В современном мире особую опасность представляют локальные конфликты, возникающие на основе этнических и национальных столкновений. Такие «горячие точки» создают напряженность в разных частях Земли.

Этно-национальные конфликты на территории СССР были, прежде всего, результатом национальной политики, которая проводилась советским руководством. Эта политика характеризовалась, с одной стороны, декларациями о дружбе народов и реальными достижениями в их экономическом и культурном сближении, а с другой –неравенством наций и дискриминацией граждан по национальному признаку. Особенно тяжелым было наследие сталинской национальной политики: произвольного установления границ между республиками и насильственных переселений (депортаций) целых народов, которые подвергались репрессиям за участие отдельных их представителей в борьбе против советской власти (см. статью «Национальная политика в СССР ») , а также из-за личных национальных предрассудков И. Сталина. Для многих граждан СССР нерусского происхождения советская власть ассоциировалась с политикой насильственной русификации и национального угнетения. Поэтому борьба против советской системы часто принимала форму движений, выступавших под национально-освободительными лозунгами.

Первым проявлением кризиса национальных отношений в СССР в годы перестройки стали демонстрации протеста с националистическими лозунгами, которые состоялись в апреле 1986 года в Якутске (Якутская АССР), а в декабре – в Алма-Ате (Казахская ССР). Одновременно начались движения репрессированных народов (крымских татар, немцев, ингушей, балкарцев, чеченцев и т.д.) за восстановление исторической справедливости и возвращение им отобранных в свое время земель и имущества. Особенно ярким примером было движение крымских татар, депортированных в 1944 году. Активисты этого движения организовали 25–27 июля 1987 года митинги протеста на Красной площади в Москве. Лишь в 1989 году крымские татары получили возможность вернуться в Крым.

В конце 80-х годов возникло несколько очагов конфликтов в Центральной Азии, Закавказье, Приднестровье, Крыму, Поволжье и на Северном Кавказе. За период с 1988 по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло около 150 конфликтов, причем в 20 случаях они сопровождались человеческими жертвами.

В результате политики гласности и начавшейся демократизации на поверхность общественной жизни вышли те нерешенные проблемы и конфликты, существование которых отрицалось официальной советской идеологией. Проблемы в национальных отношениях занимали одно из самых важных мест среди ранее запретных тем. Начавшаяся децентрализация управления и ослабление государственной власти позволяли недовольным народам ставить вопросы об изменении границ между республиками, вплоть до выхода союзных республик из состава СССР. Автономные республики и области могли ставить вопрос о повышении их статуса и о выходе из состава тех союзных республик, в которые они входили. С такими требованиями выступили, например, населенный преимущественно армянами Нагорно-Карабахский автономный округ в Азербайджане, Южная Осетия и Абхазия в Грузии, Татарстан и ряд других автономных республик в составе РСФСР () . С аналогичными требованиями выступили некоторые области с преимущественно русскоязычным населением в составе других союзных республик (Приднестровье, отчасти Крым, где борьба за создание автономной республики и расширение ее самостоятельности велась и крымскими татарами, и русскими).

Советское законодательство не предусматривало специальных процедур для реализации закрепленного в Конституции права союзных республик на выход из СССР, поскольку союзный центр не собирался на практике предоставлять им такое право. Тем более не было предусмотрено, как могло осуществляться волеизъявление народов, недовольных своим статусом и установленными границами республик и областей. Предполагалось, что все проблемы национального и территориального устройства в СССР давно и справедливо решены. Однако в годы перестройки рост числа этно-национальных конфликтов потребовал принятия соответствующих законов.

3 апреля 1990 года был принят закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предусматривавший сложную и долговременную процедуру реализации таких решений. Союзный центр рассчитывал с помощью этого закона предотвратить (или существенно задержать) распад Союза. Вместе с тем закон предоставлял автономным республикам право ставить вопрос о повышении своего статуса до уровня союзных и о пребывании в составе СССР вне зависимости от решения той союзной республики, к которой принадлежала автономная республика. Это ставило под угрозу целостность союзных республик и во многих случаях привело не разрешению, а к обострению этно-национальных конфликтов () .

26 апреля 1991 года был принят закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», осудивший сталинские репрессии по отношению к целым народам и восстановивший их исторические права () . Однако этот закон также стал катализатором многих конфликтов на постсоветском пространстве, поскольку предусматривал возвращение репрессированным народам их прав и исторически принадлежавших им земель. Но эти земли в ряде случаев были давно переданы другим народам. Закон не оговаривал, как следует решать возникающие в таком случае конфликты интересов, что фактически сталкивало народы между собой. Таким образом, создание законодательной базы для решения национальных проблем в условиях ослабления государственной власти оказалось недостаточным для их решения.

Важными причинами разрастания этно-национальных конфликтов были, во-первых, усиливающийся экономический кризис, который обострял все социальные проблемы, и, во-вторых, процесс децентрализации власти. Он давал местным элитам, в том числе и национальным, надежду на усиление их позиций, но вместе с тем приводил к повышению их ответственности за решение общественных проблем. Во многих случаях региональные и национальные элиты, подобно союзному руководству, не были готовы проводить конструктивную экономическую политику. Поэтому они пошли по пути нагнетания национальных противоречий, рассчитывая таким образом сохранить контроль над своими народами.

Основными регионами СССР, где получили развитие этно-национальные конфликты, были Молдавия, Средняя Азия (Узбекистан, Киргизия и Таджикистан) и Закавказье.

Конфликт в Приднестровье, приведший к возникновению Приднестровской Молдавской Республики, начался еще в 1989 году. В то время на первый план общественной жизни в Молдавской республике выдвинулся вопрос о государственном языке. Население по берегам Днестра (русские, украинцы, гагаузы) выступило против политики нового руководства, нацеленной на придание молдавскому языку статуса единственного государственного языка. Русскоязычное население Молдавской республики видело в этом проявление дискриминации. Кроме того, оно не поддерживало стремление молдавского руководства к отделению от СССР. В Приднестровье происходили митинги и забастовки протеста, а местные органы власти начали выходить из подчинения Кишиневу и саботировали решения правительства. В 1990 году руководство Молдавии предприняло попытку силовым путем решить возникшее противостояние с Приднестровьем. 25–30 октября состоялся «поход на Гагаузию», в котором участвовали несколько тысяч молдавских националистически настроенных добровольцев под руководством Мирчи Друка. Их целью было сорвать проведение выборов в Верховный Совет самопровозглашенной Гагаузской Республики. В Гагаузию был введен молдавский ОМОН. Из Приднестровья в Гагаузию также прибыли автобусы с волонтерами, поддерживавшими гагаузцев. Местные жители вооружались и организовывали отряды самообороны.

Новое обострение конфликта произошло после августовского путча. 27 августа 1991 года была провозглашена независимость Республики Молдова. В ответ Верховный Совет Приднестровья 2 сентября утвердил Конституцию, флаг и герб независимой Приднестровской Республики. 1 декабря в Приднестровье состоялся референдум, на котором 97,7% граждан высказалось за независимость. Весной-летом 1992 года конфликт вылился в кровопролитные столкновения между молдавскими и приднестровскими вооруженными силами. 19–21 июня произошла битва за Бендеры. Так назвали кровопролитный штурм молдавскими войсками города, который защищали приднестровские гвардейцы (отряды добровольцев), казаки и российские добровольцы (см. статью «Генерал Лебедь » ) . Войска российской 14-й армии способствовали смягчению конфликта, однако на протяжении ряда лет Приднестровье оставалось очагом напряженности на границах России. В июле 1992 года в Москве президент РФ Борис Ельцин и президент Молдовы Мирча Снегур подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта в Приднестровье, положившее конец военным действиям, но конфликт остается «замороженным» до сегодняшнего дня.

Этно-национальные конфликты в Средней Азии начались кровавыми событиями в Ферганской долине. В 1944 году турки, проживавшие в области Месхети (Грузия), были насильственно депортированы в Узбекистан. В конце 80-х в Узбекистане стали обостряться национальные противоречия. Представители «титульной» нации – узбекского большинства - стали заявлять о своих преимущественных правах на землю и другие ресурсы. В мае 1989 года в Фергане начались массовые драки между узбеками и турками, переросшие в настоящие погромы и даже столкновения толп погромщиков с милицией и войсками. Внутренние войска с трудом взяли ситуацию под контроль, причем во избежание дальнейших расправ более 15 тысяч турок были вывезены на территорию РСФСР. В ходе Ферганских событий погибли более ста человек и около тысячи получили ранения () .

Проявлением этно-национальных конфликтов в Киргизии стала Ошская резня (4–7 июня 1990 года). Конфликт был спровоцирован неспособностью местного советского руководства решить острые экономические проблемы в отношениях между киргизским меньшинством и более зажиточным узбекским большинством в Ошской области. Кроме того, узбекское большинство выдвигало требования административной и культурной автономии. В вооруженных столкновениях и погромах приняли участие несколько десятков тысяч человек. Точное число жертв неизвестно, но сообщалось о тысячах убитых.

В Таджикистане 12–14 февраля 1990 года произошли массовые беспорядки в Душанбе. Беспорядки начались с антиармянских митингов, вызванных прибытием в Таджикистан армянских беженцев из Азербайджана, но вскоре переросли в серию вооруженных столкновений и грабежей мирного населения. По сути, это был межклановый конфликт внутри Таджикистана, конфликт между группами таджикского населения. Только вводом войск конфликт удалось остановить. Он послужил прологом к кровопролитной гражданской войне в Таджикистане в 1992–97 годах, в ходе которой погибли более 60 тысяч человек, а около миллиона стали беженцами.

Главным центром этно-национальных конфликтов сталоЗакавказье. Этот регион характеризовался крайне сложной этно-национальной ситуацией, связанной с разнообразием его этнического состава, наличием многочисленных районов компактного проживания национальных меньшинств, а также наследием драматической истории взаимоотношений между народами, во многом связанной с произволом и репрессиями сталинской поры.

На фоне усиления националистических настроений в республиках СССР, в том числе в Армении и Азербайджане, особую остроту приобрел вопрос о статусе Нагорного Карабаха, населенного преимущественно армянами автономного округа в составе Азербайджанской ССР. Как в самом Карабахе, так и в Армении начались волнения армян, которые требовали передать Карабах в состав Армянской ССР. Союзное руководство во главе с М. Горбачевым отделывалось обещаниями рассмотреть этот вопрос.

В условиях роста напряженности многие армяне, опасаясь за свою жизнь, бежали из Азербайджана, а азербайджанцы – из Нагорного Карабаха и Армении. 27–29 февраля 1988 года после многодневного митинга произошел погром армян в Сумгаите (Азербайджан). Государственные органы и милиция бездействовали и не пресекали беспорядков. Некоторые азербайджанцы прятали своих соседей-армян, другие же примыкали к погромщикам. Несколько десятков человек были убиты, сотни получили ранения. Это был один из первых случаев массового насилия на почве этно-национальной ненависти в годы перестройки. Только после ввода войск погромы удалось остановить.

Но конфликт не был разрешен. В сентябре 1988 года азербайджанское население были изгнано из Степанакерта, а армянское – из Шуши. 13–20 января 1990 года произошли погромы армян в Баку, в ходе которых, по разным оценкам, погибло от 50 до 300 человек, сотни людей получили ранения. Только объявление чрезвычайного положения и введение войск в Баку позволило остановить резню, однако в результате штурма города войсками погибло 134 и было ранено более 700 мирных жителей.

Новый этап армяно-азербайджанского конфликта начался в связи с распадом СССР осенью 1991 года. Заявление Азербайджана о выходе из состава СССР в августе 1991 года вызвало немедленную реакцию в Карабахе. 2 сентября здесь была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. 25 сентября, в ответ на наступление армянских отрядов, азербайджанцы начали многомесячный обстрел главного города округа - Степанакерта. Вывод советских войск из района конфликта (в связи с распадом СССР) и захват сторонами значительной части оставленного оружия привели к широкомасштабной войне.

Началом войны 31 января 1992 года стало массированное наступление азербайджанских войск в Нагорном Карабахе. Карабахская война шла с переменным успехом до 1994 года, причем военные действия сопровождались погромами мирного населения. Только 9 мая 1994 года сторонами был подписан Бишкекский протокол, не разрешивший, но заморозивший конфликт. Потери сторон точно не известны, но речь шла о тысячах убитых, в том числе женщин и детей. Заключение мира не решило проблемы Нагорного Карабаха. Нагорно-Карабахская Республика остается непризнанной, но де-факто независимой республикой на территории Азербайджана, наличие которой до сих пор осложняет политическую ситуацию в Закавказье.

Два острых этно-национальных конфликта развернулись на территории Грузии. Это, во-первых, грузино-абхазский конфликт. Абхазия с 1931 года была автономной республикой в составе Грузинской ССР. 18 марта 1989 года Сход абхазского народа в селе Лыхны провозгласил отделение Абхазии от Грузии (в Грузии протест против этого решения привел к многодневному митингу у Дома правительства в Тбилиси, разогнанному 9 апреля 1989 года советскими войсками). В июне в Сухуми (Абхазия) произошли столкновения между грузинами и абхазами. Только введение советских войск в район конфликта позволило прекратить кровопролитие.

Однако конфликт не был исчерпан. Стремление Грузии к самостоятельности, все более отчетливо проявлявшееся в 1990–91 годах, и ее выход из состава СССР создавали благоприятные условия для пересмотра статуса входивших в нее в качестве автономных республик Абхазии и Южной Осетии, которые заявили о своем стремлении стать союзными республиками в составе СССР, т.е. отделиться от Грузии. Закон о порядке выхода союзных республик из СССР, принятый в апреле 1990 года, придал легитимность этим планам. 25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазской АССР принял декларацию об ее суверенитете. Конфликт еще более обострился весной 1991 года, когда большинство абхазов (в том числе и на мартовском референдуме о судьбе Союза) выступили за сохранение СССР и против выхода из его состава.

14 августа 1992 года началась первая грузино-абхазская война. Отряды национальной гвардии Грузии вторглись в Абхазию. Грузинская сторона имела превосходство в вооружении, но Абхазию поддержала Конфедерация горских народов Кавказа, на ее стороне сражались адыгейские и чеченские добровольцы (во главе с Шамилем Басаевым). Российское правительство не вмешивалось в конфликт, хотя российские добровольцы отправились в Абхазию, а мирному населению была оказана поддержка продовольствием и медикаментами. Война унесла жизни 8 тысяч человек. Около 250 тысяч грузин вынуждены были бежать из Абхазии в Грузию. Временное урегулирование конфликта в 1993 году не прекратило вражды, и в 1998 году вспыхнула вторая грузино-абхазская война. По различным данным, за время этой войны было сожжено более тысячи домов, сотни людей погибли или получили ранения.

Грузино-южно-осетинский конфликт напоминал грузино-абхазский. Южная Осетия в советское время была автономной областью в составе Грузинской ССР. В ноябре 1989 года областной Совет народных депутатов Южной Осетии принял решение о статусе автономной республики. Т олчок к конфликту дало принятое в августе решение Верховного Совета Грузинской ССР о признании грузинского языка официальным языком на территории Южной Осетии. 23 ноября 1989 года лидер грузинского Народного фронта Звиад Гамсахурдиа организовал поход нескольких тысяч своих сторонников на Цхинвали, куда их не пустили войска при поддержке местных жителей. Началась осада Цхинвали грузинскими добровольцами, сопровождавшаяся вооруженными стычками. В условиях возрастающей напряженности в последующие годы около 200 тысяч осетин бежали из Грузии в Южную Осетию или из Южной Осетии – в Северо-Осетинскую автономную республику в составе РСФСР.

Конфликт обострился в 1990 году в связи с по литикой г рузи нского Народного фронта, направленной на отдел ение от СССР . 20 сентября 1990 года была провозглашена Юго-Осетинская республика, которая выдвинула требование о признании ее статуса союзной республики в составе СССР. В январе 1991 года в Цхинвали введены части грузинской милиции. Только введение миротворческих сил в Южную Осетию в июле 1992 года привело к прекращению военных действий.

Следует отметить, что в ряде случаев национальные противоречия не вылились в вооруженные столкновения (например, в Крыму или Прибалтийских республиках). Но вооруженные этно-национальные конфликты, начавшиеся еще в эпоху существования СССР и продолжившиеся после его распада, были характерной чертой конца 80-х – начала 90-х годов. Во многих случаях их удалось только на время заморозить, а последствия этих конфликтов до сих пор ощущаются на пространстве бывшего СССР.

«Парад суверенитетов автономных республик» (провозглашение автономными республиками в составе РСФСР своего государственного суверенитета)

Из закона СССР от 03.04.1990 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»

Статья 2.

Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). <…>

Статья 3.

В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. <…>

Статья 6.

Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики. <…>

Статья 9.

Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР. В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР.

Статья 10.

В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.

Статья 19.

В последний год переходного периода <…> может быть проведен повторный референдум. <…> Проведение повторного референдума является обязательным, если этого требует одна десятая часть граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики. <…>

В случае, если за подтверждение решения о выходе союзной республики из СССР проголосовало менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики, <…> решение о выходе союзной республики из СССР считается отмененным и процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.

Из закона РСФСР от 26.04.1991 «О реабилитации репрессированных народов»

Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим (репрессированным) народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов. <…>

Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов.

Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением. <…>

Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Из книги А. Осипова «Ферганские события: конструирование этнического конфликта»

По данным Генеральной прокуратуры СССР, к концу 1990 года имелись сведения о 112 погибших, в том числе 51 турке. К концу июля следственная бригада выявила более 2 тысяч лиц, причастных к совершению правонарушений, из них примерно 600 «активистов». К началу октября 1989 года было арестовано 225 человек, из них 41 – за умышленные убийства. К декабрю возбуждено 238 уголовных дел.

Августовский путч 1991 г . Угроза подписания нового союзного договора, согласно которому республики СССР получили практически полную автономию, вынудила наиболее реакционно настроенную часть руководства страны пойти на крайние меры. 19 августа 1991 г. в стране ввели чрезвычайное положение, в крупные города были введены войска. Была запрещена деятельность всех партий, кроме КПСС, демократически настроенные средства массовой информации были закрыты, по всей стране был введен комендантский час.
Пользуясь отсутствием в Москве М. С. Горбачева, и. о. президента СССР Г. И.Янаев, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков объявили, что вся полнота власти принадлежит сформированному ими «Государственному комитету по чрезвычайному положению» (ГКЧП). Основной задачей своих действий ГКЧП объявил сохранение СССР и социалистических порядков.
Главным политическим противником ГКЧП был только что избранный президент РСФСР Б. Н. Ельцин, поэтому против него был направлен основной удар. Для ареста Б. Н. Ельцина и его сторонников к зданию Верховного Совета, где он находился, были отправлены спецподразделения. Но переворот провалился. Народ не поддержал программу ГКЧП, а руководители силовых структур отказались применять оружие против своих граждан. К тому же среди самих членов ГКЧП не было единства и решимости идти к поставленной пели до конца. Инициатива полностью перешла к демократическому лагерю, и уже 22 августа «путчистов» арестовали.
Основными последствиями «августовского путча» стали лишение КПСС власти и ускорение процесса распада СССР.
Распад СССР . К сентябрю 1991 г. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми, и Россия вынуждена была официально признать это. Но это был еще не конец СССР, агония некогда великого государства продолжалась еще несколько месяцев до декабря 1991 г., когда из него вышла одна из республик-учредительниц - Украина.
Распад СССР довершили Беловежские соглашения. Лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) 8 декабря 1991 г. подписали документ о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. Чуть позже в состав СНГ вошли и другие бывшие республики СССР, кроме трех прибалтийских и Молдавии. Правопреемницей СССР стала Россия, практически вернувшаяся, таким образом, к своим границам XVII в.
Распад СССР чуть было не повлек за собой распад РФ, так как многие автономные республики изъявили желание стать самостоятельными. Только большие уступки и твердая позиция президента предотвратили этот процесс.
В результате длительных переговоров 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали Федеративный Договор, согласно которому к субъектам Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт-Петербург.
Противостояние президента и парламента. Первым Президентом России, еще в составе СССР, 12 июня 1991г. был избран Б. Н. Ельцин. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку более 60 % граждан, принявших участие в голосовании. Вторым лицом в государстве являлся вице-президент А. В. Руцкой. На 5 съезде Верховного Совета России председателем этого органа власти был избран Р. И. Хасбулатов, представлявший, таким образом, высшую законодательную власть в РФ.
Уже в 1993 г. между президентом и парламентом начались разногласия по вопросу о формах проведения реформ. К осени эти разногласия достигли своей высшей точки и 21 сентября 1993 г. Ельцин объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхней палаты парламента Совета Федерации.
В ответ на это на срочно созванном 23 сентября X съезде народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских полномочий Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону.
«Белый дом» был, как и в 1991 г., блокирован войсками, на улицах снова появились баррикады, однако уставший от политических потрясений народ на этот раз не выразил своей поддержки ни одной из сторон. 3 октября сторонники парламента перешли в наступление, они пытались захватить здание телецентра, но это нападение было отбито, и уже 4 октября все закончилось.
В этот день по приказу президента тяжелые танки, выведенные на прямую наводку, не встречая никакого ответного сопротивления, расстреляли здание парламента. Обстрел длился несколько часов и в прямом эфире транслировался по телевидению. Начавшийся пожар и большое количество погибших и раненых заставили парламентариев сдаться. С кровавой войны в России началась новая эра - эра президентского правления.
Выборы в Государственную думу 1993 г . В декабре 1993 г. одновременно состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по проекту новой Конституции. Согласно новой конституции, одобренной большинством избирателей, Россия стала президентской республикой. Дума, по конституции, продолжает играть важную роль в политической жизни страны, но ее полномочия ограничены.
По итогам выборов состав ГД сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока «Выбор России» (Е. Т. Гайдар) - 96 мест. Второе место получила Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского- 70 мандатов. Компартия России (КПРФ) (Г.А.Зюганов) получила 65 мандатов, Аграрная партия России, близкая по взглядам к КПРФ, - 47 мандатов. Остальные партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и «Женщины России») получили от 14 до 21 мандата.
Таким образом, состав ГД точно отражал глубочайшее расхождение политических пристрастий народа. Ни сто ронники президента, ни его противники не имели твердого, необходимого для бескомпромиссной законотворческой деятельности большинства.
Выборы в Государственную думу 1995 г. Выборы в ГД, согласно Закону о выборах, предусматривали теперь 5 % барьер для проведения избирательными блоками своих депутатов по федеральному списку. Т. е. избиратель отмечал в бюллетене не только фамилию кандидата, но и блок, которому он отдает предпочтение.
На конец 1995 г. данные по наиболее популярным блокам оказались следующими: КПРФ - 22,3% голосов избирателей, ЛДПР - 11,8 %, «Наш дом Россия» - 10 %, «Яблоко» - 6,89 %. По одномандатным округам предпочтение избирателей и их симпатии распределились примерно также: КПРФ получила 58 мандата, НДР - 10, «Яблоко» - 14. Таким образом, ГД в 1995-1999 гг. была по своему составу прокоммунистической. Однако, поскольку Россия уже была президентской республикой, это не имело решаюшего значения для определения ее политического и экономического курса. Гораздо более значимы были грядущие выборы президента.
Президентские выборы 1996 г. Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б. Н. Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований.
Избиратели были поставлены перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое, которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. В первом туре выборов большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. На прошедшем 3 июля втором туре выборов победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8 % избирателей, или около 37 % общего списка имеющих право голоса россиян.
Выборы в Государственную думу в 1999 г. Выборы в ГД 19 декабря 1999 г. принесли следующие результаты: первое место снова заняла КПРФ, получив 111 мандатов, на втором месте оказался блок «Единство» («Медведь») с 76 мандатами, на третьем ОВР («Отечество - вся Россия») - 62 мандата, на четвертом СПС («Союз правых сил»), на пятом «Яблоко» - 22 мандата и на шестом блок Жириновского- 17 мандатов.
Выборы президента в 2000 г. 26 марта 2000 г. прошли выборы Президента РФ; как и предполагалось, убедительную победу уже в первом туре одержал и.о. президента В. В. Путин, набрав 52,64 % голосов; второе место вновь, как и 4 года, назад занял лидер коммунистов Г. А. Зюганов, получив 29,34 %. Третье место досталось яблочнику Г. А. Явлинскому - 5,84 %. Четвертое А. М. Тулееву - 3,02%. И только пятое В. В.Жириновскому - 2,72 %. Таким образом, новым президентом России стал В. В. Путин.
Экономическое развитие. Дефицит. В конце 1991 г. экономическая ситуация в стране была весьма напряженной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производство и привело к его свертыванию. В магазинах и на складах отсутствовали товары первой необходимости, в некоторых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.
В связи с этим правительство РФ разработало концепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. председателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь резкий переход от социалистической экономики к капиталистической вызвал к жизни целый ряд негативных моментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы - в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей России оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен занимаемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.
Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных займов у иностранных государств и международных фондов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.
Приватизация- передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ приватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражданин РФ получил приватизационный чек, т. е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капиталовложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту социальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.
Полученные за счет приватизации и кредитов деньги не были вложены в реальный сектор экономики и очень быстро закончились, что в результате повлекло за собой дефицит бюджета. Для получения средств государство было вынуждено передавать наиболее доходные предприятия в управление частных компаний - это окончательно уничтожило значимость и прибыльность госсектора. Однако политическая конъюнктура (близящиеся выборы) требовала немедленной подпитки социальной сферы, в связи с чем на финансовый рынок были выброшены акции ГКО, по сути дела, была построена финансовая пирамида, обреченная на крах.
Дефолт. 17 августа 1998 г. правительство, будучи не в состоянии обеспечить выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), разрешило банкам в течение 90 дней не производить выплат по своим финансовым обязательствам нерезидентам, т. е. объявило фактический дефолт (в экономике - отказ платить по своим обязательствам).

Курс доллара мгновенно вырос в 4 раза, акции российских компаний упали. После девальвации рубля правительство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Финансовый кризис перерос в политический после двукратного отказа Государственной думы утвердить В. С. Черномырдина на посту премьер-министра. Компромиссной для депутатов фигурой оказался Е. М. Примаков, в правительство которого были включены кандидаты от КПРФ. Падение рубля продолжалось в течение года, кризис охватил все социальные сферы: резко выросла безработица, упал и без того низкий уровень жизни.
В 1999-2000 гг. ситуация в экономике начала стабилизироваться. Рост курса доллара был остановлен, была достигнута договоренность о реструктуризации внешних долгов России. Правда, уровень зарплат в госсекторе и на большинстве частных предприятий так и не поднялся до прежнего докризисного уровня. Обострилась борьба между экономическими группами за наиболее доходные отрасли производства.
Чеченские войны. Еще до официального прекращения существования СССР, осенью 1991 г., в Чечне был осуществлен государственный переворот. Во главе республики встал Д.Дудаев, бывший генерал Советской Армии. Ни руководство СССР, ни впоследствии РФ не признали независимость мятежной республики, считая ее субъектом РФ. Это означало продолжение финансирования Чеченской республики по всем статьям производственного и социального обеспечения. Полученные средства руководство Чечни направляло на организацию и вооружение незаконных военных формирований. Способствовало этому процессу и наличие в Чечне огромных запасов вооружения, оставленного там частями СА. Не подчиняясь федеральному центру, Чечня стала постоянной угрозой безопасности РФ.
Желая ликвидировать этот очаг напряженности на Северном Кавказе и взять под контроль республику, правительство РФ негласно поддержало оппозиционные Дудаеву силы в Чечне. Однако в ходе гражданской войны между дудаевцами и их противниками последние были разбиты, что вынудило российское руководство пойти на силовое решение проблемы. Поводом ввода войск в Чечню послужил отказ Дудаева выдать пленных российских офицеров, воевавших на стороне его противников.
10 декабря 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск. Как было объявлено, целью военной операции являлись блокада Грозного, разоружение боевиков и восстановление на территории республики конституционного строя и правопорядка.
Начало военных действий в Чечне, наглядно продемонстрировало слабость военного руководства РФ. Нес-3 мотря на массовый героизм и высокий профессиональный уровень солдат и офицеров, из-за плохой подготовки и тактических просчетов федеральные войска смогли взять столицу Чечни - Грозный только в конце февраля 1995 г., ценой огромных потерь.
Противостоящие федеральным войскам чеченские боевики после потери Грозного и других крупных городов Чечни перешли к партизанской войне, руководил ими объявленный преступником Д.Дудаев.
В ходе полномасштабных боевых действий города И села Чечни были сильно разрушены, была уничтожена практически вся инфраструктура, большинство населения ie имело ни средств к существованию, ни работы. Эти обстоятельства вынудили правительство России выделить ia восстановление Чечни особую статью расходов.
В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием UJ. Басаева совершил налет на г. Буденовск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех находившихся в городской больнице и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все требования боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но сложный переговорный процесс был сорван в октябре 1995 г. з результате покушения на командующего российскими войсками генерала А. С. Романова. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в январе 1996 г. по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в России усилились требования прекратить военные действия. Промосковские власти в Чечне не сумели завоевать доверия населения и вынуждены были искать запиты федеральных властей.
Гибель Дудаева в апреле 1996 г. ситуации не изменила. 13 августе чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о введении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 1996 г. в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, ведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет. По неофициальным данным, число погибших во время войны составило 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), Раненых - 240 тыс. Российская армия потеряла почти 25 тыс. человек.
По итогам выборов, состоявшихся в Чечне в конце января 1997 г., президентом республики стал бывший полковник Советской Армии А. Масхадов, сформировавший новый состав чеченского руководства, в основном из полевых командиров. Однако реальной полнотой власти А. Масхадов не обладал, что повлекло за собой превращение Чечни в бандитское государство, где правил не закон, а сила оружия.
В начале августа 1999 г. начался военный конфликт в Дагестане, спровоцированный чеченскими боевиками под командованием Басаева и Хаттаба. Отряды численностью около 2 тыс. человек захватили несколько сел в Ботлихском районе (на юго-западе Дагестана) под предлогом установления в этом регионе Северного Кавказа исламской республики. В конце августа боевики были выбиты из этого района федеральными войсками. Но конфликт начал разрастаться, охватив практически все приграничные с Чечней районы Дагестана.
Не надеясь на военную силу, боевики прибегли к терроризму: были заложены подрывные устройства и взорваны жилые дома в Буйнакске, Волгодонске и Москве, погибли сотни ни в чем не повинных людей. Это привело к возвобновлению боевых действий в Чечне.
Осенью 1999 г. федеральные войска вновь были введены в Чечню, После длительных кровопролитных боев российским войскам удалось взять штурмом Грозный и ряд других населенных пунктов Чечни. К началу мая 2000 г. практически вся территория Чечни перешла под контроль федерального центра. На освобожденной от боевиков территории стала возрождаться нормальная жизнь.
Внешняя политика . Распад СССР привел к появлению двух линий во внешней политике РФ: взаимоотношений с государствами ближнего (бывшие республики СССР) и дальнего зарубежья (весь остальной мир).
РФ и ближнее зарубежье. Внешнеполитический курс РФ в отношении стран ближнего зарубежья строился на принципах формирования нового типа сотрудничества, основанного на взаимном уважении и доверии. Важнейшей задачей на начальном этапе было определение круга общих задач и интересов.
СНГ оказался довольно рыхлой организацией, где каждый член союза «тянул одеяло на себя». К 1993 г. окончательно рухнула единая рублевая зона, каждое государство обзавелось своей валютой. Большой проблемой стал раздел некогда общего имущества Советской Армии, особенно негативные последствия имела неудачная попытка создать объединенные вооруженные силы СНГ.
В связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и Севастополя обострились отношения России с Украиной. Только в 1997 г. после больших уступок со стороны РФ были достигнуты договоренности по этому вопросу.
Определенная напряженность возникла и в вопросе сокращения ядерного оружия. На момент распада СССР ядерное вооружение базировалось на территории не только Российской Федерации, но и в Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать России находившееся на их территории ядерное оружие. Однако из-за осложнений российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Только в 1994 г. было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного потенциала на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Наиболее тесные и добрососедские отношения установились между РФ и Белоруссией, создано единое экономическое пространство, заключен договор о создании союзного государства. Хочется верить, что процесс интеграции этих двух независимых государств будет продолжаться.
РФ и дальнее зарубежье. Помощь западных стран попавшей в тяжелое экономическое положение России заставила нашу страну некоторое время идти в русле их политики. Этот процесс имел как положительные, так и отрицательные стороны.
Так, в 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительные сокращения своих ядерных потенциалов (на 2/3) к 2003 г. В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. Из стран Европы были полностью выведены российские войска.
Однако очень скоро в отношениях между Россией и Западом наметился целый блок противоречий, в частности по вопросу о вступлении в НАТО бывших социалистических стран (Польши, Чехии и т.д.), по поводу бомбежек Югославии войсками НАТО, по чеченской проблеме. Большой отрицательный резонанс в мире вызвала попытка объединения России и европейских стран для создания противовеса США.
Эти противоречия вызвали некоторое охлаждение отношений. МВФ отказался продолжить политику предоставления кредитов РФ. Совет Европы приостановил членство РФ в этой организации, выставляя в качестве причины нарушение прав человека в Чечне, и т.д.
Югославский кризис. Одним из самых серьезных противоречий между Россией и НАТО была позиция но отношению к Сербии. После распада СССР в Югославии в 1990-1991 гг. наметились аналогичные тенденции. Сторонниками сохранения федерации выступили лишь Сербия и Черногория, остальные республики склонялись к конфедерации и полной независимости. Первой провозгласила свою независимость Словения, но особенно тяжело сербами было воспринято заявление Хорватии о выходе из СФРЮ, ведь на значительной части ее территории проживали сербы. Начались военные действия, вначале успешные для сербов, но из-за иностранного вмешательства Сербская Краина была практически очишена от сербов.
Конфликт продолжился в Боснии и Герцеговине, где после тяжелых сражений, этнических чисток и взаимных обвинений в геноциде под нажимом НАТО и ООН в 1995 г. были подписаны мирные соглашения. Контроль за соблюдением этих соглашений был возложен на силы ООН.
Следующим пунктом программы НАТО стало отторжение от Сербии автономного края Косово под предлогом зашиты интересов проживающих там албанцев.
В ночь с 23 на 24 марта 1999 г. авиация НАТО начала бомбардировки Сербии, в результате которых экономике страны и ее жителям был нанесен колоссальный ущерб. Косовский кризис вызвал крупнейший конфликт между НАТО и Россией после окончания «холодной войны».

Опыт войны в Афганистане и других локальных войн заслуживает самого пристального внимания при решении проблем развития Вооруженных Сил, обучения и воспитания личного состава

Знать военную историю, историю Вооруженных Сил будущему офицеру важно, потому что она развивает нравственную природу человека путем изучения прошлого, чтобы воспитать молодое поколение, чтобы оставить грядущему поколению не искаженную историю.

Но еще более полезной военная история считается с точки зрения познания заключенного в ней опыта вооруженной борьбы.

Известный военный историк, профессор академии ГШ - генерал Орлов Н.А.писал: «Военная история является богатейшей и неистощимой сокровищницей военного опыта целых тысячелетий, из которой военные науки черпают материал для своих выводов. Она восполняет до некоторой степени недостаток личного опыта. Военные науки отличаются от других наук, тем, что повторение опыта для них недоступно, так как явление войны слишком сложны и сопряжены с потерей человеческих жизней. Опыт мирного времени может воспроизвести лишь обстановку действий, подготовку боя, но не само действие».

Таким образом, значение военно-исторических знаний для будущих офицеров велико и многогранно.

47. СССР - РФ: борьба с вооруженными националистическими группировками (1920-1956 гг.), а также этнические и региональные конфликты на территории бывшего СССР (1988-1991 гг.) и России (1991-2000 гг.).

Этнические и межрегиональные вооруженные конфликты:

Армяно-азербайджанский (Карабахский) вооруженный конфликт (1988-1994 гг.);

Грузино-осетинский (юго-осетинский) конфликт (1991-1992 гг.);

Вооруженный конфликт в Приднестровье (1992 г.);

Грузино-Абхазский вооруженный конфликт (1992-1994 гг.);

Гражданская война в Таджикистане (1992-1996 гг.);

Вооруженные конфликты на Северном Кавказе (1920-2000 гг.);

Осетино-Ингушский конфликт (октябрь-ноябрь 1992 г.);

Вооруженные конфликты и антитеррористические операции в Чечне и Дагестане (1920-2000 гг.);

Антитеррористическая операция на Северном Кавказе (август 1999-2000 г.);

Операция на территории Республики Дагестан;

Операция на территории Чеченской Республики.

Одной из особенностей современного мира является постоянное возрастание её агрессивности. Воинствующие силы ведут против государств и стран, освободившихся от колониального гнета, непрерывную борьбу в различных формах, стремятся помешать экономическому росту этих государств, разоружить их идеологически, расколоть и изолировать политически. Наиболее реакционные круги терроризма пытаются делать ставку на противоречиях между развитыми и развивающимися странами, между странами исповедующими ислам и христианство, на постоянное обострение международной обстановки, на актах прямой агрессии. Все это вынуждает народы миролюбивых стран повышать бдительность и активизировать действия в защиту мира, демократии и социального прогресса.

Усиление агрессивности и создание ими напряженной международной обстановки требуют от Вооруженных Сил быть в постоянной готовности к отражению любой агрессии.

Применение новых средств и способов вооруженной борьбы по-иному поставило вопрос обучения и воспитания личного состава. Наряду с военной обученностью и умением войск мастерски использовать вооружение и боевую технику от них потребовалась высокая морально-психологическая подготовка.

Опыт локальных войн показал, что наступление по-прежнему является основным видом боевых действий. Сохраняют свое значение такие принципы его ведения, как решительное массирование сил и средств на направлении главного удара,- внезапность действий, надежное огневое поражение обороняющегося противника, ведение наступления на широком фронте и в высоких темпах, надежное управление войсками и постоянное взаимодействие всех сил и средств.

В наступательном бою нашли широкое применение танковые тактические группы, усиленные мотопехотой и вертолетами. Они использовались для самостоятельных действий в глубоком тылу противника с целью захвата важных районов, объектов, стартовых площадок ЗУРС и НУРС. Новым в боевом применении танковых подразделений, усиленных ПТУРСами, явилось использование их в качестве противотанковых заслонов.

В локальных войнах широкое применение получили вертолеты, которые успешно выполняли боевые задачи в тесном взаимодействии с войсками непосредственно на поле боя.

Опыт оборонительных действий свидетельствует о возросших возможностях обороны, особенно по борьбе с танками и авиацией наступающей стороны. При этом важнейшим требованием к обороне остается ее активность, наивысшей формой проявления которой были, контратаки и контрудары. Локальные войны показали возросшее противоборство между танками и противотанковыми средствами. Наиболее эффективными средствами борьбы с танками оказались ПТУРСы и вертолеты огневой поддержки.

Существенное влияние на ход и исход боевых действий оказывала авиация. Возросшие возможности авиации позволяют ей значительно успешнее, чем раньше, решать задачи по завоеванию и удержанию господства в воздухе, по непосредственной поддержке боевых действий частей и соединений, по изоляции района боевых действий от притока резервов, по срыву подвоза различных материально-технических средств.

В локальных войнах проявилась тенденция к более тесному взаимодействию кораблей с частями и соединениями сухопутных войск. При этом действия сил флота нередко подчинялись интересам наземных войск, развертывающих бои на приморских направлениях. Большое развитие получили амфибийно-десантные средства, а также морская пехота.

Опыт локальных войн свидетельствует о значительно возросшей роли материально-технического обеспечения боевых действий войск. Для этой цели кроме автотранспорта широко применялись авиация, особенно вертолеты, а также транспортные корабли военно-морского флота. Практика локальных войн подтвердила решающую роль в войне человека и постоянное возрастание его роли, несмотря на наличие высокоэффективной техники, оружия и различных автоматизированных средств управления оружием и войсками. В связи с этим повысились требования к индивидуальной подготовке военнослужащих всех специальностей, поскольку наличие группового оружия предполагает высокую подготовку каждого из членов экипажа и расчета.

Краткие выводы

В послевоенном строительстве Вооруженных сил в развитии государств произошли значительные изменения. Решающим фактором этих изменений явилось появление и непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия и превра­щение его в главное средство вооруженной борьбы.

Ракетно-ядерное оружие увеличило боевые возможности войск и предъявило к ним новые требования. Сухопутные войска стали полностью моторизованными, а их основу сегодня составляют бронетанковые войска.

Развитие ВВС шло по линии оснащения их сверхзвуковыми реактивными самолетами с увеличенным радиусом действия, вооруженными НУРСами и УРСами с обычными и ядерными боеголовками.

В развитии ВМС главным направлением явилось превращение атомного ракетоносного подводного флота в главную ударную силу, По мере развития ракетно-ядерного оружия изменялись взгляды на способы ведения боя и операции. Их развитие шло в направлении увеличения размаха наступательных действий, отказа от наступления на сплошном фронте и перехода к действиям на отдельных направлениях, применения бронетанковых частей и соединений в первых эшелонах, превращения наступления с ходу в основной способ действий войск. Развитие способов ведения обороны находило выражение в увеличении ширины полос и глубины обороны, повышении ее устойчивости, .отказе от шаблонного позиционного построения и превращении мобильной обороны в основной способ оборонительных действий войск.

Опыт локальных войн показывает, что основная тяжесть в решении боевых задач и достижении целей войн приходилась на сухопутные войска. В подавляющем большинстве успешное выполнение боевых задач достигалось совместными усилиями всех родов сухопутных войск. Основным огневым средством в наступлении и обороне являлась артиллерия. Опыт войн, в особенности арабо-израильской войны 1973 г., подтвердил высокую боевую эффективность самоходной артиллерии. Боевая практика показала, что ПТУРСы являются весьма эффективным противотанковым оружием.

Несмотря на то, что во многих локальных войнах боевые действия велись на труднодоступной местности, танковые войска нашли широкое применение и играли при этом важную роль. Диапазон их боевых задач существенно расширился. В наступлении танки придавали группировкам войск высокую живучесть, способствовали ведению высокоманевренных боевых действий на большую глубину. В обороне танковые подразделения и части использовались для повышения ее активности и устойчивости.

Большая роль в локальных войнах принадлежала авиации, особенно тактической и армейской. Вместе с этим во Вьетнаме широко применялась и стратегическая авиация. Части и подразделения ВВС осуществляли поддержку и прикрытие наземных войск, завоевывали и удерживали господство в воздухе, а также использовались для переброски материально-технических средств. Большое развитие получили вертолеты.

В использовании ВМС характерным являлись как самостоятельные боевые действия сил флота, так и действия по поддержке сухопутных войск. Флот играл большую роль в успешном достижении целей совместных операций, нанося удары по важным военным и промышленным объектам и группировкам сухопутных войск, осуществляя высадку десантов, блокаду побережья с моря, оборону своего морского побережья, а также обеспечивая морские перевозки, перегруппировки и эвакуацию войск.

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ. В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Вооруженный конфликт в 1994-1996 годах (первая чеченская война)

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс человек (по данным МВД, до 15 тыс) регулярных войск и 30-40 тыс человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

11 декабря 1994 года началось выдвижение войск в направлении чеченской столицы - города Грозного. 31 декабря 1994 года войска по приказу министра обороны РФ начали штурм Грозного. Российские бронеколонны были остановлены и блокированы чеченцами в разных районах города, боевые подразделения федеральных сил, вошедшие в Грозный, понесли большие потери.

На дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск, поставленную задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД.

Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года. После взятия Грозного войска приступили к уничтожению незаконных вооруженных формирований в других населенных пунктах и в горных районах Чечни.

С 28 апреля по 12 мая 1995 года согласно Указу Президента РФ осуществлялся мораторий на применение вооруженной силы в Чечне.

Незаконные вооруженные формирования (НВФ), используя начавшийся переговорный процесс, осуществляли передислокацию части сил из горных районов к местам расположения российских войск, формировали новые группы боевиков, обстреливали блокпосты и позиции федеральных сил, организовали небывалые по масштабам террористические акты в Буденновске (июнь 1995), Кизляре и Первомайском (январь 1996).

6 августа 1996 года федеральные войска после тяжелых оборонительных боев, понеся большие потери, оставили Грозный. НВФ вступили также в Аргун, Гудермес и Шали.

31 августа 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о прекращении боевых действий, положившие конец первой чеченской войне. После заключения соглашения войска в предельно сжатые сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни.

12 мая 1997 года был заключен Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

Чеченская сторона, не соблюдая условий договора, повела линию на немедленный выход ЧР из состава России. Усилился террор по отношению к сотрудникам МВД и представителям местных органов власти, активизировались попытки сплотить вокруг Чечни на антироссийской основе население других северокавказских республик.

Подписание Хасавюртовских соглашений в 1996 году

31 августа 1996 года в Хасавюрте - дагестанском районном центре на границе с Чечней, секретарем Совета безопасности Российской Федерации Александром Лебедем и начальником штаба чеченских боевиков Асланом Масхадовым были подписаны документы, положившие конец первой чеченской войне - Хасавюртовские соглашения.

31 августа 1996 года в Хасавюрте - дагестанском районном центре на границе с Чечней, секретарем Совета безопасности Российской Федерации Александром Лебедем и начальником штаба чеченских боевиков Асланом Масхадовым были подписаны документы, положившие конец первой чеченской войне - Хасавюртовские соглашения. Были прекращены военные действия, из Чечни вывели федеральные войска, а вопрос о статусе территории был отложен до 31 декабря 2001 года.

Осенью 1991 года руководство Чечни заявило о государственном суверенитете и выходе республики из состава РСФСР и СССР. В течение последующих трех лет в Чечне распускались органы власти, отменялось действие законов РФ, началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим, президентом республики, генералом советской армии Джохаром Дудаевым.

9 декабря 1994 года Ельцин подписал указ "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта". 11 декабря, когда российские войска пересекли административную границу с Чеченской республикой, началась операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне, первая чеченская кампания.

Военные действия в республике продолжались около двух лет.

Потери федеральных сил в первой чеченской войне составили, по официальным данным, 4,103 тысячи убитых, 1,906 тысячи пропавших без вести, 19,794 тысячи раненых.

После двух лет боевых действий, террористических актов, рейдов боевиков и после смерти президента Чечни Дудаева были подписаны Хасавюртовские соглашения.

Подписание Хасавюртовских соглашений прошло через месяц после президентских выборов, победу на которых одержал действующий президент Борис Ельцин.

Подписи под Хасавюртовским миром поставили секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь и начальник штаба вооруженных формирований сепаратистов Аслан Масхадов, на церемонии подписания присутствовал глава Группы Содействия ОБСЕ в Чеченской республике Тим Гульдиман.

В документах были указаны принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой. Стороны обязались не прибегать к применению силы или угрозе силой, а также исходить из принципов Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Ключевые моменты урегулирования содержались в спецпротоколе. Главный из них - положение об "отложенном статусе": вопрос о статусе Чечни должен был быть решен до 31 декабря 2001 года. Решением оперативных проблем должна была заняться объединенная комиссия из представителей органов государственной власти России и Чечни. В задачи комиссии, в частности, входили контроль за выполнением указа Бориса Ельцина о выводе войск, подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных отношений Москвы и Грозного, а также программы восстановления экономики республики.

После подписания Хасавюртовских соглашений Чечня де-факто стала независимым государством, но де-юре - государством не признанным ни одной страной мира (в том числе Россией).

В октябре 1996 года Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление "О ситуации в Чеченской Республике", согласно которому документы, подписанные 31 августа 1996 года в городе Хасавюрте, считались "свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путем, не имеющими государственно-правового значения".

93 депутата Госдумы подали запрос в Конституционный суд о конституционности Хасавюртовских соглашений. В декабре 1996 года Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов ввиду неподведомственности поставленных в нем вопросов Конституционному суду Российской Федерации.

Хасавюртовские договоренности и последовавшее за ними в мае 1997 года заключение договора "О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия", который был подписан Борисом Ельцином и Асланом Масхадовым, не привели к стабилизации ситуации в регионе. После вывода российских вооруженных сил в Чечне начался межвоенный кризис: разрушенные дома и села не восстанавливались, из-за этнических чисток и боевых действий Чечню покинуло или было физически уничтожено почти все нечеченское население.

В 1999 году произошло вторжение чеченских вооруженных формирований в Дагестан, после чего обе стороны окончательно перестали соблюдать положения Хасавюртовских соглашений. Началась вторая чеченская кампания. В республике был введен режим контртеррористической операции, который длился почти 10 лет и был отменен только 16 апреля 2009 года.

Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 2009 годах (вторая чеченская война)

В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева.

Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню.

В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО.

23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. Для борьбы в горных районах Чечни кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр".

25-27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды. 2 марта Улус-Керт был освобожден.

Поcледней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе с. Комсомольское, завершившаяся 14 марта 2000 года. После этого боевики перешли на диверсионно террористические методы ведения войны, а федеральные силы противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии.

К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.

С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png