На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены концептуальные отличия ФГОС ДО от ФГТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные отличия ФГОС от ФГТ

На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены концептуальные отличия ФГОС ДО от ФГТ

1.Структура документа

ФГТ (3 раздела)

ФГОС (4 раздела)

1Общие положения,

2 Требования к структуре Программы,

3 Требования к условиям реализации,

4 Требования к результатам освоения Программы

2. Образовательная область

ФГТ (4 основных направления, 10 образ. обл.)

ФГОС (5 образ. обл.)

1 Социально-коммуникативное развитие,

2 Познавательное развитие,

3 Речевое развитие,

4 Художественно эстетическое развитие,

5 Физическое развитие

3. Структура программы

ФГТ (6 разделов)

ФГОС (3 основных разделов)

1 Целевой (2 пункта),

3 Организационный (5 разделов),

4 Дополнительный раздел- краткая презентация

4. Требования к структуре образовательной программы

ФГТ (2 части) обязательная (не менее 80%) часть формируемой участником образовательного процесса (не более 20%)

ФГОС обязательная (не менее 60% от общего объема) часть формируемой участником образовательных отношений (не более 40%) дополнительный раздел, краткая презентация (ориентирована на родителей)

5. Требования к результатам освоения

ФГТ Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств

ФГОС Требования Стандарта к результатам освоения

Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры (6 пунктов) Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

6. Требования к условиям

ФГТ Создание развивающей образовательной среды

ФГОС (5 частей)

1 психолого-педагогические условия,

2 кадровые условия,

3 материально-технические условия,

4 финансовые условия реализации программы,

5 предметно-пространственная среда

7. Виды образовательной деятельности

ФГТ (8 видов)

ФГОС (9 видов)

1 двигательная,

2 игровая,

3 коммуникативная,

4 познавательно-исследовательская,

5 восприятие художественной литературы и, фольклора,

6 самообслуживание и элементарный бытовой труд,

7 конструирование из различных материалов,

8 изобразительная,

9 музыкальная

Образовательная деятельность зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей (младенческий возраст от 2мес-1год, ранний возраст 1-3 года, дошкольный 3-8 лет)





Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФГТ утвержены приказом министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г 655 Данный приказ утратил силу на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребёнка В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные требования разработаны на основе: Стандарт разработан на основе:


Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интелектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Цели: 1. повышение социального статуса ДО 2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО 3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения 4. сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО Задачи: определены п.1.6. Стандарта их 9. ФГТФГОС ДО


П РИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ - принцип интеграции образовательных областей; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип развивающего образования; -сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; - обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра). Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничество организации с семьёй. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Возростная адекватность дошкольного образования Учёт этнокультурной ситуации развития детей. ФГТФГОС ДО


Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа состоит из 2-х частей: - обязательной части (80%); - части, формируемой участниками образовательного процесса (20%). Объем обязательной части Программы должен составлять не менее: 60% от её общего объёма а части, формируемые участниками образовательных отношений- не более 40%. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления. ФГТ ФГОС ДО


Т РЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание дошкольного образования состоит из 10 образовательных областей: "Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому,социально-личностному,познавательно- речевому,хужожественно-эстетическому.. В основе содержания дошкольного образования деятельностный подход. Виды детской деятельности: - двигательная (активность) - игровая - трудовая - восприятие художественной литературы - коммуникативная - познавательно-исследовательская - конструктивная - музыкально-художественная - продуктивная Содержание Программы должно охватывать 5 следующих образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие - художественно - эстетическое развитие -физическое развитие; Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: двигательная (активность): игровая; трудовая; восприятие художественной литературы; коммуникативная; познавательно-исследовательская; конструктивная: музыкальная; изобразительная ФГТ ФГОС ДО


Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств: Физически развитый, овладевший основными КГН; Любознательный, активный: Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения; Способный решать интеллектуальные и (личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности- умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры (пункт 6): -ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность; - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, взаимодействует со сверстниками и взрослыми: - ребёнок обладает развитым воображением, умеет подчиняться правилам и социальным нормам: - ребёнок проявляет творческие способности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок хорошо владеет устной речью; - ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены и др. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. ФГТФГОС ДО



Новый закон об образовании в нашей стране, вступивший в силу с сентября 2013 года, привнес много новшеств в образовательную сферу. Так, впервые в России дошкольное образование закрепили как уровень образования, а основной упор был сделан как на качество, так и на различные варианты получения образования обучающимися. Ранее для всех уровней существовали ФГТ (федеральные государственные требования). В соответствии с новым законом для каждого уровня образования были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Так, ФГТ состоят из двух разделов: содержательный раздел – требования к структуре ОП (образовательной программы), организационный раздел – требования к условиям реализации ОП.

По сути, ФГТ является частью ФГОС. Отличием ФГОС от ФГТ считается наличие третьего целевого раздела в ФГОСах – требований к результатам освоения ОП. Но помимо требований, существует еще небольшой ряд отличий. Также изменилось соотношение частей образовательной программы: в ФГТ на обязательную часть выделено 80 %, в ФГОС – 60 %, на формируемую участниками образовательного процесса – 20 % по ФГТ и 40 по ФГОС. Таким образом, ФГОС «больше времени» уделяет самостоятельной работе обучающихся.

Сравнение

ФГОС более акцентированно подходит к формированию общей культуры обучающихся, к развитию их коммуникативно-личностных качеств, а также формированию предпосылок для обеспечения их социальной успешности.

Таким образом, ФГТ направлено на социализацию обучающегося, а ФГОС – на коммуникацию и налаживание связей с обществом. Ведь, по сути, ФГОСы ориентируются на специфику национальных и социокультурных условий, в которых по факту осуществляется образовательный процесс.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что основное отличие ФГОС от ФГТ состоит в требованиях к освоению образовательной программы. Учитывая, что 2015 год считается переходным годом в образовательной сфере, допустимо уже говорить о том, что закон об образовании, принятый в конце 2012 года, в какой-то мере стал учитывать национальные особенности обучения, более акцентированно подошел к развитию у обучающихся культуры и предложил больше вариантов дистанционного обучения.

В О С П И Т А Т Е Л И

Обеспечения безопасности;

Толерантного отношения со стороны родителей;

Снижение документооборота;

Больше доступных образовательных программ;

Обучение счету и письму должно быть в школе;

Желание обучаться

– курсы ПК

Р О Д И Т Е Л И

За раннее и ускоренное развитие;

За образование отвечает государство;

Главное – здоровье детей;

Кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан в следующих документах :

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 гг»

Закон об образовании РФ предусматривает :

1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.

2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня);

6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей. Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг. ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) . До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства:

Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания);

2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?

ФГТ 2 группы требований :

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы;

20% - вариативная

ФГОС ДО3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

Физическое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное);

Речевое развитие 60%- обязательная часть программы;

40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»

ФГОС ДО 3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП В ФГОС главное не результат, а условия.

Это стандарт условий. Условия - это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные - пространство и игрушки;

2) Социальные - система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. Главное условие – численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям:

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога:

Динамика развития интегративных качеств педагога;

Положительное отношение ребенка к детскому саду;

Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы :

Основной результат – это социализация детей. 1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов - личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

* Инициативность

* Самостоятельность

* Уверенность в себе

* Воображение

* Физическое развитие

* Волевые усилия

* Любознательность

* Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития);

3) Педагогические кадры.

Естественно, что, несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП .

ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения.

Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе.

На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы - должна быть возможность выбора.

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Требования к структуре основной образовательной программы ДО. ФГТ Познавательно –речевое развитие Социально –личностное развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие ФГОС Коммуникативно –личностное развитие Познавательно –речевое развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие

3 слайд

Описание слайда:

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

4 слайд

Описание слайда:

Основные разделы программы ФГТ *Пояснительная записка; *Организационный; *Содержательная; * Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; * Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. ФГОС *Целевой; *Организационный; *Содержательный; В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

5 слайд

Описание слайда:

Обязательная часть ФГТ Образовательные области: Коммуникация Социализация Безопасность Познание Здоровье Музыка Физическая культура Труд Чтение художественной литературы Художественное творчество ФГОС Виды деятельности: Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно –исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарная трудовая деятельность Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная

6 слайд

Описание слайда:

ФГОС в ДОУ и в начальных классах Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

7 слайд

Описание слайда:

Структура программы опирается на три направления: 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне. 2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ. 3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

8 слайд

Описание слайда:

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

9 слайд

Описание слайда:

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

10 слайд

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png