Фото бронзовой скульптуры "Иисус принимающий" любезно предоставлено литейной фирмой "Бьендан" (BIONDAN), Италия Мы знаем, что там, за гробом, всех людей ожидает или Царствие небесное, или ад - вечное блаженство или вечные мучения. Только два различных состояния там, за гробом, - и также только два пути и здесь, на земле. Один путь - широкий, гладкий и ровный, легкий, и много идущих по нему; а другой путь - узкий, колючий и трудный. И счастлив, стократно счастлив тот, кто идет по узкому пути: потому что он ведет в Царствие небесное.
Как сказано в Писании, тяжек путь в Царствие небесное, но помощь Господня всегда готова на нем: Иисус Христос готов помогать нам идти по нему. «Отец небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первою одеждою, украсит вас перстнем и введет вас в чертог Свой, где пребывает Он Сам и все святые пророки, апостолы, святители и мученики и все праведные, и где вы будете веселиться веселием вечным и истинным. Но когда будут затворены для вас двери Царствия небеснаго, т.е. если вы умрете без покаяния и добрых дел, то как бы вы ни хотели и как бы ни старались идти туда, но вас не пустят».
Как видим, речь идет об Иисусе Христе, принимающем или отвергающем души рабов своих, определяя Судным днем их дальнейший путь. Обратиться к Богу - значит последовать за Иисусом. Надо решиться сделать выбор.
ГОСПОДЬ УКАЗЫВАЕТ НАМ ПРАВЕДНЫЙ ПУТЬ
Энциклопедия "Религия". Вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего и Мессию отличает христианство от иудаизма, в недрах которого оно возникло. Жизнь и учение Иисуса Христа изложены в Новом Завете Библии (см. также Евангелие). В большинстве христианских конфессий Иисус Христос трактуется как Богочеловек, т.е. как сверхъестественным образом соединяющий в себе два начала - Божественное и человеческое. В исторической литературе впервые упоминают об Иисусе Христе такие римские исследователи, как Тацит, Светоний, Плиний Младший, и римско-еврейский историк Иосиф Флавий, относящиеся к концу I - началу II в. Слова милосердия и утешения Иисуса Христа имели касательство ко всем обездоленным, страждущим и изгоям, т.е. к тем людям, кто, с точки зрения благочестивых ревнителей морали, не имел права уповать на вечное спасение. Сын Божий призывал последователей не пропустить час спасения, все принести в жертву во имя Царства Божьего, принять его без всякого предубеждения и опрометчивой самоуверенности. По убеждению Иисуса Христа, Царство Небесное недостижимо при помощи простых усилий и надежды на удачу. Покаяние - это не итог покаянного размышления человека о себе, это - не предпосылка близости Царства Божьего. Покаяние - скорее следствие открытости последнего, открытости будущего для людей.
В девяти заповедях Блаженства (Мт. 5 гл) Иисус Христос начертал путь духовного обновления. Этот путь состоит в смирении, покаянии, кротости, стремлении к добродетельной жизни, в делах милосердия, чистоте сердечной, миротворчестве и исповедничестве.
Господь учил не привязываться к земным благам, потому что: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мк 8:36). Ведь человек, стремящийся к обогащению, далек от Бога, потому что «где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Лк 12:34). Находиться в благодатном общении с Богом - это высшее благо для человека, поэтому Христос призывает: «Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это всё (остальное) приложится вам» (Лк 12:31). «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).
К Христу можно обратиться всегда, в любое время и в любом месте, причем обратиться непосредственно, без каких бы то ни было посредников, и Он не требует от нас ничего, кроме доверия к Нему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Как заповеди блаженства, так и все учение Спасителя проникнуто верой в победу добра и духом радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». «Вот Я с вами есть до скончания века» - и обещает, что всякий верующий в Него не погибнет, но наследует жизнь вечную (Мт 5:3-12; Ин 3:15). Уместно привести и другие высказывания евангелистов: «Вы, друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал (и исполнил) все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14-15). «Я - свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:1-29).
«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие» (Лк 11. 20 п).
В других источниках также можно найти подтверждение этим канонам. Вся христианская жизнь в том, чтобы предавать «души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 15.26), а высшая радость - быть удостоенными «принять бесчестие» (5.41) и «умереть... за имя Господа Иисуса» (21.13).
О Себе Самом Иисус Христос учил как о СПАСИТЕЛЕ человечества: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (искупления - выкупа, спасения; Мт. 18:11; 20:28). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Он есть путь, истина и жизнь, и что никто не придет к Отцу, как только через Него (Ин 14:6).
Господь Иисус Христос раскрывает человеку важнейшие основы веры и жизни, дает направление его мыслям и стремлениям. Рассмотрим внимательнее путь, который указал нам Господь Иисус Христос. Он сказал: “Кто хочет идти за Мною, то отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мною.
Таким образом, последователю Иисуса Христа необходимо начать с «отвержения себя». Это значит, что надо отказаться от всех своих дурных привычек, исторгнуть из сердца привязанность к материальным благам (деньгам, роскоши, мирской славе, власти и т.д.), не питать в себе дурных желаний, подавлять в себе худые помыслы, избегать случаев, ведущих к греху, ничего не делать из упрямства или самолюбия, но все делать из любви к Богу и во славу Его святого имени. Словом, отвергнуть себя - значит, по словам апостола Павла, быть мертвым для греха и живым для Бога.
Нести своей крест - значит не только терпеливо переносить трудности, случающиеся с нами по не зависящим от нас обстоятельствам, но также налагать на себя посильный подвиг, сообразный со словом Господним и нужный нам для духовного совершенствования.
Наконец, ученику Иисуса Христа надо идти за Ним. Это значит, что во всех делах и поступках своих надо стараться подражать делам и поступкам Иисуса Христа. Как жил и поступал Иисус Христос, так и мы должны жить и поступать.
Иисус Христос помогает нам идти по этому пути; дает нам Духа Святого, посылает Ангела Своего охранять нас, дает наставников и руководителей и даже Сам берет нас за руку и ведет к спасению. Господь, принимающий нас всех к себе домой.
В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство. На настоящий момент (2008г.) в мире насчитывается более 1 млрд. человек, называющих себя христианами. Существуют различные христианские конфессии, отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения.
ВСЕХ ЛИ ПРИНИМАЕТ ГОСПОДЬ?
Привлекая людей в Свое Царство, Господь призывает их к праведному образу жизни, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мт 4:17). Покаяться - значит осудить всякий свой греховный поступок, переменить свой образ мыслей и решиться, с Божией помощью, начать новый образ жизни, основанный на любви к Богу и ближним.
Человек становится праведным не мгновенно. Главным сеятелем соблазнов и всякого зла среди людей является дьявол. Говоря о плевелах в Своем Царстве, Господь всех призывает бороться с соблазнами и молиться: «Остави нам долги наша, как и мы оставляем (прощаем) должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Зная духовную слабость и непостоянство верующих, Господь облек Апостолов властью прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, останутся» (Ин 20:23). Прощение грехов предполагает, что согрешивший искренне сожалеет о своем дурном поступке и желает исправиться.
«И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя веру их, сказал Иисус расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2).
Как пишет Иоанн Сергиев - с момента искупления Господом человеческой души и человеческого рода - «мы приглашаемся в сообщество херувимов, серафимов, престолов, господств, ангелов и архангелов вместо падших, возгордившихся духов. Эти возгордились и сказали в себе Богу: как-то Ты восполнишь наш недостаток, который для Тебя нестерпим и ощутителен, как для Премудрого, не терпящего ни в чем недостатка и дисгармонии в мире Своем?»
Надо помнить - зло не вечно будет терпеться в Царстве Христа: «Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно. Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:34). Людей, упорствующих в своих грехах или не покоряющихся учению Церкви, Христос повелел исключать из среды благодатного общества, говоря: «Если Церкви не послушает, то да будет тебе он как язычник и мытарь» (Мт 18:17).
Истинно обратившиеся ко Христу должны все время стоять на страже, чтобы не принять заблуждение вместо истины. Кто думает, будто не имеет большого значения, в какие доктрины они веруют, коль скоро они принимают Иисуса Христа как своего Спасителя, те находятся в опасном положении. Кому-то кажется, что Бог примет их, если будут соблюдать не Его Закон, а какие-то другие законы, если будут выполнять какие-то другие условия, а не то, что Господь изложил в Евангелии, и при этом делать вид, будто соблюдают Его заповеди и выполняют Его требования. Это роковое заблуждение, и если они не отрекутся от данной ереси и не начнут выполнять Его требования, то не смогут стать членами царской семьи... «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мт 7:21)
Вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам и следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.
Веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется «камнем преткновения и камнем соблазна... да откроются помышления их сердец» (1 Пет 2:7; Лк 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И помочь грешной душе, желающей искупления.

Свт. Василий Великий

Почему же трудящиеся в добрых делах называются обремененными? Потому что «ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Пс. 125, 6) , полны плодов, которые возвращены им по мере посеянного. Посему обремененными называются те, которые, поскольку «сеяли о благословении, о благословении и пожинают» (ср.: 2Кор. 9, 6) и заготовляют себе с вечным веселием рукояти духовных плодов.

Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом .

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» , – говорит Божественный глас, указывая или на тамошнее, или на здешнее упокоение. Но без сомнения, призывая нас, он увещевает, во-первых, свергнуть с себя бремя многостяжания, передав это нуждающимся, а затем, отринув все множество грехов, происходящих от многостяжания, чрез благотворение и исповедание притечь к крестоносной жизни монахов. Поэтому вознамерившийся повиноваться Христу и поспешающий к нищетолюбивой и неразвлеченной жизни истинно достоин удивления и ублажения.

Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве.

Свт. Иоанн Златоуст

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Потом, возбудив в них проповедью Своею расположение к Себе и показав им неизреченную Свою силу, призывает к Себе, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас . Не тот или другой приходи, но придите все , находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение.

Я , говорит, – успокою вас . Он не сказал: спасу только; но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Упокоевается тот, кто услышал призыв, приблизился и прилепился к Повелевшему. «Отступите, − говорит Он, − от грехолюбивых замыслов и приверженности плоти и, обратившись к делам, достойным похвалы, приблизьтесь ко Мне, чтобы стать причастниками божеского естества и общниками Святого Духа». И Он призывает всех, а не только детей Израилевых, будучи Творцом и Господом всех. Труждающимися Он называет иудеев, которые не смогли понести иго закона, а обремененными идолопоклонников, поскольку они обременены дьяволом и отягчены множеством грехов. Итак, «вы, о иудеи», говорит Он, «склонитесь к истине, познайте Меня, вашего Опекуна и Владыку, и, приблизившись ко Мне, получите прибыль от Моего пришествия. Ведь Я освобождаю вас от подзаконного рабства, в котором вы претерпеваете многие тяготы, поскольку вам не легко исполнить этот закон, и вы приготавливаете себе величайшее бремя согрешений, которых [тем больше], чем больше [предписаний] закона вам следовало исполнять и соблюдать».

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Иго и бремя Христово – «евангельские заповеди». Они требуют самоотвержения, и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют ее неизъяснимым спокойствием и наслаждением и потому названы игом благим и легким. Каждая из них благоухает кротостью и смирением, сообщает эти добродетели исполнителю заповеди. Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием превышающего ум мира Христова.

Аскетические опыты. О евангельскких заповедях.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Приидите ко мне , приглашает нас священная матерь всех добродетелей - молитва, вси труждающиися под игом страстей в плену у падших духов, обремененнии различными согрешениями, и Аз упокою вы . Возмите иго мое на себе, и обрящете покой душам вашим (см. Мф. 11:29), исцеление вашим язвам. Иго бо мое благо (см. Мф. 11:30), способно исцелять от согрешений, и самых великих.

О молитве.

Свт. Иустин (Полянский)

Ст. 28-30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Как трогательна сия заповедь, которою Господь – Путь, Истина и Живот – призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает упокоить их! Он как бы просит и умоляет их: возьмите на себя иго Мое : оно – благо ; научитеся от Меня кротости и смирению : бремя cиe легко . И возлюбленный ученик Христов св. Евангелист Иоанн Богослов, конечно, по опыту говорит, что заповеди Христовы не тяжки (1 Ин. 5:3) . Как счастлив тот, кто исполняет сии заповеди! Кротость и смирение также нераздельны: где кротость, там и смирение; а где смирение, там и кротость.

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Свт. Лука Крымский

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Знаю, знаю, как обременены вы жизнью и трудами, как нужен вам покой. Пойдем же к Нему, Спасителю нашему, Зовущему нас, научимся от Него - и обрящем единственно подлинный и блаженный покой.

Научимся от Него смирению, которое так ярко проявилось уже при рождении Его в скотском загоне, в яслях вифлеемских.

Подумаем о том, каким гонениям подвергался Он всю жизнь Свою: уже новорожденным младенцем спасался Он в Египет от хотевшего убить Его Ирода.

После полной истины проповеди Его в синагоге Назаретской Его повели буйной толпой на край высокой скалы, чтобы низринуть Его в пропасть. Не раз евреи хватали камни, чтобы побить Его за проповедь Его о Себе.

А вас разве преследовали когда-нибудь с такой яростью? Подумайте же о Нем, так часто оскорбляемом. Поносившие Его говорили, что Он творил Свои великие чудеса силой бесовской.

Вспомните об этом – и мелкими, и ничтожными покажутся вам оскорбления и черные подозрения, которые слышите вы о себе.

Много у вас скорбей, и трудно вам терпеть их. Мучают вас болезни, и малодушно переносите вы их. А разве Его, Господа нашего, не назвал Исаия мужем скорбей и изведавшим болезни?

Его смирение было так безмерно, что Он, безгрешный Сын Божий, принял от Иоанна Предтечи крещение покаяния для отпущения грехов, ибо должен был исполнить всякую правду. Научимся же от Него смирению. Возлюбим и исполним всякую правду.

Утомлены вы постоянными трудами и жаждете отдыха. А Он и апостолы Его святые всегда были в таких непрестанных трудах, что часто некогда им бывало даже пищу принять.

Вы обременены заботами о себе и семьях ваших. А у Него была всегдашняя забота об огромной толпе людей, сопровождавшей Его, ждавшей от Него слов Его Божественного учения и исцеления своих бесчисленных больных.

Вам нужен отдых… А Он его не имел и только иногда уходил даже от учеников Своих куда-нибудь на высокую гору, чтобы там в глубокой ночной тишине отдохнуть душой в молитвенном общении с Отцом Своим.

Вы часто устаете… А Он разве не уставал больше вас, идя пешком за 200 верст из Иерусалима в Галилею?

Вам трудно переносить обиды и оскорбления, заушения и бесчестие… Вспомните же о том, как в саду Гефсиманском Его связали, как разбойника; как на суде в доме первосвященника даже слуги били Его по щекам грязными руками и плевали в лицо Ему; как закрывали лицо Его платком, били палкой по голове и говорили: «Скажи, Христос, кто ударил Тебя?»

Подумайте о том, что все ваши обиды и оскорбления по сравнению с этим бесчестьем Сына Божия так ничтожны, как малейшая песчинка по сравнению с высочайшими горами.

Подумайте об этом – и утихнет негодование и возмущение ваше, и обрящете покой душам вашим (см. Мф. 11:29).

Вспомните о том, как нещадно били Господа Иисуса страшными римскими бичами, отрывавшими куски тела; как упал Он под тяжестью Своего креста.

А прежде всего и больше всего имейте всегда пред духовными очами своими Его страшный крест, Его распятие; кровь, струившуюся по кресту и капавшую на землю, кровь, которой омыл Он грехи наши.

Проповеди. Том III. Слово в неделю крестопоклонную.

Прп. Макарий Великий

Как тогда Бог повелел, чтобы и самые бессловесные животные покоились в субботу, вола не влекли под ярмо необходимости, и на осла не возлагали бремени; потому что самые животные упокоевались от тяжелых работ: так Господь, пришедши и даруя истинную и вечную субботу, упокоил душу, обремененную и отягченную бременами беззакония, нечистых помышлений, творящую дела неправды по нужде, потому что она в рабстве у жестоких властителей, и облегчил ее от неудобоносимых бремен, от суетных и нечистых помышлений; снял с нее тяжкое иго дел неправды, упокоил ее утружденную в нечистых помышлениях.

Ибо Господь призывает человека к покою. говоря: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы ». И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселья, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и святая суббота. Посему, будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений; а таким образом, прийти в возможность служить Богу от чистого сердца, и праздновать праздник Духа Святого. И блажен, кто войдет в оный покой.

Собрание рукописей типа II. Беседа 35.

Прп. Серафим Саровский

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, – таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию, – такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали достопокланяемые и святейшие уста: приидите ко Мнe вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы , т. е. надейся на Меня и утешишься от труда и страха.

Поучения.

Блж. Августин

Ст. 28-29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня : не создавать вселенную, не творить все видимое и невидимое, не совершать чудеса в этом мире и не воскрешать мертвых, ибо Я кроток и смирен сердцем . Хочешь быть великим, начни с малого. Замышляешь возвести здание большой высоты, начинай прежде с фундамента смирения. И каждый, кто хочет и намеревается возвести строение внушительного размера, роет тем глубже, чем выше будет строение. Когда возводится здание, оно поднимается вверх; но тот, кто роет фундамент, погружается вниз. Таким образом, и здание прежде возвышения уничижается, и кровля возводится после уничижения.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 28-29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

И пророк Захария свидетельствует, что велика тяжесть греха, когда говорит, что беззаконие сидит на таланте свинца (Зах. гл. 5) , и Псалмопевец с плачем восклицает: Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс. 37:5) . А может быть, здесь Он призывает к благодати Евангелия тех, которые были под гнетом весьма тяжкого ига закона.

Блж. Феофилакт Болгарский

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Всех призывает: не только иудеев, но и язычников. Под труждающимися разумей иудеев, так как они проходят тяжелые постановления закона и трудятся в делании заповедей закона, а под обремененными – язычников, которые были обременены тяжестью грехов. Всех этих успокаивает Христос, Ибо какой труд – уверовать, исповедать и креститься. Но как не успокоиться, когда здесь ты уже не печалишься о грехах, какие были сделаны до крещения, а там охватит тебя покой?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы

Трудящиеся над совершением греха, и обремененные его тяжестью. Видишь ли, как Он показал, что грех имеет и труд, и бремя? Труд имеет прежде совершения, а бремя – после него.

Можно сказать и иначе: трудящиеся над тщетным и обремененные заботами о нем. И Аз упокою вы , т.е. освобожу и от этого труда, и от этого бремени.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Этот и дальнейшие стихи до конца главы не имеют ни малейших параллелей у всех других евангелистов и встречаются только у Матфея. Речь в подлиннике отличается чрезвычайной мягкостью и любвеобилием, но в то же время и чрезвычайной энергией и краткостью. Тут глубина богословствования, напоминающая Евангелие Иоанна и сближающая с ним Евангелие Матфея. Вместо менее яркого ἔρχεσθε - повелительное δεῦτε, невыражаемое в переводах и означающее: сюда, ко Мне! Слова, произнесенные здесь Спасителем, как правильно замечают, были бы богохульством, если бы были произнесены устами обыкновенного человека. Но в устах Сына Человеческого они естественны. “Маленькое слово все имеет обширное значение”. Тут самый главный и окончательный ответ на вопрос: σὺ εἶ ὁ ἐρχόμενος… δεῦτε πρός με πάντες. Слова эти напоминают Ис. 45:22 , где подобная же речь влагается в уста Самого Всевышнего. Но еще больше сходства наблюдается с несколькими местами в книге Иисуса сына Сирахова (ср. Мф. 11:25 = Сир. 51:1, 14; Мф. 11:28 = Сир. 51:31, ; Мф. 11:29 = Сир. 51:34, 35; в греч. LXX по изданию Тишендорфа счет стихов другой).

Толковая Библия.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 27 - 30.

27. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

(Мф. 11, 27-30)

Желая приоткрыть тайну Своего Богосыновства, насколько апостолы могли ее вместить, Господь наш Иисус Христос говорит ученикам об особом характере отношений между Ним и Богом: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27).

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Поскольку Он сказал все предано Мне, то, чтобы не показалось, будто Он иного происхождения и меньше Отца, Он добавил и это, чтобы показать, что Его природа таинственна и непостижима, как и у Отца. Ибо только божественная природа Троицы познает сама себя. Только Отец знает собственного Сына, плод Его природы, только божественное Порождение познает Того, от Которого Оно родилось, только Святой Дух знает глубины Божьи, то есть мысли Отца и Сына».

Необходимо отметить, что у Спасителя не было цели открыть полноту понимания природы Триединого Бога: это произойдет позже, после сошествия Святого Духа на апостолов. А в тот момент Господь не столько говорил людям о Боге, сколько показывал Его, потому что Сам был Богочеловеком.

В этих словах Господа заключен тот смысл, что никто из людей не в состоянии постигнуть величие и благость Сына так же, как величие и благость Отца. И поскольку Сын, то есть Иисус Христос, желал в Своем лице открыть Отца всем без исключения, то призывал всех к Себе: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Господь обращается ко всем изнуренным поисками истины. Под труждающимися, как указывают святитель Кирилл Александрийский и блаженный Феофилакт, подразумеваются иудеи. Дело в том, что для ортодоксального иудея религия была бременем с неисчислимым множеством правил. Человек находился в плену предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Конечно, в результате суетного и бесплодного труда в попытке быть добродетельными и исполнять мельчайшие предписания закона иудеи изнемогали. Под обремененными подразумеваются и язычники, которые были измучены тяжестью грехов. Но и те, и другие находились под гнетом греховных страстей, происходящих от гордости и самолюбия, а потому Господь и желает даровать им мир и отдых от страстей.

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что этими словами Спаситель желает сказать: «Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что мне нужно ваше спасение».

Души же тех, которые покоряются и приходят ко Спасителю, Он избавляет от тяжких, обременительных и нечистых помыслов, даруя им радость и веселье, а также способность благоугодно служить Богу.

Христос призывает: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Иудеи употребляли слово « иго» в значении « находиться под влиянием или в повиновении». Они говорили об иге закона, об иге Божьем.

Христос же называет игом Свои евангельские заповеди, потому что они подобно игу налагаются на подходящих к ним и связывают их как между собою, так и со Христом. И хотя эти заповеди кажутся тяжелыми для исполнения, но на деле оказываются легки по причине того, что даруют душевное спокойствие всем тем, кто смиренно их исполняет.

Иго Христа – это также смирение и кротость. Поэтому, кто смиряется пред всяким человеком, тот живет спокойно и без смятения, тогда как гордый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо.

Борис Ильич Гладков поясняет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Возьмите иго Мое на себя, исполняйте все заповеди Мои и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я, и тогда вы поймете, что иго Мое само по себе составляет благо как для тех, которые его несут, так и для всех, с кем они соприкасаются, а, если это иго благо, то и бремя несения его должно быть легко (Мф. 11, 29-30)».

Таким образом, иго Христа содержит в себе любовь и в этом суть заповедей Христовых. И действительно, бремя возложено на нас Господом с любовью, чтобы мы несли его в любви, которая и облегчает самое тяжелое бремя. Если мы помним любовь Божию, если мы помним, что наше бремя – любить Бога и любить людей, тогда оно становится радостью и благом. Ведь бремя, которое дано в любви и которое несут с любовью, всегда будет легким.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что Богочеловек Иисус Христос пришел в этот мир для спасения каждого из нас, дабы мы могли почувствовать неописуемую любовь Бога Отца к Своему творению, которое Он передает, вручает Своему возлюбленному Сыну. Сам же Спаситель призывает каждого из нас взять на себя Его иго, то есть жить Им и служить Ему, стяжав смиренное и кроткое сердце в исполнении заповедей Христовых. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Недавно по одному из телевизионных каналов показали публицистический фильм, в котором с десяток русских ученых из различных областей знания, подтвердив для начала реальность Всемирного потопа, поведали о том, какие стихийные бедствия могут на нас свалиться в уже не столь отдаленном будущем. Получился фильм-размышление на апокалиптическую тему со строго научной подоплекой. Но, в конце концов, ведь и евангельские волхвы пришли к младенцу Христу, ведомые разумом и вычислениями, связанными с астрономией и математикой...

Научная «страшилка» качественно отличалась от того, чем нас кормит кинематограф, подготавливая к тем же апокалиптическим событиям, но с другой стороны - приучая к уродству, к без-образию (нарочно разделяю это слово, подчеркивая его основу - «образ»), к грязи и смраду, дабы мы со временем принимали их как нечто родное и естественное. Кстати, перед Всемирным потопом именно так и получилось - широкое распространение греха, привычка к мерзости стерла само понятие греха, спутала понятия добра и зла, а когда растление достигло пика...

Но, как уже было сказано, ученые вопросов нравственности в фильме не поднимали, хотя и то, что они в самом начале обратились к Священному Писанию, переносит их исследования в совсем иную плоскость. От взгляда верующего человека не должна была ускользнуть география этих научных прогнозов. На передней линии предстоящих бедствий указывался мир, именующий себя «постхристианским», то есть знавший некогда Христа, но от Него отрекшийся. Под самый сильный удар попадали наиболее передовые в отречении страны - те, где свершились первые в Европе революции, где впервые были узаконены однополые браки и прочие знамения «свободы». Им учеными предрекалась судьба Содома - разве что с меньшим количеством соли. Ну а в конце фильма, когда разволновавшегося зрителя следовало бы успокоить, наука в своей попытке дать какие-нибудь полезные советы, основательно забуксовала, обнаружив свою беспомощность. Она просто не дошла до самого конца пути волхвов - не поклонилась Спасителю.

Так ли на самом деле сложен ответ на вопрос: «что делать?». Нет. Любой сельский неученый батюшка может сразу дать точный ответ: надо покаяться. И через покаяние вернуться к Богу. «Мир сегодня заполнили разного рода «безопасности», - говорил святогорский старец Паисий, наш современник, - но, будучи отдаленным от Христа, он чувствует величайшую беззащитность. Ни в одну эпоху не существовало такой беззащитности, как у современных людей» («С болью и любовью о современном человеке» М., 2003, с.24-25). Разве можно этому возразить? Можно только добавить к беззащитности безнадежность, бессмысленность и одиночество.

Отдаление от Бога делает человека уязвимым перед силами зла. Разгул оккультизма, упадок морали и нравственности, культуры и образования, лень, грубость, эгоизм, физические болезни, наше постоянное беспокойство и страхи, метания и недовольство, равнодушие и обособленность - все это следствия нашей жизни вне Бога, выбора неверного пути. Об опасности уклонения от своего предназначения можно убедиться и на примере российской истории. Междоусобные княжеские войны закончились монгольским нашествием, увлечение французскими идеями - нашествием Наполеона, увлечение немецкой философией - войной с немцами. Клятвопреступление и присяга иноверцам в лице Лжедмитрия ввергло Русь в Великую смуту 17 века, за вторым клятвопреступлением последовала революция 1917 года. «Безбожную пятилетку», призванную добить остатки православия в России, остановила необходимость защиты Родины от фашистов. А что же решило исход событий - победу над Мамаем, Гитлером, французами, поляками? Покаяние. Искреннее и всенародное. Святые отцы Церкви говорили, что даже если антихрист будет стоять на пороге Третьего Храма, он может быть отброшен покаянным обращением народа ко Господу. Тогда история продлится ради спасения многих. Спасения - в христианском смысле этого слова. Но для покаяния необходимо различение добра и зла, умение распознавать мерзость сатанинскую, а отягощенность грехами притупляет духовное зрение вплоть до полной слепоты.

Таким образом, время кончины мира всецело зависит от духовного состояния человечества, и, выходит, что мы сами творим наш завтрашний день. Забывая или попросту не зная, что без Бога человек способен только разрушать. Что грех каждого разрушает не только его самого - его душу и тело, он разрушительно отражается на его семье, его народе и на человечестве в целом. Именно поэтому каждый из нас ответственен перед всеми. И когда в Прощеное воскресенье мы просим прощения у людей, которым не сделали ничего дурного, в этом есть глубокий, хотя и непонятный многим смысл.

Что же такое грех? В массовом, поверхностном представлении грех - нарушение этической нормы, нехороший поступок. В действительности нехороший поступок - это уже следствие греха. В глубине своей грех - явление духовное, метафизическое. Его сущность в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой человек сотворен и к которой он призван. Каждый совершённый нами грех - это измена Богу, своему Создателю, противодействие Божией воле - всеблагой и всесовершенной, отвержение Бога и союз с демоническими силами. Конечно, я даю себе отчет насколько все это абстрактно для современного человека, поэтому напомню читателю о важнейших событиях Библейской истории.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь говорится не только о душе как образе Божием, но и о Божией благодати. Вот что писал об этом русский религиозный мыслитель В.Н. Лосский со ссылкой на св. Григория Богослова: «Душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие - М., 1991, с. 239).

Благодать Божия, обитавшая в Адаме, была основой его общения с Богом в раю. Согласно церковному преданию, сотворив человека, Бог вложил в него начатки всего сотворенного Им ранее. Так человек, венец творения, единственное духовно-телесное существо во Вселенной, согласно Божественному Замыслу должен был объединять в себе телесный и духовный миры, царствовать над материальным миром и, неся в себе божественное начало, одухотворять материю. Через Адама все творение было призвано к радости бытия в любви и единении со своим Творцом. Именно это единство было разрушено в грехопадении. Был нарушен богоустановленный порядок. Все пребывало в полной гармонии лишь при условии связи человека с Богом. Когда грехопадением эта связь прервалась, все пришло в состояние расстройства, борьбы и разделения, в мир пришло зло и его следствие - страдание как противоположность блаженству и смерть как противоположность жизни.

Бог сотворил мир - духовный и материальный - совершенным, предназначенным для вечного нетленного бытия. Он не сотворил зла. Христианство категорически не приемлет дуализма - утверждения о равновеликости добра и зла. Добро, тождественное Истине и Любви, есть Сам Бог. Зло же, не будучи сотворенным, не имеет сущности, оно только искажение Божественной гармонии мироздания, отступление от добра. Так тьма является лишь отсутствием света, а не чем-то бытийно самостоятельным. Добро невозможно без свободы выбора, иначе оно потеряло бы свое моральное содержание. Так же как без свободы не может быть любви. Таким образом, зло - это результат злоупотребления свободой. Сначала, как мы знаем, от Бога отпала часть сотворенных Им ангелов. Встав на путь самоутверждения, они превратились в злых духов, бесов и своей поврежденной природой стали постоянным источником зла. Первородный грех так же был свободным актом человека. Преступив заповедь о невкушении плодов от древа познания добра и зла, человек сам выбрал путь, не совпадающий с Божией волей. В стремлении стать независимым от Бога, он исполнил волю дьявола, чем предал своего Творца и отказался от определенной Им цели жизни - богоуподобления. Он захотел стать как бог самостоятельно и сразу, но, не имея в себе самом источника жизни, стал тленным и смертным. «Ибо грехом своим люди перенесли центр жизни своей во вне-Божию реальность, из бытия в небытие, из жизни в смерть, отринулись от Бога и заблудились в мрачной и беспутной дали фиктивных ценностей и реальностей, так как грех отбросил их далеко от Бога» (Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Библиотека сайта pravbeseda.ru).

Так произошла глобальная катастрофа, поразившая не только праотцев наших, но и всех их потомков, а также весь сотворенный мир. В человеке нарушилось единство сил души - они пришли в состояние болезненного разлада. Человеческий разум помрачился и утратил прежнюю мудрость, прозорливость и размах, из богоцентричного он стал эгоцентричным. Поврежденность воли привела к тому, что она стала грехолюбивой и склонной более ко злу, нежели к добру. Загрязненное и оскверненное грехом сердце предалось неразумным стремлениям и страстным желаниям. Образ Божий в человеке был глубоко поврежден, помрачен и изуродован. Весь мир после грехопадения уже не мог быть прежним. И вместе с человеком весь сотворенный мир стал жить вне Бога и поэтому страдать. Еще раз повторю, что страдание создано не Богом, а свободной волей человека, отпавшего от Бога. А также напомню то, о чем многие забыли: свобода предполагает ответственность.

Предвижу вопрос: неужели нельзя было простить грехопадение? Даже при том, что Адам не захотел взять на себя ответственность за совершенное и пытался свалить свою вину на Еву, а через нее - на Самого Бога. Ведь мы знаем, что Божия милость безгранична. Здесь нужно предостеречь читателя от попыток толкования своим разумом того, что лежит за пределами не только человеческого, но и ангельского разумения. Видимо, для человека, наделенного свободной волей, прощения было недостаточно. Ведь искупление не могло быть насильственным, механическим. Для устранения последствий грехопадения и восстановления утраченного единства было необходимо воссоединение воли человеческой с волей Божией. И падение, и спасение начинается с воли. Человек должен был получить возможность перерождения из падшего состояния в новое, возможность выбора, который определил бы его вечную жизнь. И эту возможность он получил. Вместо потерянного рая Господь отворил для всех нас врата Царства Небесного.

Искупление - это величайшая и непостижимая тайна Божией любви. Любовь Божия не могла допустить, чтобы мир существовал в отпадшем состоянии. Но для искупления требовалась такая жертва, которая по степени достоинства превосходила бы всю Вселенную и, вместе с тем, по природе своей была быть подобной тем, за кого она приносилась. Такую жертву принес Богочеловек Иисус Христос, заменив всех и каждого человека Собой. Будучи безгрешным, Он принял наказание (крестные страдания) за наши грехи и оправдал нас Своей правдой, сняв с нас проклятие греха. Была восстановлена возможность соединения с Богом через жизнь в Боге. Господь дал нам средства борьбы со злом, указал путь к спасению и всей Своей земной жизнью показал нам пример истинной любви. Он основал на земле Новозаветную Церковь и соединил ее с Небесной Церковью. Христос воскрес, победив смерть, и теперь нас так же ожидает всеобщее воскресение, «жизнь будущего века». Но эта жизнь - не продолжение и не повторение земной жизни, а преображение, переход в другое бытие, где воскресшее тело обретет новые свойства и будет подобно телу воскресшего Христа Спасителя. В воскресении встретятся родные и близкие люди - все, кого в этой земной жизни соединяла любовь. В Царстве Божием не будет разлук, страданий и смерти, исчезнет время, а пространство не будет преградой для человеческого тела.

Но пока процесс земной жизни продолжается по-прежнему, мир во зле лежит, телесная смерть, как следствие греха, осталась, и через нее должен пройти каждый человек. И в процессе этой земной жизни каждый человек, обладатель свободной воли, должен сделать выбор между вечной жизнью или вечной смертью, определиться, с кем он будет в вечности - с Богом или с дьяволом. С Богом - через веру в Иисуса Христа, становясь участником искупления, сопричастником Креста, Голгофы и Воскресения. С дьяволом - через свои грехи, ибо «своими грехами мы обновляем тот союз с демоном, в который вступил наш праотец. Господь искупил нас от греха, но благодать искупления мы должны принять добровольно. Поэтому наша земная жизнь - это выбор, путь и борьба» (Архимандрит Рафаил (Карелин). Статья «В чем истинная жизнь». Сайт: karelin-r.ru). Хорошо запомните: выбор, путь и борьба. И не откладывайте надолго.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). Мы живем в мире, насквозь пропитанном ложью. Ложь проникает даже в церковную ограду. Это было и раньше. Но наше время особенно опасно тем, что из сознания людей стирается само понятие греха, даже смертного. Широкая пропаганда вседозволенности, ложно выдаваемая за свободу, привела к тому, что грех приобрел особую дерзость, размах, перестал скрываться и едва ли не приравнялся к доблести. В крайнем случае его называют «иным стилем жизни», «нетрадиционной ориентацией», но, опять же, непредосудительной. Смертные грехи, содомский грех, как и любые другие называют чем угодно, только не грехами.

Святые отцы Церкви говорили, что наше чувство греха зависит от нашей близости к Богу. Так по мере стяжания благодати человеку открывается его падение. Нам представляется странным, что святые подвижники считали себя великими грешниками и непрестанно плакали о своих грехах - казалось бы: какие у них грехи? Хотя все знают, что в лучах солнечного света хорошо видна каждая пылинка, а в темноте не видно даже самой ужасной грязи. Святые подвижники, сподобившиеся от Бога дара духовного ви дения, могли рассказать человеку о его неисповеданных грехах во всех подробностях. Это свидетельствует о том, что грех - это реальная грязь, входящая в душу. Не смытая покаянием, она остается в душе и переходит с ней в вечность.

Любой человек непрестанно грешит и поэтому должен непрестанно каяться. Но многие ли знают о том, что они непрестанно грешат? Вряд ли, если учесть, что «клинические случаи» полной безгрешности - увы, не такое уж редкое явление. Между тем, самый тяжелый недуг - это уверенность в своем добром духовном здравии. Кстати, если вам попадется человек, утверждающий, что он не нарушал Божиих заповедей, попросите его их назвать и убедитесь, что редкий «праведник» знает больше четырех. Но даже четыре он не сможет верно истолковать. Это о десяти заповедях Ветхого Завета. В Новом Завете Господь дает около трехсот заповедей, по которым мы должны строить свою жизнь. И если мы их не знаем, то это наша беда, но никак не наша безгрешность.

Один опытный духовник как-то высказал мысль, что если высветить и показать как на экране все то, что происходит в сердце и в мыслях так называемых «порядочных людей», то мы увидим тех же духовных змей и спрутов, что и у очевидных грешников. Иногда человек «порядочен» лишь по причине невозможности реализовать свои страсти (в народе это называется «бодливой корове Бог не даёт рога»), зато в мыслях своих и фантазиях он «пускается во все тяжкие», отнюдь не считая себя грешником и даже частенько напоминая окружающим: «я - порядочная женщина!» или «я - честный человек!».

«Ничто так легко не совершается, но и ничто так трудно не понимается, как грех» - говорил живший конце 17- начале 18 веков святитель Илия Минятий (Слово об исповеди в третью неделю поста. Сайт: pravoslavie.ru). И если на серьезные падения наша совесть еще способна отозваться, то по поводу сопутствующих нам едва ли не ежечасно так называемых «мелких грехов», она уже не беспокоит. А что говорит Евангелие о наших любимых занятиях - осуждении и сплетничании или о непрощении обид? Говорит: чтобы не быть судимым Богом, нужно самому никого не осуждать, чтобы быть прощенным Богом, нужно самому всех прощать. Покрой грехи брата твоего и Господь твои грехи покроет. Но мы не привыкли смотреть на себя в свете Евангелия. Обычно мы сравниваем себя с другими людьми, и в этом едва ли не все становится похожим на самодовольного евангельского фарисея. Болезнь фарисейства, имеющая несколько степеней тяжести, особо опасна не только своей широкой распространенностью, но и тем, что она протекает незаметно для зараженного ею, делая его неспособным к истинному покаянию. Вспомним еще раз эту притчу: человек даже в храм приходит, чтобы осудить, унизить, обесчестить других и оправдать себя своими добрыми делами. Духовный плод, который он приносит Богу - сатанинская гордыня.

Петербургский священник Алексий Мороз в одной из своих книг приводит основные психологические типы людей, встречающиеся на исповеди, первый из которых - человек с самодовольной совестью. «Для людей этого типа, независимо от их интеллектуального уровня, характерна духовная малосознательность и, как следствие ее, - религиозное самодовольство, ложное ощущение своего духовного благополучия. Эти люди не стараются задумываться над духовными проблемами и вообще их мало что тревожит помимо ежедневных мирских дел. В храм они приходят по традиции, а не по зову сердца... Потребности в духовной жизни у них нет, а все свое внимание они сосредотачивают обычно на внешнем и при том второстепенном. Например, во время центрального места Литургии, евхаристического канона, когда требуется наибольшая молитвенная сосредоточенность, люди подобного типа ставят или передают свечи, стремятся приложиться к иконам, расталкивая и отвлекая других молящихся».

(Покаяние и исповедь на пороге XXI века, СПб, 2004, с.464). От себя добавлю немного из местной специфики: а еще будто нарочно дожидаются молитвы о сошествии Святого Духа на Св. Дары, чтобы шумно рыться в сумочках, шуршать пакетами, пересчитывать наличность своего кошелька и т.п.

Противоположный тип - люди с мнительной совестью - тоже многим хорошо знаком: эти люди буквально раздавлены сознанием своей греховности. Страх впасть в грех и ввести ближнего в какое-нибудь искушение заставляет их шарахаться от людей. «Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. Все неумеренное - от бесов, сказал преподобный Пимен Великий» (Св. Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни. Минск, 2001, с. 186).

Но вернемся к евангельской притче: что там противопоставляется самодовольной совести фарисея? Смирение и покаяние. Мытарь не находит себе оправдания, он знает, что не имеет никаких заслуг перед Богом, поэтому рассчитывает только на Его милосердие. И по смирению своему оправдывается. В отличие от фарисея, имеющего массу заслуг, обесцененных гордыней. Спасти можно только погибающего, вопиющего о помощи. А на свои добрые дела лучше не рассчитывать. Нужно всегда помнить: то, что мы считаем добром, в очах Божиих таковым может и не быть. На Страшном Суде «будут судимы не только грехи, но и правды человеков; там многие правды их осудятся правдою Всесовершенною» (Св. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч. с. 118).

Во время работы над этой статьей в моей семье произошли события, заставившие еще глубже прочувствовать освещаемую тему. Одно за другим как гром грянули известия о тяжелом заболевании двух моих родственниц. Есть такие диагнозы, которые мгновенно останавливают всю нашу суету и возвращают подлинные ценности на свое законное, почетное место. В одном из писем, присланных мне в эти дни, рассказывалось о приемном отделении областной онкологической больницы. Огромная очередь больных, долгое - не менее шести часов - ожидание. «В обычной поликлинике - писалось в этом письме- уже бы все переругались, а здесь больные терпеливы и очень внимательны друг к другу».

Болезнь лишает земных иллюзий. Она заставляет оторвать свой взор от телевизора, ярких витрин, от недостатков своих знакомых и обратить его к небу. Для начала нужно, как евангельскому блудному сыну, прийти в себя. Потому что состояние греха - это состояние безумия. Сравнение может показаться слишком сильным, но как иначе назвать предпочтение лживого и жестокого дьявола милосердному Богу? Да и кто по своему опыту не знает, на какие безумства толкает страсть, кто не видел, насколько люди, поддавшиеся страсти, похожи на сошедших с ума в самом прямом, медицинском, смысле этого слова?

И вот скорбь становится средством для прозрения, для возвращения в себя. Тогда лучше не останавливаться, а продолжать идти, ибо дальнейший путь лежит уже к Богу. «Блудный сын под тяжестью стыда и страха идет медленно. А любящий отец - бежит навстречу ему. Пусть он виноват и заслуживает наказания. Пусть он грязный и пахнет еще свиньями, которых он пас, - отец обнимает его и прижимает к груди. Так дороги Богу те, кто истинно кается. Отец целует своего сына. Это не просто поцелуй приветствия. Это печать полного прощения и любви» (прот. Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о блудном сыне. Сайт: pravoslavie.ru). «Сын же сказал ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (Лк.15:21). Это - необходимое для прощения и мира исповедание греха. Святитель Феофан Затворник в своем Слове в Неделю о блудном сыне говорит, что возвращение грешника в состояние оправданности и Богоусыновления « исполняется тогда, когда он, решившись исправиться, исповедует грехи свои и, получив разрешение от духовного отца и прощение от Господа, причащается святых пречистых и животворящих Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную» (О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. 1909, с.33).

Отчасти эта цитата может служить ответом на часто задаваемый вопрос: а может ли человек покаяться перед Богом сам? Может. Но этого не достаточно. Господь дал особую власть разрешать грехи апостолам и их преемникам (епископам и пресвитерам). «Истинно говорю вам: что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18) . Явившись апостолам после Своего воскресения, Господь сказал им: «... мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21-23). Церковь данной ее иерархии властью разрешает (освобождает) от грехов не только в меру принесенного покаяния, а в значительной степени в долг, снимая всю тяжесть греха полностью. Так восполняется немощность нашего покаяния, наша слепота относительно самих себя. Но в Таинстве Покаяния происходит не только прощение и разрешение, а еще и воссоединение человека с Церковью. Ведь грех разлучает человека с Богом и Его Церковью. Восстановление единства с Церковью может дать только сама Церковь.

Таинство Покаяния приносит исцеление, совершаемое действием Божией благодати и устраняет грех как препятствие для принятия Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии (за исключением случаев, когда совершение тяжких грехов требует продолжительной подготовки или епитимии). Все таинства Церкви имеют своим источником и основанием Воплощение Господа Иисуса Христа. «Таинственные» действия Церкви суть не что иное, как живое продолжение и непрестанное распространение Воплощения во времени и пространстве. Именно таинства обеспечивают постоянное и динамичное присутствие Воплощенного Христа среди народа Божия. Говоря словами св. Льва Великого, «Тот, Кто был видим как наш Искупитель, ныне сокрылся в таинствах». Таинства дают Божественную благодать всему человеку и освящают всего человека. Но поскольку душа человека облечена в телесность, то и таинства Церкви состоят из видимого и невидимого. Так в Крещении вода омывает тело, а душа очищается Духом. Так в Евхаристии плоть питается Телом и Кровью Христа, чтобы душа могла воспринять Бога. Материя, вещество становятся в таинствах проводниками Духа. Этим подчеркивается и ценность материи, в частности, человеческого тела.

Согласно святоотеческому преданию, истинный совершитель каждого таинства - Сам Господь Иисус Христос, невидимо, но действенно присутствующий посредством Святого Духа. Вот что говорит об этом св. Иоанн Златоуст: «Именно Отец, Сын и Святой Дух все совершают. Священник лишь предоставляет своя язык и свою руку». Во время Святого Причастия «рука Самого Христа простирается к тебе». «Причастие, которое Христос дал Своим ученикам, тождественно тому, что преподают священники. Последнее никоим образом не меньше первого, ибо освящают его не люди, но Тот, Кто освятил первоначальную жертву».

Стоит ли отказываться, когда Сам Господь простирает к тебе руку и Сам причащает тебя Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью? Это каждый решает для себя сам. Господь подает исцеление всем. Неисцеленным остается только тот, кто сам не хочет исцелиться.

Свою деятельность на ниве православного просвещения я начинала в качестве организатора катехизаторских бесед, лично присутствуя на каждой. Нестандартные вопросы - такие, как, скажем, был ли у Адама пуп - задавались довольно редко.В основном возникали одни и те же, повторяясь в различных аудиториях. Один из них: неужели действительно Господь всё может простить? Проводящий беседу отвечал: «Да, конечно, милосердие Божие безгранично, нужно только покаяться». Дальше всё и всюду развивалось по одному сценарию с нарастанием возмущения: « А-а-а, значит, и убийцу простит! Значит, кто-то может нагрешить, покаяться и опять отправляться грешить!..» и т.п. Вообще-то в аудитории, состоящей в основном из женщин «за 30», ожидаешь большей снисходительности. Хотя бы потому, что не причастных к убийству (абортам) в ней, предположительно, меньшинство. Но по моим наблюдениям, «недостатки» в Евангелии, в Церкви и мироздании ищут именно те, кто не собирается каяться. Здесь речь о поисках не истины, а оправдания своей нераскаянности. Но действительно ли можно безоглядно грешить, коснеть в грехах в расчете на то, что Бог все простит? Нет. Господь предупреждает: «иди и впредь не греши» (Ин. 8:11), «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего худшего» (Ин. 5:14).

Известное нам из русского и болгарского языков слово «покаяние» происходит от греческого «метанойя», означающего «изменение ума». Какое изменение здесь имеется в виду? Изменение по сути - онтологическое, а не этическое. Мало покаяться, нужно изменить свою жизнь, изменить себя. Метанойя - это процесс исцеления, это стратегия и духовный путь. Не прогресс, а преображение. Только преображенный человек сможет обитать на преображенной земле. Не самоутверждение в земной жизни, а спасение для вечной. Это «процесс, противоположный греховному распаду, которому подверглась первозданная чета, а именно - восстановление падшего человека, возвращение к потерянному внутреннему единству, освящение и гармонизация его разрозненных и диссонирующих сил. Здесь центробежной энергии греха противостоит центростремительное, волевое движение души к Богу. Это восстановление в человеке образа Божиего, помраченное грехом, подобно реконструкции поврежденного храма» (Архим. Рафаил (Карелин). Статья «О внутреннем преображении». Сайт: karelin-r.ru)

Сложность такой задачи может быть и не столь очевидна для тех, кто не пытался за нее браться. Тем же, кто уже начал «восстановительные работы», сполна ощутил свою немощь. Устоять в заповедях без Божией помощи невозможно. Наша поврежденная природа мешает осуществлению добрых намерений, поэтому любое наше доброе дело в большей или меньшей степени подпорчено. Это особенно хорошо заметно со стороны - иные добрые дела так сильно приправлены тщеславием и настолько неискренни, что бывает неприятно на них смотреть. Да и принимать добро хочется далеко не от всех. Однако, «порча» в добрых делах может быть и не такой явной.

Внутреннее созидание - процесс медленный, постепенный, трудоёмкий. Оно требует огромных усилий, огромного терпения и сотрудничества человека с Богом - синергии. В этом невозможно обойтись без Церкви и таинств - этих «каналов» благодати. С другой стороны, есть немало людей, которые ходят в храм долгие годы, регулярно исповедуются, причащаются и не меняются. Иногда даже становятся хуже, чем были. Очень часто люди ищут в Церкви душевное, а не духовное утешение, общение с людьми, помощь в житейских трудностях, силу, чтобы перенести несчастье, но не ищут Самого Бога и не воспринимают веру как новую жизнь. Для некоторых интеллектуалов православие стало настоящей «золотой жилой» - уж они-то (в отличие от «средненормального» обывателя, видящего в нем лишь скуку) оценили невероятную красоту и необъятность православного мировоззрения. Но многие ли из них стали рабами Божьими, перестав быть рабами мира с его постоянным самоутверждением?

Метанойя - это тесный путь полный опасностей. Стоит ли говорить, что с Богом ничего не страшно? Преследующий нас страх смерти подспудно связан с нашими грехами, дающими власть над нами бесам. Но человек все время повторяет ошибку праотцев - не верит Богу и верит дьяволу, действующему если не через змея, то через гадалку, «целителя», астролога, лживую газету, продажного политика, слухи, сплетни и т.д. В этом недоверии к Богу он все время пытается совместить несовместимое - крест на груди со знаком зодиака или с «глазом от сглаза» и продолжает искать путь покороче и полегче. Человек все время ищет счастья и покоя там, где их нет и быть не может.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:27-30) . Только духовный опыт и глубокое признание себя обремененным грехами может помочь приблизиться к пониманию этих слов, чувствованию их изнутри. Иго заповедей Христовых - благо, оно обновляет и преображает нас. Бремя Христово легко, потому что нести его помогает Сам Господь. Сам Господь несет наши немощи и утешает нас. Дает покой душам нашим, истинную радость, полноту жизни. Если мы откликаемся на Его зов.

Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

«Все предано Мне Отцем Моим». Христос утверждает Новый Завет между Богом и человеком, и предлагает мир и радость отступническому миру на тех условиях, которые должны быть услышаны нами. Что бы с нами ни происходило, мы должны придти ко Христу – Он не отринет нас и даст нам все необходимое – потому что все предано Ему и Он – Господь всяческих. Вся власть, все сокровища неба и земли – в руке Его.

У Спасителя нашего – сокровеннейшее знание Отца. «И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». Христос говорит, что никто не знает Его. Никто не может проникнуть в тайну Его личности кроме Бога Отца. И точно также утверждает, что Он – единственный, Кто знает Бога. Об этом же возвещает Евангелие от Иоанна: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Когда IV и V Вселенские Соборы определят тайну Иисуса Христа как «истинного Бога и истинного человека», когда они определят тайну единосущной и нераздельной Троицы Отца и Сына и Святого Духа, они дадут лишь наиболее точное определение того, что сказано в Евангелии.

«Никто не знает Отца, кроме Сына, – говорит Христос, – и тех, кому Сын благоволит открыть». Счастье людей заключается в знании Бога. Это есть жизнь вечная. Кто не знает Бога, должен обращаться ко Христу. Ибо свет познания славы Божией сияет на лице Христа (2 Кор. 4, 6). Мы можем знать о Боге только то, что Христос откроет нам. Существует совершенно иной способ познания, отличный от обычного, рационального. Бог не постигается научными доказательствами, Он открывается Сам.

Всех нас зовет Христос Бог, чтобы спасти всех нас. Мы должны придти ко Христу как к нашему Покою, и упокоиться в Нем. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», обремененные тяжестью трудов и скорбей, но скорее бременем греховным. Все те и только те приглашаются упокоиться во Христе, кто сознает свой грех как бремя и стенает под ним, кто не только понимает зло греха, прежде всего своего собственного греха, но страдает от него в душе как от самой тяжкой болезни. Только Христос, врач душ и телес наших, может исцелить нас. Только в Нем можем мы обрести покой живою верой – только в Боге, в Его любви.

«Возьмите иго Мое на себя», – говорит Господь. «Вы страдаете от вашего ига, сбросьте его и попробуйте взять Мое, и вам станет легко». Иго, которое Христос нам предлагает, Он Сам несет – впереди нас, взяв на Себя все немощи наши. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко», – говорит Христос. Не бойтесь взять его. Иго заповедей Христовых – легкое иго. Вам не будет от него никакого вреда, но оно обновит вас. Это иго содержит в себе любовь. В этом суть заповедей Христовых, они все в одном сладком слове – любовь. В начале вам может быть немного трудно, но впоследствии – легко. Бремя Христова Креста – легкое, очень легкое бремя. По мере умножения скорбей, умножается от Христа Бога утешение.

Христос – наш Учитель, и мы должны стать достойными Его учениками. Церковь Христова – школа святости, и мы должны каждый день внимать поучениям, которые Он дает Своим словом и Духом Святым. Нам надо так учиться у Христа, чтобы познать Христа (Еф 4, 20), ибо Он, говорят святые отцы, Учитель и Учение, Путеводитель и Путь. Он – всяческая во всем.

Мы должны учиться у Христа, потому что Он кроток и смирен сердцем. Он – милосердие Воплощенного Бога. Он кроток и исполнен сострадания к не ведущим истину. Он терпеливо объясняет, не раздражаясь, самым тупым и медлительным. Он смирен сердцем. Он с любовью склоняется над новичками и учит азбучным началам, которые необходимы для них как молоко для младенцев. Какой дар – учиться в такой школе с таким Учителем!

«Вы найдете покой душам вашим», – говорит Он. Покой для души – самый желанный покой. Единственный и надежный путь найти душам нашим покой – сидеть у ног Христа и слушать Его слово. Наш разум находит покой в познании Бога и Господа Иисуса Христа, и бывает с избытком насыщен. Наше сердце находит покой в любви Бога и Господа Иисуса Христа, и имеет полноту жизни, спокойствие и уверенность навеки. Все, кто учится у Христа, находят покой.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png