ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЮ
(Т.А.Никитина, А.Ю. Егоров)
Методические рекомендации. Данная методика позволяет выявить определенный уровень интернет-зависимости (зависимость от социальных применений Интернета, то есть от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными).
Тест
1.В свободное время я чаще:
А) играю в компьютерные игры;
Б) провожу время с друзьями;
В) посещаю Интернет.
2.С какого возраста Вы играете (компьютерные игры, Интернет - нужное подчеркнуть)
4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
3.Сколько раз Вы играете (компьютерные игры, Интернет - нужное подчеркнуть):
А) 1 раз в неделю;
Б) 3-4 раза в неделю;
В) каждый день, несколько раз в день;
Г) 1 раз в месяц;
Д) другое _________.
4.Сколько времени Вы находитесь в компьютерное игре, Интернете - нужное подчеркнуть):
А) 1-2 часа;
Б) 3-4 часа;
В) 5-6 часов;
Г) более 6 часов.
5.Какие компьютерные игры Вы предпочитаете (обвести до 2 букв):
А) аркады;
Б) головоломки;
В) игры на быстроту реакции и сообразительность;
Г) традиционные азартные игры (рулетка, казино и т. д.).
6.Возвращаетесь ли вы на другой день к игре, чтобы отыграться:
А) никогда;
Б) иногда;
В) чаще всего;
Г) почти всегда
7.Когда Вы находитесь в Интернете, то предпочитаете (обвести до 2 букв):
А) виртуальную реальность;
Б) E-MAIL;
В) ICQ (чаты общения);
Г) USENET (конференция);
Д) Internet Real Chat – сетевые игры (нужное подчеркнуть: бродилки, аркады, квесты, стрелялки, РПГ, симуляторы).
8.Когда Вы играете (компьютерные игры, Интернет - нужное подчеркнуть), то испытываете:
А) эйфорию;
Б) радость;
В) облегчение;
Г) азарт;
Д) расслабление.
9.Как часто Вы замечаете, что находитесь в игре или в Интернете больше запланированного времени:
А) иногда;
Б) редко;
В) часто;
Г) очень часто;
Д) всегда;
Е) это ко мне не относится.
10.Вы предпочитаете играть:
А) один;
Б) с друзьями.
11.Отношение близких (родителей, друзей) к Вашему увлечению:
А) играют вместе со мной;
Б) положительное;
В) нейтральное;
Г) отрицательное;
Д) резко отрицательно.
12.Когда Вы долго не играете или не находитесь в Интернете, Вы испытываете:
А) беспокойство;
Б) раздражительность;
В) чувство дискомфорта;
Г) чувство подавленности;
Д) чувство пустоты.
13.Как часто Вы откладываете встречи с друзьями и личные дела из-за компьютерных игр, Интернета:
А) иногда;
Б) редко;
В) часто;
Г) очень часто;
Д) всегда;
Е) это ко мне не относится.
14.Являются ли компьютерные игры, Интернет причиной проблем с учебой:
А) иногда;
Б) редко;
В) часто;
Г) очень часто;
Д) всегда;
Е) это ко мне не относится.
15.Отмечается ли в последнее время по каким-либо признакам ухудшение здоровья (обвести до 3 букв):
А) беспокойный сон;
Б) бессонница;
В) боль в кистях;
Г) сухость, жжение глаз;
Д) боли в спине;
Е) онемение пальцев рук.
16.В реальной жизни Вам свойственны (отметить до 3-4 букв):
А) тревожность;
Б) депрессия;
В) одиночество;
Г) недовольство окружающими;
Д) недовольство собой;
Е) невозможность расслабиться.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчет суммарного балла осуществляется с помощью ключа:
Баллы | ||||||||||
10Б | 13Е | 14Е | ||||||||
8Б,В,Г | 9А,Б | 10А | 13А,Б | 14А,Б | 15А,Б,В,Г,Д,Е |
|||||
8А,Г | 12А,Б,В,Г,Д |
Тесты
Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.
Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тесты
на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних
Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.
Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.
Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте «Да», если неверным – «Нет».
Блок I. Тесты для ребенка
Вариант 1.
- Часто ли Вы замечаете, что проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались? (да / нет)
- Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? (да / нет)
- Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? (да / нет)
- Замечете ли Вы, что Ваша успеваемость в школе стала хуже из-за того, что на учебу у Вас не остается времени, так как Вы слишком много времени проводите в сети? (да / нет)
- Часто ли Вы представляете, как вновь окажетесь в Интернете? (да / нет)
- Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? (да / нет)
- Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети Интернет? (да / нет)
- Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? (да / нет)
- Чувствуете ли Вы оживление, возбуждение, находясь за компьютером? (да / нет)
- Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна, с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? (да / нет)
Вариант 2.
- Вам приходилось просить учителей, родителей заменить хотя бы часть знаний компьютерными играми? (да / нет)
- Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить компьютерную игру? (да / нет)
- Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере? (да / нет)
- Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали? (да / нет)
- Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой или сайта, когда приходили родители, учителя, друзья? (да / нет)
- Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, раздражительности) или просто, чтобы успокоиться? (да / нет)
- Возникают ли у Вас головные боли после игры за компьютером? (да / нет)
- Пренебрегаете ли Вы приемом пищи из-за компьютерной игры? (да / нет)
- Пренебрегаете ли Вы личной гигиеной из-за компьютерной игры? (да / нет)
- В обычной жизни чувствуете ли Вы пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером? (да / нет)
Подсчет результатов: производится специалистами, проводившими тестирование.
«Да» – 1 балл,
«Нет» – 0 баллов.
0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.
Блок II. Тесты для родителей
Вариант 1. Ваш ребенок, …
- Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)
- Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)
- Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)
- Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)
- Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)
- Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)
- Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)
- Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)
- Посещает различные запретные сайты? (да / нет)
- Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)
Вариант 2. Ваш ребенок, …
- Испытывает раздражение при необходимости закончить игру? (да / нет)
- Из-за компьютерной игры жертвует времяпровождением с семьей, родными? (да / нет)
- После компьютерной игры жалуется на головные боли, возникает сухость слизистой оболочки глаз? (да / нет)
- Высказывает желание проводить в Интернете больше времени? (да / нет)
- Во время компьютерной игры полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры? (да / нет)
- Из-за компьютерной игры пренебрегает питанием, личной гигиеной? (да / нет)
- В результате систематического времяпровождения за компьютером, потерял интерес к учебе, к спортивным секциям, кружкам? (да / нет)
- Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми или общением он-лайн? (да / нет)
- Проводя длительное время в Интернете, нарушает режим дня? (да / нет)
- Предпочитает общение с виртуальными друзьями, чем с реальными? (да / нет)
Подсчет результатов: производится родителями.
«Да» – 1 балл,
«Нет» – 0 баллов.
Полученные баллы суммируются.
0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно (см. рекомендации );
4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);
7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).
Интернет подобно курению или алкоголю может вызывать пристрастие и эмоциональную зависимость, поэтому, чтобы не пропустить первые симптомы этого пристрастия, существует тест на интернет зависимость. Но помимо этого, для зависимости от интернета существует и ряд дополнительных признаков, которые могут помочь обратить внимание на угрожающую ситуацию.
Типы интернет зависимости
Пристрастие к регулярным визитам на определеные сайты, делит интернет-аддикцию на пять типов проблем поведения:
- Киберсексуальная – выражается непреодолимым желанием посещать порносайты и заниматься киберсексом.
- Непреодолимое желание виртуальных знакомств – огромное количество знакомых и друзей в интернет-сети.
- Необходимость присутствия в интернете для покупки в интернет-магазинах, участия в акционах, азартной игры онлайн (сетеголизм).
- Web-серфинг — бесконечные блуждания по Сети, постоянные переходы по базам данных и поисковым сайтам.
- Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) – страстное желание играть в компьютерные игры (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты).
Если Вы заметили какой то из типов пристрастия у себя или у кого то из своих близких, то велика вероятность того, что это свидетельство интернет зависимости.
Тест
Существует множество способов определения пристрастия к интернету. Наиболее известным является тест на интернет зависимость, составленный профессором психологии Кимберли Янг. Первоначальная версия теста, составленная еще в 1994 году, рассчитана на самодиагностику этого патологического пристрастия. Тест выглядит так:
- Ощущаете ли Вы себя зависимым от Интернета (вспоминаете о предыдущих посещениях сети и ожидаете с нетерпением последующих)?
- Испытываете ли Вы потребность увеличить время пребывания в Сети?
- Имели ли место у Вас безуспешные попытки контроля, ограничения или отказа от пользования интернетом?
- Испытываете ли Вы эмоциональный дискомфорт при отказе или ограничении пользования Интернетом?
- Пребываете ли Вы в Сети дольше, чем предполагали?
- Возникали ли с Вами случаи, когда существовал риск возникновения проблем в учебе, семье, личной жизни, на работе из-за Интернета?
- Приходилось ли Вам говорить неправду близким, членам семьи, друзьям или врачам, чтобы скрыть время, проведенное Вами в Сети?
- Используется ли Вами Интернет, как средство ухода от проблем, депрессии, плохого настроения, беспомощности, раздраженности, чувства вины?
Если на 5 и более вопросов теста вы ответили «да», то Вы страдаете зависимостью от интернета.
Также существует перечень вопросов, которые определяют человека с интернет-аддикцией.
- Возникает ли у Вас нежелание отвлекаться от игры или работы с компьютером?
- Возникает ли у Вас раздражение, когда Вас вынужденно отвлекают?
- Замечаете ли Вы свою неспособность спланировать время пребывания за компьютером?
- Расходуете ли большие деньги на постоянное обновление про¬граммного обеспечения и приобретение новых компьютерных игр?
- Забываете ли Вы о домашних и служебных обязанностях, учебе, встречах с друзьями во время работы или игры на компьютере?
- Пренебрегаете ли Вы собственным здоровьем, внешним видом, сном, чтобы увеличить время пребывания за компьютером?
- Злоупотребляете ли Вы кофе и другими энергетиками?
- Готовы ли Вы питаться нерегулярно и однообразно, лишь бы не отрываться от компьютера?
- Ощущаете ли Вы эмоциональный подъем во время работы за компьютером?
- Обсуждаете ли Вы компьютерные темы со всеми, кому знакома эта область знаний?
Эти критерии являются основными определяющими Интернет зависимости и зависимости от компьютера.
Главные симптомы зависимости
Любая зависимость имеет сходные симптомы протекания. И интернет зависимость (интернет-аддикция) тоже попадает под эту симптоматику. Существует три главных таких симптома:
- Наращивание дозы (увеличение времени, проведенного в интернете)
- Поведенческие изменения (жизнь в интернете начинает заменять собой реальную жизнь)
- Синдром отмены (ощущение дискомфорта вне интернета)
Наличие таких симптомов уже должно заставить задуматься о возможной проблеме.
Если Вы наблюдаете такие изменения в отношениях с интернетом, то это повод «бить тревогу».
Социальные признаки интернет зависимости
Интернет является огромным информационным полем,. Ученики школ и студенты в поисках информации параллельно начинают заходить в чаты и на форумы, которые к учебе не относятся, начинают общаться в чатах, играть в онлайн- игры, и тем самым отвлекаются. У них не хватает времени на подготовку к учебе, возникают проблемы с контролем времени, проведенного в интернете, они не высыпаются по ночам.
Отношения в семье, между супругами, родителями и детьми также попадают под удар зависимости от сети. Живое общение все чаще заменяется виртуальным, не хватает времени на домашние дела, на внимание к детям и близким. Причем это может касаться людей разного возраста.
Близкие и домашние первыми замечают и осознают возникшую проблему. Надежда на то, что пристрастие пройдет само, не оправдывается. Попытки образумить или ограничить доступ к компьютеру, как правило, вызывают у зависимого только злость и раздражение. Чаще жесткие меры вызывают противоположный эффект: зависимый сначала пытается защититься от ограничения пользования интернетом, а потом, подобно алкозависимому, пытается скрывать свое пристрастие и время, проведенное во всемирной сети.
Все это еще больше портит отношение с родными, близкими и даже с работодателями.
Интернет-зависимый человек, как правило, просыпается позже всех., так как до двух-трех часов ночи он «бродит» по сети, а потом до утра делает необходимую работу. Для этого, чтоб не заснуть, в ход идет употребление кофе или других энерготоников.
У интернет-зависимого часто наблюдаются следующие проблемы со здоровьем:
- Ухудшение зрения
- Усталость и раздражительность
- Проблемы с позвоночником (остеохондроз, сколиоз)
- Снижение иммунитета
- Боли в запястье
- Головные боли
Установлено, что у людей, страдающих зависимостью от интернета, выходит более 9 часов в неделю праздного времяпрепровождения за компьютером. Поэтому, если Ваш близкий бесцельно проводит в Интернете более 2 часов в день, если его раздражает отсутствие возможности сесть за компьютер, если изменился его стиль поведения и привычки, значит компьютерная зависимость уже зародилась в нем, и с течением времени бороться с ней будет все труднее. Поэтому если вовремя не принять меры, то она полностью поглотит его и уничтожит его личность.