда в системе ПК

    Успех ученика- успех учителя (привести статистику)

Коллектив школы активно участвует в мероприятиях организованными районными структурами и департаментом образования:

    Результаты, поученные в ходе реализации данной модели могут быть успешно использованы:

    При аттестации педагога

    При выдвижении педагога на премии и другие виды поощрения

    При организации индивидуального методического сопровождения педагога

Самое главное – являться импульсом для движения педагога, для его постоянного методического развития и самосовершенствования. Таким образом, разработанная персонифицированная модель ПК соответствует динамическим изменениям, происходящим в обществе и в системе образования в целом, и ориентирована на социальные преобразования, достижения нового качества образования для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации Российского образования до 2020 года.

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить поученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

1
В. И. МАТИС
ПРОФЕССОР, ДОКТОР
ПЕД. НАУК,
СНС АГИК

06.10.2017

План

2
1. Профессиональное развитие педагогов в
процессе модернизации образования
Персонифицированная модель
повышения квалификации
3. Модели повышения квалификации учителей
2.
в системе образования Алтайского края
06.10.2017

3
Программные документы, раскрывающие
содержание образовательной политики
Правительства РФ, определяют в качестве
центральной задачи современного этапа
модернизации школы – обеспечение
непрерывности процессов обновления. По
сути, стержнем модернизации образования прямо
объявляются инновационные
преобразования практически всех его
составляющих.
06.10.2017

Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

4
В настоящее время разработаны модельные
представления о двух наиболее значимых
изменениях в современном российском образовании:
первое – модернизация структуры и
содержания общего образования
и
второе – развитие новых педагогических
компетенций.
06.10.2017

Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

5
И именно в контексте этих двух изменений
традиционные темы, связанные с «повышением
квалификации работников образования», с
совершенствованием некоторых средств уже
сложившейся педагогической работы, должны быть
кардинально переосмыслены в рамках новой
проблемной области: условия и механизмы
профессионального развития педагогов в
процессе модернизации образования.
Несомненно, что это стратегический ход в
реформировании процессов профессионализации
учителей, педагогов, методистов, управленцев.
06.10.2017

Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

6
Современная средняя школа России и ее регионов
перестает определяться только однотипными,
одинаковыми по всей территории нормативноорганизационными предписаниями (хотя по сути,
мы до сих пор повсюду имеем классическую
советскую общеобразовательную школу с
зачаточными формами профилирования,
нормативно и профессионально, кстати, слабо
обеспеченными).
Такая задача поставлена, но серьезных
проработок проблемы профилирования
старшей школы пока чрезвычайно мало.
06.10.2017

Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

7
Подлинный профессионализм учителя для
«нашей новой школы» перестает определяться
только совокупностью планов и
методик учебно-воспитательной работы,
которыми он владеет в пределах своей
узкоспециальной компетенции.
06.10.2017

Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

8
Главная цель профессионального развития
педагога и его деятельности связана с
кардинальным переосмыслением самого
содержания образования, его структуры и
формы организации.
Достижению поставленной цели и может, на наш
взгляд, способствовать персонифицированная
модель повышения квалификации.
06.10.2017

9
В Алтайском крае реализуется
персонифицированная модель повышения
квалификации учителей, в основе которой лежит:
- выявление индивидуальных профессиональных
затруднений,
- формирование системы учебно-профессиональных
задач в рамках курсов повышения квалификации,
- выстраивание индивидуального образовательного
маршрута, завершающегося
- подготовкой итогового проекта, имеющего
практическую значимость для повышения качества
образования.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

10
Предлагаемая программа включает стажёрскую
практику по освоению инновационного опыта
апробации и введения федерального
государственного образовательного стандарта
общего образования в пилотных школах региона.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

11
Персонифицированный процесс повышения
квалификации создает условия для проявления
субъектной позиции обучающегося педагога в
соответствии со своими
собственными потребностями,
целями,
интересами,
возможностями
посредством выбора модулей (из публикуемого на
сайте АКИПКРО аннотированного перечня учебных
модулей),
способов самостоятельного решения учебных задач.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

12
Успешная организация деятельности по
проектированию комплекса таких индивидуальных
траекторий связана с последовательным
прохождением каждым педагогом всей
совокупности особых профессиональных позиций:
теоретико-методологической,
проектной,
конструкторско-методической,
профессионально-деятельностной,
диагностической.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

13
Ответственное принятие данных позиций в режиме
специального обучения, конкретных разработок и
их реализации в образовательном процессе как раз
и призвано обеспечить становление новых
педагогических компетенций, что на языке
профессионального образования можно
обозначить как
освоение каждым педагогом культуры
исследовательской, конструкторской,
проектной и управленческой деятельности.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

14
Следует заметить, что осознанное и практическое
принятие обозначенных позиций находится в
соответствии со следующими этапами
проектирования в образовании:
мотивационным,
концептуальным,
модельным,
реализационным,
рефлексивно-экспертным.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

15
1. Мотивационный этап связан с совместным
обсуждением условий и предполагаемых результатов
сотрудничества субъектов образования, с
соотнесением их с собственным жизненным опытом,
своими ценностями и личностными смыслами в
профессиональной деятельности каждого.
2. Концептуальный этап – это раскрытие смысла и
содержания предстоящей работы; коллективный
субъект должен освоить позиции теоретика,
методолога, философа образования, задающих
основания проектирования образовательной
программы или индивидуального проекта.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

16
3. На этапе моделирования осуществляется
разработка комплекса нормативных подпрограмм –
управленческих, педагогических, сервисных и других
как соорганизованных деятельностей разных
субъектов образования.
4.-5. Этап реализации индивидуального проекта
тесно связан с рефлексивно-экспертным этапом,
который в качестве самостоятельного можно
выделить лишь логически, так как конкретные шаги
по его осуществлению сопровождаются текущей
рефлексивной диагностикой и экспертизой
результатов и последствий, позволяющих
вносить необходимые коррективы в индивидуальный
проект в целом, и в его отдельные разделы.
06.10.2017

Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

17
Следующая – вторая, концептуальная
позиция, связанная с первой, – это условия,
при которых возможно подобное
переосмысление. Главное, но не единственное из
этих условий – новые, ожидаемые
профессиональные компетенции
современного педагога; их состав и
средства культивирования.
Но это уже другая проблема и другая тема, которая
также требует специального рассмотрения…
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

18
Третья – и в этом смысле завершающая
концептуальная позиция – это сама структура
и технология реализации образовательной
программы профессионального развития
педагога – его сознания, деятельности и
профессионального сообщества.
Очевидно, что ее построение во многом определяется
теми требуемыми компетенциями, которые
необходимы для проектирования образовательной
программы (или отдельной подпрограммы) в
собственном образовательном институте.
06.10.2017

Персонифицированная модель повышения квалификации

19
Описание вариативных моделей повышения
квалификации учителей в системе образования
Алтайского края:
06.10.2017

20
1. Заочно-очная модель
персонифицированного

выравнивание стартовых возможностей обучающихся
на первом – заочном – этапе обучения за счёт
выполнения пакета дифференцированных заданий в
зависимости от выявленных в ходе самодиагностики

информационной основе деятельности педагога.
Содержание и формы прохождения заочного этапа
обучающийся выбирает самостоятельно.
В ходе заочного этапа обучающийся получает сетевую
консультативную поддержку.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

21
На втором – очном этапе обучение
организуется в групповой форме, которая
обеспечивает возможности
совместного педагогического проектирования новых
способов и средств профессиональной деятельности
и завершается
защитой индивидуального итогового проекта.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

22
2. Очно-заочная модель персонифицированного
повышения квалификации предполагает
на первом – очном этапе обучения выявление
профессиональных затруднений и дефицитов в
информационной основе деятельности педагога в
ходе диагностики,
совместное педагогическое проектирование новых
способов и средств профессиональной деятельности.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

23
Второй – заочный этап обучения ориентирован
на
самостоятельную подготовку индивидуального
итогового проекта и внедрение освоенных способов
педагогической деятельности в практику работы
учителя.
Завершается заочный этап самоанализом
результатов повышения квалификации и
изменений в профессиональной деятельности.
В ходе заочного этапа обучающийся получает
сетевую консультативную поддержку.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

24
3. Сетевая модель персонифицированного
повышения квалификации основана на
организации регулярного взаимодействия
преподавателей и обучающихся в режиме удалённого
доступа на основе использования информационнокоммуникационных технологий и средств ИКТ для
освоения программы.
Особенностью обучения в формате сетевой модели
является его одновременная направленность на
достижение целей развития профессиональнопедагогической компетентности учителя начальных
классов и развития его ИКТ-компетентности.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

25
Темп, сроки, содержание и формы повышения
квалификации обучающийся согласовывает с
преподавателями.
Преподаватель осуществляет текущий контроль
выполнения заданий и оценку итогового проекта в
установленные сроки.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

26
4. Дистанционная модель
персонифицированного повышения квалификации
обеспечивает максимальную степень
самостоятельности обучающегося на основе
предоставления возможности
- выбора содержания,
- сроков и
- темпов повышения квалификации из публикуемого
на сайте АКИПКРО аннотированного перечня
учебных модулей.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

27
Дистанционная модель обеспечена
информационно-методическими материалами
АКИПКРО и сети его ресурсных центров.
Обучение строится как на основе использования
информационно-коммуникационных технологий
и средств ИКТ, так и с помощью учебных кейсов.
Преподаватель осуществляет оценку итогового
проекта (по мере предъявления обучающимся).
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

28
5. Каскадная модель персонифицированного
повышения квалификации предполагает
обучение в непосредственной близости от места
работы обучающихся (на базе муниципального
образования или образовательного округа) в составе
школьных команд (педагогического коллектива) с
максимальным учётом особенностей условий
осуществления их профессиональной деятельности.
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

29
Модель эффективна в случаях подготовки к
реализации масштабных проектов, требующих
коллективного участия (уровень образовательного
учреждения, муниципальный, межмуниципальный,
окружной и др.).
В организации обучения принимают участие
педагоги-тьюторы, сертифицированные в АКИПКРО,
а в процессе обучения реализуется принцип «все
учатся у всех».
06.10.2017

Модели повышения квалификации учителей в системе образования

30
Обязательным компонентом каскадной модели
является освоение инновационного опыта
учреждения и (или) педагогов-лидеров краевой
системы образования.
Тьюторы осуществляют текущий контроль
выполнения заданий, преподаватели АКИПКРО –
оценку итогового проекта.
06.10.2017

Выводы

31
Таковы в общих чертах концептуальные основы
постановки и путей решения проблемы
содержания и профессионального развития
педагога в современном инновационном
образовании в рамках модернизации на основе
персонифицированной модели повышения
квалификации.
06.10.2017

Выводы

32
Подводя предварительный итог, подчеркнем:
именно профессиональное развитие и
персонифицированная модель в системе
развивающего образования способны сегодня стать
подлинной альтернативой идеологии
естественного созревания и социального
формования отдельного педагога по лекалам и
схемам современного, наличного и чрезвычайно
спутанного общественного сознания.
06.10.2017

Оксана Новикова
«Персонифицированная модель повышения квалификации руководителей и педагогов ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32

«Персонифицированная модель повышения квалификации

руководителей и педагогов ДОУ »

"Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. "К. Симонов

В настоящее время эту же мысль выразил В. В. Путин, говоря о том, что ««Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания…».

Мы, педагоги , также не должны останавливаться на достигнутом.

В нашем ДОУ был разработан один из возможных вариантов такой модели ППК руководителей и педагогов ДОУ .

Целью этой модели является : Создание условий для .

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи :

Выявить проблемное поле руководителя или педагога на основе анализа результатов диагностики (мониторинга, как запрос на содержание образовательных услуг;

Организовать персонифицированное повышение посредством реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Система повышения квалификации как форма непрерывного образования педагога в последнее время претерпевает ряд позитивных изменений.

Успешность повышения квалификации определяется тем , насколько педагог субъектно включен в этот процесс. Ему недостаточно роли деятеля исполнителя, он выступает автором, «сценаристом своих действий, с определенными предпочтениями, и мировоззренческими позициями, и целеустремленностью творца»

Однако, для того, чтобы, он занял субъектную позицию в обучении важно, чтобы получение образования стало личностно-значимым, и в качестве побуждения активности в этом направлении выступили внутренние потребности и мотивы. Это оптимально достигается в персонифицированной модели повышения квалификации (ППК) .

Персонифицированное повышение квалификации в представленной модели начинается с анализа государственного и социального заказа на содержание компетентности руководителя или педагога , так как именно такой заказ диктует требования к профессионалу в соответствии с современной государственной политикой и нормативными документами.

Следующим шагом является диагностика (мониторинг) затруднений руководителя или педагога профессионального характера с целью определения запросов на образовательные услуги, так как уже неоднократно подчеркивалось в различных источниках, что эффективным будет такое обучение, содержание которого будет соответствовать тем потребностям, нуждам, проблемам, которые присутствуют у каждого педагога .

Следует отметить, что при выборе форм повышения квалификации необходимо отдавать предпочтение так называемым «активным методам обучения» (мастер-классы, педагогические тренинги , деловые игры, мозговые штурмы и т. д., так как они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Также в формах ППК могут присутствовать очные и заочные, дистанционные курсы, и поэтому становится необходимым создание индивидуального сайта.

Повышение квалификацииможет проходить на различных уровнях : внутрисадовом, муниципальном, федеральном.

При сравненииППК руководителя и педагога , становится понятно, что у руководителя акцент сместится на муниципальный и федеральный уровень, тогда как у педагога будут присутствовать все три уровня.

Для приведения в систему отобранного материала необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут, который не являетсязастывшимфактом. Важным является оценивание результативности реализации образовательного маршрута и своевременное внесение корректировки.

Результатом освоенияданной модели персонифицированного повышения квалификации является соответствие профессиональной компетентности, квалификации руководителей и педагогов требованиям современного образовательного пространства.

К представленной модели разработана пояснительная записка.

Основными компонентами модели являются :

Условия при которых происходит персонифицированное повышение квалификации руководителя и педагога ;

Результат.

Цель данной модели : Создание условий для персонифицированного подхода к повышению квалификации руководителей и педагогов .

Результат достигается в несколько этапов :

Диагностику (мониторинг) затруднений руководителя или педагога профессионального характера с целью определения запросов на образовательные услуги (анкетирование, тестирование, срезы, опросники, беседы, наблюдение за работой педагога с детьми и родителями).

Разработка индивидуального маршрута проходит на основе составления плана решения проблемы, выбора форм, места проведения мероприятий на разных уровнях (внутри ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный уровни) . При выборе форм повышения квалификации отдается предпочтение активным методам обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер (мастер-классы, педагогические тренинги , деловые игры, мозговые штурмы, очные и заочные курсы на различных уровнях, интернет семинары, индивидуальный сайт).

На итоговом этапе :

-педагог и руководитель оценивает свой профессиональный рост сам, с помощью независимой экспертизы, экспертной оценки, оценки руководителя ДОУ , прохождение КПК, самооценка;

Демонстрируют свои успехи на разных уровнях (внутри ДОУ, ГМО, ПДС, обобщение и распространение опыта, публикации опыта, конкурсы профессионального мастерства на региональном и федеральном уровнях).

Результат : Соответствие профессиональной компетентности, квалификации руководителей и педагогов требованиям современного образовательного пространства

Данная модель обладает вариативностью форм ПК, при этом упор делается на применении именно активных методов обучения, с учетом индивидуального запроса, так как именно такой подход повышает личную мотивацию педагога и обеспечивает высокую эффективность повышения квалификации руководителя и педагога , профессиональный рост и его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
(В.В. Путин)

Осознанный заказ специалиста на собственный процесс повышения квалификации становится чрезвычайно важным, т.к. только реализация собственного заказа на повышение квалификации может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности специалистов, стимулировать их профессиональное развитие и, следовательно, совершенствовать образовательную практику.

В связи с этим в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования реализуется модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам (далее - ИОП) с использованием Internet ресурсов и тьюторского сопровождения.

В чем суть модели непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации?

Схематично данная модель представлена следующим образом:

Модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации включает в себя четыре элемента.

Первый элемент модели - авторизация на сайте «Обучение по ИОП». Специалист образовательного учреждения, решивший повышать свою квалификацию по ИОП, должен зарегистрироваться и/или авторизоваться на сайте. У каждого пользователя сайта есть персональная страница, включающая следующие разделы: «Диагностика», «Опыт работы», «Обучение».

Второй элемент модели - «Диагностика» включает в себя материалы, позволяющие слушателю оценить свою профессиональную компетентность. Работник образования проходит самодиагностику, выбирает проблемное поле, формулирует образовательные задачи на повышение квалификации.

Третий элемент модели - непосредственное обучение.

Основой для разработки индивидуальной образовательной программы повышения квалификации являются выявленные в ходе самодиагностики профессиональные затруднения работника образования.

Слушатель, решивший повышать квалификацию по ИОП, используя «Конструктор индивидуальной образовательной программы», действует следующим образом:

  • проходит диагностику по выбранным направлениям и выделяет проблемное поле;
  • подбирает по ключевым словам актуальные для себя образовательные модули, обращаясь к модульному депозитарию АО ИППК РО и иные обучающие мероприятия (регионального и муниципального уровня);
  • оформляет индивидуальную образовательную программу;
  • совместно с тьютором на своей персональной странице составляет индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) путем выбора места, сроков и формы изучения модулей и иных обучающих мероприятий (регионального и муниципального уровня), включенных в индивидуальную образовательную программу;
  • включается в процесс обучения в соответствии с ИОМ, реализуя ИОП.

Четвертый элемент модели - опыт работы - предполагает анализ и описание собственного эффективного педагогического опыта, выявленного по результатам самодиагностики. Для описания собственного педагогического или управленческого опыта, работник может воспользоваться конструктором «Описание педагогического (управленческого) опыта», размещенного на его персональной странице сайта АО ИППК РО.

Конструктор «Описание педагогического (управленческого) опыта» представляет собой мастер разработки документа по описанию опыта. Заполняя поля конструктора, педагог (руководитель) анализирует собственную профессиональную деятельность и описывает свой опыт. Результаты работы слушателя размещаются в базе «Материалы для общественной экспертизы», которая так же находится на сайте «Обучение по ИОП». Работники образования Архангельской области имеют возможность познакомиться с представленным педагогическим опытом и оценить его по следующим вопросам:

  • является ли опыт актуальным (для меня, для образовательного учреждения, для муниципальной системы образования, для региональной системы образования);
  • понятна ли основная идея опыта;
  • можно ли данный опыт считать инновационным?

По результатам общественной экспертизы материал оценивается экспертами-профессионалами и размещается в банке передового педагогического опыта Архангельской области.

Другим вариантом распространения лучшего опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений Архангельской области является участие в конкурсе программ модулей повышения квалификации. Этот конкурс проводится АО ИППК РО среди образовательных учреждений Архангельской области и Ненецкого автономного округа для того, чтобы развивать практику повышения квалификации работников образования на базе образовательных учреждений и создавать условия для демонстрации инновационного опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений. Программы модулей, прошедшие конкурсный отбор, заносятся в региональный модульный депозитарий, а образовательное учреждение получает статус базовой образовательной площадки для повышения квалификации. Таким образом, происходит расширение образовательной среды для построения ИОП.

Реализуя индивидуальную образовательную программу повышения квалификации, у педагога могут возникнуть новые профессиональные интересы и затруднения, которые он может решить, вновь обратившись к областному модульному депозитарию. Процесс повышения квалификации, организованный по этой модели, становится непрерывным, персонифицированным и актуальным.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png