Такова участь системы военного образования в России.

Одним из важнейших элементов проводимой в России военной реформы является ее кадровая составляющая. Запланированные на следующее десятилетие 20 триллионов рублей на переоснащение ВС РФ современными ВВТ могут оказаться мертвым капиталом, если для их применения не будет подготовленных кадров.

Десятилетия нескончаемых перемен в военной школе России со всей остротой ставят проблему стабильности и устойчивости развития. Для каждой страны имеются свои возможности, тенденции развития, ограничители. Большинство проблем отечественной военной школы неразрывно связано с ее историей, находится в тесной взаимосвязи с состоянием социальных и духовных, политических и экономических, международных и собственно военных областей жизни общества. Сильные и слабые стороны указанных областей влияют на подготовку военных кадров.


Отечественная военная школа

В истории подготовки российских военных кадров выделяется ряд этапов.

Первый этап – от возникновения до образования регулярной армии в начале ХVIII века. В нем можно выделить три периода: от зарождения до реформ Ивана IV, от реформ Ивана IV до реформ Петра I, от реформ Петра I до преобразований Екатерины II.

Вначале военное образование приобреталось частным образом, как и всяким ремеслом, от отца к сыну. С появлением огнестрельного оружия начался переход к регулярной армии и государственной подготовке. Созданная Петром I российская военная школа включала подготовку военных кадров в гвардейских полках и специальных школах и строилась на сугубо рациональных началах.

Второй этап характеризуется сложением и развитием системы военного образования со второй половины ХVIII до начала ХХ века. В нем выделяются четыре периода, связанных с ритмами политической эволюции России: реформы Екатерины II и контрреформы Павла I, реформы Александра I и контрреформы Николая I, реформы Александра II и контрреформы Александра III и реформы Николая II.

Все реформаторы раскрепощали военную школу от мелочной опеки и регламентации, контрреформаторы, сохраняя оправдавшие себя нововведения, регламентировали их. Екатерина II дополнила рационализм военной школы гуманитарной компонентой. Павел I модернизировал подготовку кадров артиллерии. Шел непрерывный процесс развития:

отбор элиты, материальная поддержка способных учеников из нуждающихся семей, в существующих военно-учебных заведениях для самых талантливых выпускников создавались офицерские классы, где готовили ученых и преподавателей;
органичное создание новых военно-учебных заведений из организационных структур старой школы, из офицерских классов – академий;
из готовили основной массив управленцев для гражданской службы, не имевший офицерского чина не мог быть лицом, принимающим решения, в содержание учебного процесса входили экскурсии по присутственным местам и учреждениям;
военно-технические учебные заведения создавались в местах производства техники, в планы занятий входила производственная практика;
поощрение частных вложений в создание военно-учебных заведений (кадетский корпус Бахтина в Орле);
помощь в обучении и воспитании детей защитников Отечества, которым недоставало отцовского попечения, – сирот, детей отцов-инвалидов, детей руководителей;
индивидуализация обучения достигалась преобладанием численности учебных групп в 15 человек и военных училищ батальонного состава;
прямая зависимость между набранными за время учебы баллами и очередью выбора места службы в войсках и т. д.

Третий этап истории военного образования – советский, с 1917 по 1991 год. В нем можно выделить четыре периода: 1917–1941, 1941–1945, 1946–1964, 1965–1991. Он характеризуется решением военно-образовательных проблем в условиях изоляции от зарубежных военных школ. Советская военная школа прошла сложный и противоречивый путь – от отрицания отечественного опыта до его восстановления с жесткими идеологическими ограничениями.

В 20–30-е годы запрет на прием в военно-учебные заведения детей образованных сословий, приоритет малограмотным рабоче-крестьянским детям приводили к профанации военного образования: занятия в специальных учебных группах по букварю, сдача зачетов и экзаменов одним самым успевающим курсантом за всю группу и т. д.

Эти недостатки компенсировались богатой войсковой практикой, участием курсантов в боевых действиях, к примеру, с басмачами. Самыми слабыми техническими войсками были связисты. Убогость связной инфраструктуры в стране, радиосвязи привела к диким случаям в 1941 году, когда преобладала «конно-летучая» и даже по цепочке бойцов связь. Плохо осмысленным поныне остается факт зависимости побед в боях от насыщенности войск средствами связи: на всех самолетах радиостанции появились только в 1943-м, на каждом танке – в 1944-м.

К сильным сторонам советской военной школы послевоенного периода относилась военно-профессиональная подготовка. Офицеры-фронтовики давали курсантам то, что нужно на войне и в условиях, приближенных к боевым. К сожалению, в годы застоя бюрократизация и показуха уничтожили эти и другие достижения. Училища механически превращали в высшие, росло число с высшим военным образованием.

Однако если увольняемые малограмотные офицеры не имели проблем, к примеру, с зарядкой аккумуляторов в полевых условиях, то офицеры-инженеры застойной поры во время боевых действий в Афганистане испытывали с этим серьезные трудности. Не случайно «несокрушимая и легендарная» в период развала СССР не смогла остановить катастрофу.

Четвертый этап истории военного образования – с начала 90-х годов по настоящее время. В нем можно выделить два периода: 90-е годы прошлого века и начало ХХI. Он примечателен попытками осмысления исторического опыта подготовки военных кадров и сильнейшим влиянием советской военной школы, игнорированием мнения науки и имитациями реформ.

Серьезной проблемой в ХХI веке стало отсутствие политических решений и преобразований в общегосударственном масштабе мировоззренческого, институционального и организационно-технического толка. Без них отечественная военная школа претерпевала не всегда удачные импровизации.

Опасные экспромты

Для современных Вооруженных Сил остро стоит проблема качества военных кадров, их профессионализма. Это обусловлено необходимостью как всесторонней модернизации ВВТ, так и подготовки высококлассных специалистов, которым можно доверить освоение новой техники в войсках. Вспомним трагедию на подводной лодке «Нерпа», боевые действия августа 2008 года с нехваткой операторов для современной информационной техники, проблемы информационного обеспечения в ходе оперативно-стратегического учения (ОСУ) «Восток-2010», требования сетецентрической и бесконтактной войн, формируемых киберкомандований.

Созданная в Минобороны специальная комиссия принимала во внимание несколько параметров. Однако она проигнорировала главное – анализ военных угроз. Судя по последовавшим организационно-штатным решениям и государственному оборонному заказу на 2013 год и ближайшую перспективу, речь идет о подготовке военных кадров к войнам третьего поколения. Как будто прошедшая мировая война устарела сразу после своего окончания.

Во время очередных слушаний в Общественной палате председатель Комиссии по национальной безопасности Александр Каньшин задал бывшему руководителю Департамента военного образования Минобороны РФ Екатерине Приезжевой вопрос: прежде чем приступить к ломке системы военных вузов, вы разработали ее научно обоснованную концепцию? Ее путаный и пространный ответ показал, что вместо продуманной концепции мы имеем лишь некий постоянно подправляемый план анонимных авторов, который сводится в основном лишь к сокращению военных вузов.

Не случайно бывший начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров на офицерском собрании в свое время откровенно признался: «Мы начали военную реформу без достаточного научного обоснования».

Вместо научного анализа военных угроз и адекватной подготовки к их парированию мы получили опасные экспромты, непрерывные радикальные корректировки перманентной реформы. В рамках приведения армии к новому облику организационно-техническая основа Вооруженных Сил была разрушена.

Центр оперативных стратегических исследований (ЦОС), который занимался анализом угроз, формировал требования к средствам их противодействия, был упразднен. Многие военно-научные институты переведены из Москвы и Санкт-Петербурга на периферию, куда немолодой научно-преподавательский состав ехать отказался. Прекратили набор курсантов в большинство военных училищ.

Был забыт принцип: ничего не решено, пока не решено все, и посыпались инициативы.

То решили, что должно быть 150 тысяч, и начали нажим на курсантов, подталкивая их к отчислению. Через год оказалось, что надо уже 220 тысяч , и завели речь о недопустимости невнимательных отчислений.

То назначают сержантов на офицерские должности, то наоборот – назначают на сержантские должности.

То заявляют о приоритетности средств воздушно-космической обороны (ВКО) и нападения и создают Войска ВКО, то решили закрыть Военную академию ВКО в Твери.

То оставляют военные кафедры гражданских вузов без нагрузки, а армию без запаса, то заявляют о возможности ежегодных трехмесячных перерывов в учебе студентов для службы в армии и становлении таким образом офицерами запаса.

То заявляют о важности привлечения в вузы МО интеллектуально развитой молодежи, то решают, что к экзамену для поступления в вузы будут допускаться только юноши, имеющие разряды по тому или иному виду спорта.

Попытки Дмитрия Рогозина создать Агентство по стратегическим исследованиям пока не воплотились в работающую структуру. Новой доктрины информационной безопасности нет. Насколько отстает военная школа от досоветской, видно из примера. Выпускников военных училищ тогда выпускали следующим образом: отличников – в офицерские классы на подготовку преподавателей и ученых, хорошистов – в войска, троечников – на гражданскую службу. Полагалось, что от троечника в войсках будет больше вреда, чем пользы, что слишком большой риск вверять жизни подчиненных в руки такого офицера. Теперь в войска берут всех выпускников, проигрыш в качестве очевиден.

Кривая вывела

Ныне сеть вузов приняла окончательный облик, одобренный президентом РФ в 2008 году. Общее количество высших военных учебных заведений сокращено до 17. Система военного образования «усохла» до трех – по числу видов Вооруженных Сил – учебно-научных центров, 11 академий и трех военных университетов. В их составе действуют 25 филиалов вузов и три научно-исследовательские организации.

Говорилось, что не собираемся отказываться от подготовки лейтенантов в гражданских вузах, но в основном гуманитариев. Однако как быть с военными кафедрами гражданских вузов, оснащенными современными образцами военной техники, не упоминается. Обучающиеся на них будущие офицеры имеют более мощную, чем курсанты, подготовку в том, что нужно для современных войн, в математических и точных науках. Они не нужны?

Заявления по улучшению законодательного обеспечения военной школы в период обсуждения закона «Об образовании в РФ» были созвучны тому, что предлагалось в 80-е годы прошлого века:

отдельной главой выделить систему военного образования. Убрать построение под Болонский процесс, ибо о военном образовании в нем речи не идет, военных специалистов готовят для войны, а не для взаимного признания дипломов;
передать функции текущего контроля за военной школой, как и раньше, ГУВУЗу (Главному управлению военно-учебных заведений);
педагогов обучать воспитанию и в законе закрепить эту обязанность;
обязательность аспирантур, ассистентур, докторантур сформулировать в законе;
сохранить все социальные гарантии профессорско-преподавательскому составу и обучающимся и т. д.

В 2012 году прекратился введенный в 2009-м мораторий на прием курсантов в вузы Министерства обороны. При поступлении учитываются результаты ЕГЭ, профессионального отбора, а также сдачи нормативов по физподготовке. Для суворовцев и нахимовцев дополнительные преференции отменялись.

Похоже, авторы этой новеллы забыли, что суворовские и нахимовские военные училища создавались для детей , погибших или ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы. Только на них военное ведомство соглашалось тратить свои средства. Средняя школа, как известно, финансируется Министерством образования и науки. То, что у нас развелось несметное число кадетов и даже есть пансион девиц, является нецелевым расходованием военного бюджета, выделяемого на военное образование.

С вузов сняты функции, не связанные с осуществлением образовательной деятельности. На аутсорсинг в полном объеме были переданы питание, банно-прачечное обслуживание, клиники и другие службы обеспечения повседневной деятельности вузов.

Идет притирка этих новаций, которые по обыкновению не до конца продумали. В ходе ОСУ «Восток-2010» аутсорсеры провалили обеспечение питанием, размещения и быта армии, которая по старинке решала свои проблемы самостоятельно. А зима 2010–2011 годов с массовым заболеванием военнослужащих показала порочность резкого сокращения кадровой военной медицины.

Для преподавания в военно-учебных заведениях кое-где используется потенциал гражданской высшей школы, предприятий оборонно-промышленного комплекса, главных командований видов, командований родов войск и др. Однако в целом это невозможно вследствие разности планирования занятий. В гражданском вузе один делопроизводитель из деканата, используя программу «Деканат», делает расписание: четная и нечетная «типовая неделя» на весь семестр – и преподаватель может в свободное время совместительствовать в другом вузе. В военном вузе десяток вручную вымучивают расписание на семестр, где нет никакой «типовой недели». Лучших педагогов и специалистов со стороны для системных занятий не пригласить.

Начатый на полвека позже перевод армии от мобилизационной к постоянной готовности не мог не идти с трудом. Главные проблемы – мировоззренческие. Нужно определиться с советским периодом истории, занявшим львиную долю в истекшем столетии. Если навязанный стране коммунистический эксперимент оказался саморазваливающимся и вывел к показателям развития столетней давности при колоссальных демографических и геополитических потерях, то грош ему цена.

Далее, образование не может быть «сферой услуг». Это не просто производство, а производство тех, кто эксплуатирует средства производства. Недопустимо военную школу – структуру производящую ставить в подчинение кадровиков – структуры распределяющей. В зависимости от статуса учреждения находится его финансирование, а латать дыры в военном строительстве всегда было принято за счет средств военного образования. Чем ниже статус военной школы, тем беззащитнее ее бюджет.

В условиях подлинной модернизации и резкого роста технической оснащенности Вооруженных Сил, потребностей в профессиональном персонале есть необходимость существенного, приоритетного повышения финансирования военной школы. Профессиональная оплата и профессиональное отношение к службе будут стирать грани между призывной и контрактной армиями, сделают невыгодным иметь раздутые штаты, подтолкнут к повышению производительности труда, сделают модернизационное развитие на деле, а не в отчетах.

В последнее время на высшем уровне говорится много правильных слов о важности традиций. Вначале бывает слово. Воссоздание Преображенского и Семеновского полков, колыбелей русской военной школы, – важный шаг к возрождению славных традиций.



Продолжаем знакомить читателей «Красной звезды» с составляющими стратегии социального развития Вооруженных Сил. Сегодня речь о совершенствовании системы профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих.

Выход на новое качество военного образования - это не очередной лозунг, а объективная необходимость нормального функционирования Вооруженных Сил.
Применительно к военному образованию качество - это востребованность полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности военных кадров. Именно высокое качество образования призвано обеспечить его престижность и привлекательность, эффективное выполнение военнослужащими должностных обязанностей и перспективу их служебного роста. Необходимо существенно обновить содержание, организацию и методику обучения слушателей и курсантов. Здесь целесообразно построить работу по следующим направлениям:
первое - разработка модели будущего военного специалиста. Иными словами, заказчики военных кадров должны определиться, какие военно-профессиональные качества необходимо сформировать в военно-учебном заведении, чтобы они позволили выпускнику успешно выполнять обязанности по должностному предназначению;
второе - обеспечение опережающего характера военного образования. Поступившему сегодня в военно-учебное заведение важно быть готовым к тем изменениям, которые произойдут в Вооруженных Силах через 4-5 лет;
третье - введение компетентностного подхода в подготовке слушателей и курсантов.
Сегодня традиционная подготовка специалиста сводится к усвоению более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков. Компетентностный подход предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Это ориентирует образовательный процесс на конечный результат обучения, для чего в учебные программы изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры того, что выпускник будет знать и уметь «на выходе».
четвертое направление - переход в методике обучения от передачи учебного материала преподавателем обучающемуся к их совместной работе по овладению новыми знаниям, умениями и навыками.
Работа по каждому из этих направлений уже организована и проводится. При этом учитывается, что в соответствии с федеральным законодательством высшая школа России переходит на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие двухуровневую структуру высшего профессионального образования, включающую бакалавриат и специалитет или магистратуру.
В связи с этим предлагается следующий порядок вхождения военного образования в новую структуру:
по программам бакалавриата готовить офицеров преимущественно командного профиля для замещения первичных должностей с перспективой выдвижения до заместителя командира батальона. Срок обучения 4 года;
по программам специалитета готовить офицеров командно-инженерного и инженерного профиля для замещения первичных и последующих должностей, связанных с эксплуатацией высокотехнологичных вооружений и военной техники. Срок обучения 5 лет;
программы магистратуры реализовывать при подготовке офицеров оперативно-тактического и оперативно-стратегического звена. Срок обучения 2 года.
Новые федеральные госстандарты позволяют при сохранении фундаментальности образования установить оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, а также обеспечить необходимую военно-профессиональную составляющую в подготовке офицеров.
Ключевая фигура в обучении и воспитании слушателей и курсантов - преподаватель. Вместе с тем отбор офицеров на профессорско-преподавательские должности осуществляется в ряде случаев по остаточному принципу, в их подготовке и повышении квалификации много формализма. В вузах увеличивается доля «слабых» педагогов, налицо процесс старения преподавательского состава. Рост уровня укомплектованности вузов учеными не приводит к повышению военно-профессиональной подготовки выпускников.
Чтобы решить эти проблемы, предлагается:
1) изменение системы отбора офицеров на преподавательские должности, их периодической и внеплановой аттестации;
2) совершенствование педагогического мастерства преподавателей;
3) повышение эффективности системы послевузовского и дополнительного профессионального образования;
4) поиск и внедрение новых форм адресной поддержки лучших преподавателей, стимулирования их научной работы и на фоне этого повышения требовательности к ним.
В числе приоритетных задач:
* введение ротации офицеров с преподавательских должностей на командно-штабные должности в войска и наоборот;
* создание в системообразующих вузах постоянно действующих центров новых педагогических технологий, обеспечивающих не только сбор, обобщение и распространение передового педагогического опыта, но и осуществляющих обучение преподавателей;
* внедрение в педагогическую практику методов игротехники и «мозгового штурма», тренингов и деловых игр, лекций и семинаров-дискуссий, а также других видов занятий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;
* проведение ежегодного конкурса среди военно-учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы;
* повышение востребованности результатов вузовских научных исследований в практике войск и сил флота, в развитии военного образования.
Прогноз демографической ситуации в стране на ближайшую перспективу показывает, что военно-учебные заведения могут столкнуться с определенными трудностями в комплектовании первых курсов. Это требует совершенствования системы военно-профессиональной ориентации и отбора кандидатов на учебу. Стратегическим планом в этой части предусмотрен ряд мер. Основные из них:
* вовлечение в сферу военно-профессиональной ориентации общеобразовательных учреждений, муниципальных кадетских школ и школ-интернатов;
* совершенствование методик профессионального психологического отбора и их унификация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих специалистов;
* создание единого координационного центра по военно-профессиональной ориентации в Вооруженных Силах, в задачи которого будут входить контроль, научно-методическое руководство мероприятиями военно-профессиональной ориентации, а также непосредственная реализация мероприятий по повышению привлекательности военной службы в целом.
Данный комплекс мероприятий позволит в обозримом будущем довести конкурс в военно-учебные заведения до 3 человек на одно место. В результате можно будет «поштучно» отбирать на учебу наиболее достойных кандидатов с высокой степенью мотивации на овладение профессией офицера.
Целесообразно также возложить ответственность за комплектование первых курсов на руководителей, в интересах которых осуществляется подготовка офицеров. Сегодня они располагают гораздо большими по сравнению с начальниками вузов возможностями, чтобы влиять на этот процесс и обеспечивать качественный состав обучающихся.
Важным фактором повышения качества образования является сеть военно-учебных заведений и состояние их учебно-материальной базы. Несмотря на ряд мер по сокращению и реорганизации военно-учебных заведений, сеть вузов пока еще остается громоздкой, трудноуправляемой и высокозатратной. В результате работы, проведенной совместно с органами военного управления, определен и Президентом Российской Федерации одобрен перспективный облик сети вузов к 2013 году. Он включает 10 системообразующих вузов: три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и военный университет.
В качестве одного из примеров системообразующего вуза можно привести Военный учебно-научный центр Военно-морского флота. Центр создается на базе Военно-морской академии и будет объединять пять военно-морских институтов; Высшие специальные офицерские классы как учреждение дополнительного профессионального образования, учреждения начального и среднего профессионального образования (подготовка военнослужащих-контрактников и гражданских специалистов для вспомогательного флота); учреждения довузовской военной подготовки - Нахимовское военно-морское училище и Морской кадетский корпус; три научно-исследовательских института. Таким образом, впервые под единым руководством концентрируются подготовка, переподготовка и повышение квалификации практически всех специалистов для Военно-морского флота, а также объединяются усилия научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений. Для размещения центра в г. Кронштадте планируется создание современной учебно-материальной базы и всей необходимой инфраструктуры.
Одновременно с оптимизацией сети военно-учебных заведений предстоит решить вопрос совершенствования их учебно-материальной базы. Это планируется осуществлять комплексно по следующим направлениям:
* переработка норм снабжения вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием и другим военно-техническим имуществом;
* поставка в вузы нового вооружения и военной техники из первых серийных образцов, а также тренажеров к ним, современного лабораторного оборудования, технических средств обучения, вычислительной техники, типографского оборудования;
* оснащение полевой учебной базы объектами и комплексами боевой подготовки, полигонным оборудованием, средствами связи, управления и контроля, соответствующими требованиям войск и сил флота.
Основные усилия и финансовые средства будут сосредоточены на создаваемых системообразующих вузах.
К 2020 году все военно-учебные заведения должны быть обеспечены элементами учебно-материальной базы, отвечающими современным требованиям.
Говоря о качестве образования, нельзя забывать, что процесс получения новых знаний, умений и навыков должен осуществляться постоянно, на протяжении всей службы военнослужащего. Иными словами, речь идет о непрерывном военном образовании. Система непрерывного военного образования включает сеть образовательных учреждений различных уровней, обучение в которых обязан последовательно проходить каждый военнослужащий. Это позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям прохождения военной службы, осваивать новые образцы вооружения и военной техники, получать другие необходимые знания. Вместе с тем, как показывает анализ, сегодня ее потенциал в полном объеме не используется. Основные причины этого таковы:
1) отсутствие преемственности образовательных программ на всех ступенях непрерывного военного образования. Зачастую их содержание оторвано от реальных потребностей войск;
2) регулярное повышение квалификации не стало потребностью для военнослужащих и обязанностью их командиров и начальников;
3) повышение квалификации не является обязательной нормой в карьерном росте военнослужащих.
Стратегическим планом предусмотрен ряд мероприятий по разрешению перечисленных выше проблем:
* использование потенциала системообразующих вузов для реализации принципа непрерывности военного образования, в том числе путем включения в их состав учреждений дополнительного профессионального образования;
* разработка преемственных образовательных программ на всех этапах подготовки, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих;
* законодательное установление периодичности прохождения переподготовки и повышения квалификации военнослужащих - не реже одного раза в три года, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих;
* приобретение актуальных компетенций должно стать нормой перед каждым назначением военнослужащего на новую должность.
Совершенствуя систему военного образования, необходимо обеспечить его доступность и привлекательность.
Доступность образования определяется тремя основными факторами: юридическим, финансовым и территориальным.
Что касается первых двух факторов, то действующее законодательство предоставляет самые широкие права всем категориям военнослужащих и государственным гражданским служащим на бесплатное образование. Порядок его получения регламентирован нормативными актами Минобороны России.
Вместе с тем право на получение образования в ряде случаев ограничено территориальной удаленностью образовательных учреждений. В сложившихся условиях одно из направлений работы - широкое внедрение технологий дистанционного обучения. Это позволит военнослужащим без отрыва от службы получить новое или повысить уровень имеющегося образования, оперативно обновлять знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей, пройти переподготовку по гражданский специальности перед увольнением с военной службы и т.д. К организации дистанционного обучения могут привлекаться как военные, так и гражданские образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.
Меры, предусмотренные в целом Стратегией социального развития Вооруженных Сил на период до 2020 года, изменят к лучшему материальное положение военнослужащих, поднимут их социальный статус. Профессия офицера займет достойное место в ряду престижных сегодня специальностей, а обучение в военно-учебных заведениях станет привлекательным для молодежи.
Реализация представленного Стратегического плана создаст образовательную систему, отвечающую современным требованиям, гибко реагирующую на изменение условий функционирования, отвечающую принципам непрерывности, доступности, привлекательности и гарантирующую:
1. Достижение всеми военнослужащими и государственными гражданскими служащими полного соответствия квалификационным требованиям к занимаемой должности;
2. Удовлетворенность подавляющего большинства военнослужащих и государственных гражданских служащих качеством и доступностью образовательных услуг, а командиров и начальников - уровнем профессиональной подготовки подчиненных.
С целью организации более качественного и глубокого мониторинга за состоянием образовательной системы сформулирован ряд частных показателей, достижение этих показателей позволит войти в число лучших армий мира в сфере предоставления образовательных услуг.
Выполнение Стратегического плана предполагается осуществить в три этапа. Итогом первого этапа (2008 - 2012 гг.) станет формирование 10 системообразующих вузов, переход военно-учебных заведений на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Главная задача этапа - не допустить снижения уровня военно-профессиональной подготовки обучающихся в ходе организационных мероприятий, сохранить накопленный научно-педагогический потенциал.
На втором этапе (2013 - 2017 гг.) реализация комплекса мер по совершенствованию деятельности военно-учебных заведений повысит качество предоставляемых образовательных услуг и выведет военно-учебные заведения в число 50 лучших высших учебных заведений России;
В результате третьего этапа (2018 - 2020 гг.) будет осуществлен выход на конечные результаты, определенные Стратегическим планом. Качественные параметры системы военного образования достигнут показателей, сравнимых с пятью ведущими армиями мира.
Учитывая продолжительность реализации плана, предусмотрена возможность его корректировки на каждом из этапов. Спрогнозированы возможные риски и оптимальные пути их минимизации. Предусмотрено взаимодействие как с внутренними, так и с внешними стратегическими партнерами. Определены механизмы управления и мониторинга плана, контроля за достижением стратегической цели и задач. Для этого в органах военного управления созданы специальные рабочие группы.

Статья с графиками в формате pdf.

УДК 37 с
ББК 74.58

В статье рассмотрены основные проблемы высшего военного образования в России, проанализировано влияние военной реформы на военное образование и определены перспективы его развития.

Ключевые слова: военная реформа , Вооруженные Силы РФ , высшее военное образование .

Система военного образования является неотъемлемой составляющей военной организации и государства в целом. От нее в значительной степени зависит, насколько укомплектованы офицерами Вооруженные Силы РФ. Состояние их профес-сионального уровня и качества подготовки существенно влияют на боеготовность Вооруженных Сил.

На функционирование системы подготовки офицерских кадров, комплектования, нормативного правового регулирования прохождения военной службы данной категории военнослужащих значительное влияние оказывают изменения, проис-ходящие в последние пятнадцать лет в обществе, обусловленные распадом Союза, сокращение в связи с этим численности Вооруженных Сил, переход экономики страны к рыночным отношениям и другие события.

Высшему военному образованию присущи определенные проблемы. Они носят комплексный межотраслевой характер и вызваны рядом причин. Например, такие, как: несовершенно действующего законодательства, значительное снижение статуса офицера, сокращение расходов на содержание военных вузов, отсутствие должной координации в управлении военным образованием на межведомственном уровне и др.

Как результат - снижение качества подготовки офицеров, которое во многом обусловлено изменениями в социально-экономической сфере всего государства и армии в частности. За последнее десятилетие в результате снижения расходов федерального бюджета на оборону военным вузам выделялось не более 30-50 % текущих потребностей . Практически отсутствовало финансирование развития информатизации вузов, прекратилась модернизация учебно-материальной базы.

Другая не менее острая проблема - это рост некомплекта офицеров в войсках, особенно на первичных должностях. Военно-учебные заведения не в состоянии компенсировать ежегодную убыль офицерского состава.

Несоответствие производства военного образования современным требованиям Воору-женных Сил РФ и потребностей личности заставило заговорить о модернизации, реформировании системы военного образования.

Повышение эффективности функционирования системы военного образования отнесено Военной доктриной Российской Федерации к числу основных направлений развития военной организации государства. Исходя из этого, реформирование военного образования рассматривается как одно из важнейших направлений проводимой в стране военной реформы .

Вместе с тем военная реформа - это определенный момент или этап военного строи-тельства, который связан с радикальными изменениями внешних для армии условий, чаще всего геополитических и внутриполитических; с интересами не только военнослужащих, но и всего общества. .

В рамках проводимой военной реформы военное образование также претерпевает определенную модернизацию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года была утверждена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», основная цель которой заключается в оптимизации структуры и содержания подготовки военных специалистов к выполнению предстоящих должностных обязанностей. Предлагается решить следующие задачи: создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил и других войск в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку .

В октябре-декабре 2007 года автором был проведен социологический опрос профессорско-преподавательского состава вузов, готовящих офи-церские кадры для Вооруженных Сил РФ. В опросе приняли участие 25 вузов Приволжско-Уральского, Московского, Дальневосточного военных округов. Объем выборки - 385 респондента, в том числе 30 % преподавателей, доцентов 6,3 %, профессоров 2,5 %, начальников цикла 11,6 %, начальников учебных частей 5,6 %,начальников кафедр 35,6 %, начальников факультетов и их заместителей 3,8 %. Из всех опрошенных 39,2 % являются кандидатами наук, 4,6 % - доктора наук. Кроме того, в качестве экспертов выступили сотрудники главкоматов Министерства обороны РФ, занимающиеся вопросами военного образования.

Цель опроса - изучение проходящей в настоящее время реформы военного образования, так сказать, изнутри, глазами профессорско-преподавательского состава.

В нашем государстве отсутствует единая стратегия национальной безопасности. Вооруженные Силы потеряли ведущие позиции по обеспечению национальной безопасности, в сознании общества закрепились пацифистские идеи об отсутствии военной угрозы нашей стране. Если это никому не нужно, то это не может быть престижным. Определенный процент выпускников военных вузов отдают предпочтение службе в органах госбезопасности и правоохранительных структурах не только в связи с большим денежным довольствием, наличием неформальных возможностей, но и по причине более высокой общественной значимости данных видов милитаризированной службы по сравнению со службой в Вооруженных Силах РФ.

Существующая нормативно-правововая база, регулирующая функционирование системы военного образования не проработана так считают 44 % респондентов. Эксперты также отмечают недостаточную разработанность нормативно-правовой базы (мнение 100 % опрошенных).

В целом в период проводимой реформы реально увеличилось поступление денежных средств в учебные заведения, готовящие офицеров, по сравнению с периодом до 2003 года (50 % респондентов). По сравнению с недофинансированием в 90-е годы, налицо явное увеличение финансирования, но оно не обеспечивает реальное удовлетворение потребностей вузов, таких как обновление материально-технической базы, закупка новых тренажеров, приобретение новых наставлений и пособий.

Используются выделяемые на военное образование денежные средства по-прежнему не эффективно (55 % респондентов). Мнение экспертов разделилось: 50 % считают, что эффективность использования средств не изменилась, а 50 % затруднилось с ответом. О состоянии материально-технической базы и обеспеченности вузов средствами обучения свидетельствует таблица 1.

Обеспечение вузов современным оборудованием, литературой и образцами вооружения - процесс дорогостоящий и не может быть решен в одночасье, но продолжать готовить военных специалистов на устаревшей материальной базе, в то время когда в войска пошла новая техника, не то что не эффективно, не интересно для обучаемых, а просто, мягко говоря, не дальновидно.

Экономические трудности с недостаточным финансированием российская система образования преодолела в основном благодаря введению платных образовательных услуг населению. Система военного образования также могла бы решить часть своих проблем, если бы находила альтернативные источники финансирования. Определенные сдвиги в этом направлении происходят. Так 53 % опрошенных ответили, что их вуз оказывает платные образовательные услуги населению. Но доля внебюджетных поступлений не значительна в сравнении с государственными ассигнованиями и не может покрывать затраты на техническое перевооружение вузов, приобретение пособий и прочего. Данный источник поступления материальных средств необходимо использовать для решения проблем, связанных с мотивацией преподавательской деятельности и стимулированием научно-методической работы. Возможность самостоятельных заработков военных вузов необходимо оформить в виде нормативно-правового акта, где указать, какими именно видами платной деятельности может заниматься военный вуз, чтобы эта деятельность не противоречила современному законодательству и вопросам национальной безопасности. К тому же данный вид деятельности подстегнет к качественному развитию методик преподавания, в том числе использование информационных технологий.

Актуализировалась проблема подготовки в военных вузах специалистов двойного назначения. Сейчас в военных вузах выдают диплом, в котором указана как военная специальность, так и гражданская. При совпадении профиля гражданского и военного особых проблем не возникает (32,5 %). В некоторых случаях не хватает часов на гражданские предметы (мнение 21,8 % респондентов). Но в некоторых случаях подготовка специалистов идет с нехваткой часов на военные специальные предметы, так ответили 49,6 % респондентов. Таким образом, получается, что система военного образования признает тот факт, что ее выпускники не будут связаны с армией всю свою жизнь, и готовит в своих стенах специалистов для гражданских отраслей в ущерб собственным интересам.

То есть реально подготовить специалиста двойного назначения без ущерба для военной или гражданской составляющей удается редко. Значит,при несовпадении профилей обучения должен увеличиться срок учебы, что не находит отражения на практике. Да и срок обучения не может быть безграничным, к тому же затраты на обучение при несовпадении профилей значительно возрастают, поэтому во многих вузах присвоение гражданской специальности происходит формально. Сделано это чисто бюрократическим путем, т.е. Министерство обороны добилось от Министерства образования и науки признания общероссийского стандарта.

Получается, что система военного образования признает тот факт, что ее выпускники не будут связаны с армией всю свою жизнь, и готовит в своих стенах специалистов для гражданских отраслей в ущерб собственным интересам.

Главной причиной утечки кадров из Вооруженных Сил РФ являются, по мнению респондентов, слабые социальные гарантии (89 %), отсутствие одобрения со стороны общества (50 %). В настоящее время главным для военнослужащих становится материальное благополучие (69 %), решение проблем обеспечения жильем (50 %). Вызывает обеспокоенность среди профессорско-преподавательского состава слабая социальная защищенность всех категорий военнослужащих со стороны государства (59 %).

Значительное ослабление влияния культурных ценностей и недостаточная материальная составляющая в мотивации службы офицера делают результаты деятельности системы военного образования и государственного управления в этой отрасли образования в целом недостаточно эффективными.

Подводя итог проводимой в настоящее время реформы системы военного образования, можно утверждать, что значительная часть выпускников военных вузов и офицеров по-прежнему не желают связывать свою судьбу с армией на всю жизнь. Происходит перетекание кадров в те сферы деятельности, где не только лучше платят, но и есть уважение со стороны общества (ФСБ, МВД, МЧС и др.). То есть выпускники военных вузов востребованы в других министерствах и ведомствах, так что говорить о полной неспособности военной системы образования нецелесообразно.

Вместе с тем прослеживается ряд серьезных проблем. Техническое перевооружение вузов, готовящих офицерские кадры, оставляет желать лучшего. Явно высвечивается проблема использования в образовательном процессе информационных технологий обучения.

Главная проблема кроется в отсутствии четкой политики строительства Вооруженных Сил РФ и определение в ней места и значения системы военного образования.

Кроме того, причиной некомплекта офицерских должностей является остающийся низким социальный и материальный уровень всех категорий военнослужащих. Своим социальным и материальным положением озабочен и профессорско-преподавательский состав вузов, готовящий офицерские кадры. Наиболее квалифицированные кадры продолжают «вымываться» из системы военного образования. Государственных мер, направленных на закрепление и мотивацию научной и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава, явно недостаточно.

Литература

  1. Гриднев Д.А. Государственное управление реформой военного образования // Социальные проблемы современного российского общества: региональный аспект: Материалы Всероссийской конференции «XVII Уральские социологические чтения» / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, Г.Е. Зборовского, В.Т. Шапко. Т. II. Екатеринбург, 2008.
  2. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. 2004. № 4.
  3. Лазукин В.Ф., Ботнев А.К. К вопросу о многоуровневой подготовке военных специалистов // Военная мысль. 2007. № 7.
  4. Шерпаев В.И. Военная политика современной России. - Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2007.

Bibliography

  1. Gridnev D.A. Public management of the military education reform // Social problems of the contemporary Russian society: regional aspect. Materials of the All-Russia conference «XVIIth Ural readings on sociology» / Editied by U.R. Vishnevsky, G.E. Zborovsky,
    V.T. Shapko. V. II. Ekaterinburg, 2008.
  2. Yevdokimov K.V., Berkin D.V. On improving the system of military education in Russia // Innovations in education. 2004. № 4.
  3. Lazukin V.F., Botnev A.K. On multi-level training of military experts // Military thought. 2007. № 7.

The development of the higher military education: problems and perspectives

The article considers main problems of the higher military education in Russia, the effect of the military reform on military education is analysed and its development perspectives are defined.

Key words:

Совершенствование системы военного образования

Российской Федерации в начале ХХI века

Монахов О.Н.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

В условиях коренной трансформации российского общества, когда в Вооруженных Силах Российской Федерации продолжаются значительные системные преобразования и структурно-функциональные изменения, принципиально важно создание научно обоснованной концепции военного образования: чему, в каком объеме и на каком уровне учить.

Эти вопросы остаются одними из главных в проведении модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации. Выступая с докладом на Госсовете РФ 8 февраля 2008 года «О стратегии развития России до 2020 года» В. Путин отметил: «… Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» .

Следует отметить, что деятельность по реформированию военного образования осуществлялась с момента создания Вооруженных Сил Российской Федерации и строилась на основании следующих документов:

Концепции развития системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная министром обороны Российской Федерации в 1993 году;

Программа совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденная министром обороны Российской Федерации в 1998 году.

Одним из последних документов в этой сфере является федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденная Правительством Российской Федерации в 2002 году.

Федеральная программа реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года была направлена на решение следующих задач:

1. Создание условий для полного удовлетворения потребностей в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета.

2. Повышение качества военного образования.

3. Повышение эффективности управления военным образованием.

Однако, по мнению представителей Министерства обороны РФ реализация данной программы не привела к качественным изменениям. «В целом система военного образования коренного преобразования не претерпела и сохранила определенные недостатки. В их числе: наличие большого количества малочисленных вузов, не обеспечивающих необходимый уровень военно-профессиональной подготовки выпускников при высоких затратах на содержание избыточных фондов; система обучения, направленная на «натаскивание» обучающихся в решении типовых задач; неоправданный отрыв военного образования от военной науки» .

Дальнейшим шагом по модернизации военного образования стала еще одна программа. По словам министра обороны РФ А.Э. Сердюкова «Минобороны разработало программу реформирования военного образования до 2013 года, утвердило ее у президента. Не спеша, будем ее выполнять - укрупнять вузы, улучшать их материальную базу, поднимать денежное довольствие офицеров и преподавателей, приглашать на эти должности достойных людей» .

Таким образом, за последние пятнадцать лет ни одна из программ, направленных на реформирование военного образования не решила стоящих проблем, а конечным итогом деятельности министерства обороны в этом направлении стало сокращению военных вузов.

Традиционно в развитии системы военного образования прослеживаются два вектора. Первая тенденция прослеживалась в том, военное образование являлось частью общей системы образования, выполняя задачи воспитания эрудированной личности и профессиональной подготовки, возникала в периоды единения армии и народа. Если каждый гражданин имеет отношение к обороне страны в соответствии с конституцией, а военные заслуги составляют меру ценности человека в культуре общества, то вполне логично рассматривать армию как часть общества, воспроизводящую его структуру, а военное образование как обычное высшее или среднее образование с определенной специализацией.

Вторая тенденция связана с обособлением военного образования от гражданского связана с государственной политикой преобразования армии в профессиональную, военнослужащих в особое сословие, имеющее специфические традиции.

Таким образом, военные вузы сегодня осуществляют подготовку слушателей и курсантов одновременно по двум специальностям: стандартизированной гражданской и нестандартизированной военной. Добиться повышения уровня фундаментальной подготовки выпускников можно только за счет бюджета времени тактических и общевоенных дисциплин, так как программа подготовки по гражданской специальности защищена от сокращения государственным стандартом, и интеграции всех групп дисциплин. Одной из немногих возможностей обеспечения необходимой военно-профессиональной подготовки курсантов является использование внутренних ресурсов профессиональной ориентации математических, общих естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Все это неизбежно приводит к снижению качества подготовки офицерского состава, к удлинению сроков становления выпускников военных учебных заведений на первичных офицерских должностях и в итоге к снижению боеготовности вооруженных сил.

Между тем эффективность функционирования военной школы во многом определяется уровнем развития теории военного образования, связанной с эволюцией военного дела и военной науки. Здесь можно выделить следующие аспекты.

Во-первых, по мнению ряда авторов «…Военная школа ВС РФ должна быть инновационной, формировать новую систему взглядов на формы и способы ведения вооруженной борьбы с применением нано-био-, передовых информационных технологий, внедрение которых позволит повысить боевые возможности войсковых формирований» . Военная школа призвана выполнять познавательные функции, систематизировать и углублять военные знания, обеспечивать научную обоснованность. Современное военное образование должно обогащаться за счет военной составляющей социально-гуманитарных, естественных и технических наук, которые применяются при решении задач обороны государства, строительства Вооруженных Сил

Во-вторых, система военного образования должна сочетать обучающуюся и воспитательную функции. «…Прежде всего, это система, воспитывающая молодого человека в духе лучших традиций офицерского корпуса России» . Когда речь идет о подготовке офицера, то следует не только вооружить человека багажом знаний в военной области, а сформировать и воспитать военного специалиста с высокими патриотическими, морально-психологическими, нравственными, духовными и физическими качествами. В-третьих, для инновационного прорыва в области военного образования в первую очередь необходимо подготовить преподавательский и научный состав образовательных учреждений. Современные информационно-коммуникативные технологии потребуют высококвалифицированного труда педагогов и инженерно-технического состава. В условиях информационного бума современным идеалом знания стало знание точное, доказательное, формализованное, а целью познания человека - компьютеризированный образ мира. В результате сам процесс образования все более отрывается от живой действительности, догматизируется под прессингом авторитета объективной истины, а также унифицируется, программируя личность под идеал компьютерного совершенства. Данная проблема потребует от преподавателя определения баланса между использованием информационных технологий и использованием традиционных методов обучения.

Эффективность системы военного образования зависит от качества и своевременности материального и финансового обеспечения образовательного процесса. Создание современной системы военного образования, основанной на новейших технологиях, является дорогим, но важным делом. При этом необходимо не только модернизировать учебно-материальную базу, но и обеспечивать достойный уровень заработной платы для преподавателей, научных сотрудников, технического персонала, привлечь высококвалифицированные кадры.

По существу итогом модернизации военного образования должно быть создание целостной системы, которая позволила бы на выходе получить не просто специалиста, а гармонично развитую личность, способную решать стоящие пред ней задачи.

Источники и Литература:

2. Фральцова Т. А. Кадры для армии и флота XXI века [Текст]// Российское военное образование. – 2009. – № 12. – С14.

4. Воробьев И.Н., Климов В.А. Отечественная военная школа: история и современность [Текст]// Военная мысль. – 2010. – №3. – С47.

5. Бачкало Б.И.Современная система подготовки кадров для ВВС [Текст]// Военная мысль. – 2009. – №3. – С.49-50.

Во все времена считалось, что воспитанники военных академий и училищ обладают особым благородством и дисциплинированностью. Военная служба – это дело чести, школа мужества и самоотверженности, которую должен пройти каждый, кто считает себя настоящим мужчиной. В нашем обществе, к профессии военного относятся с уважение и почетом. Но, на сегодняшний день, не каждый молодой человек захочет пройти военную службу, и на это есть множество причин.

Давайте сначала разберемся, что представляет собой система высшего военного образования в России.

Высшее военное образование – совокупность специальных военных дисциплин и фундаментальных наук, которые необходимы военнослужащим в их профессиональной деятельности. Условно военное образование можно разделить на две категории:

  1. Воспитанники училищ и академий, которые по окончанию становятся лейтенантами. Продолжительность обучения – 5 лет. Поступают после школ или после военных учебных заведений, которые дают среднее образование.
  2. Воспитанники академий, которые допускаются к обучению по достижению статуса офицера с минимальной выслугой. Продолжительность обучения – от 2 до 3 лет. Чтобы поступить в такие учреждения, необходимо пройти вступительные испытания и иметь рекомендацию командования.

Но не у всех молодых людей достаточный уровень физической подготовки и безупречных знаний, которые необходимы для поступления. Поэтому те, кто решил связать свою жизнь с профессией военного должны со школы задуматься о выборе учебного заведения.

Какие же преимущества имеют воспитанники военных академий:

  • Возможность самореализации. Военная служба для многих молодых людей является наиболее доступной формой достижения жизненных целей;
  • Престижность профессии. Лишним будет говорить о престижности в обществе военных офицеров и генералов;
  • Общеобразовательная подготовка. В процессе обучения воспитанники получают знания не только профессиональные, но и широкий спектр знаний общеобразовательных наук. В подавляющем большинстве случаев эта гражданская специальность оказывается востребованной и после выхода офицера в отставку;
  • Положительное влияние на личность. В ходе обучения закладываются такие понятия как дисциплина, ответственность, сила воли, мужественность и благородство. Также воспитанники получают отличную физическую подготовку;
  • Гарантированное трудоустройство и стабильная работа военных, а в последнее время, что немаловажно – достойную оплату.

Наряду с этим, существует ряд недостатков в военном образовании:

  • Однотипность мышления. В процессе обучения используют методы решения типовых задач, которые формируют стереотипное мышление. Выпускникам бывает сложно принимать решения в нестандартной обстановке;
  • Условия проживания. Не каждый молодой человек сможет жить в казарме, из-за чего современная молодежь отказывается обучаться в условиях, ограничивающих их свободу;
  • Жесткие дисциплинарные рамки. В процессе обучения должно быть беспрекословное подчинение и жесткость порядков. Многие склонны считать, что такой вид воспитания негативно влияет на личность, формирует неуравновешенных людей, склонных к агрессии и жестокости;
  • Низкий уровень профессионального роста офицеров. Их квалификация повышается не чаще, чем один раз в пять лет.

Можно сделать вывод, что военное образование имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Но несмотря ни на что, мы видим в выпускниках военных училищ и академий мужественных, ответственных и порядочных людей, которые имеют настоящий мужской характер.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png