Речевые расстройства – это дефекты произношения, которые возникают из-за органических или функциональных нарушений со стороны головного мозга, речевого аппарата, органов слуха и вследствие других факторов. О речевых расстройствах говорят, когда их произношение содержит ошибки или развито хуже, чем у сверстников. Сюда не относятся дефекты, которые проявляются во время формирования речи и исчезают по мере развития ребенка.

Эпидемиология

Наиболее часто наблюдаемая группа речевых расстройств – это небольшие задержки и проблемы с артикуляцией. Такие формы отмечаются у 15–25% малышей, они не приводят к социальным нарушениям и хорошо поддаются коррекции.

Значительные проблемы с речью встречаются у 1–5% детей школьного возраста. У мальчиков – в 2–3 раза чаще, чем у девочек.

Тяжелые и устойчивые расстройства речи, которые приводят к существенным социальным нарушениям, встречаются в 0,1% случаев.

Симптомы

Речевые нарушения могут затрагивать звуковую, фонематическую, лексическую, грамматическую стороны речи. Они не проходят без специальной коррекционной работы. К ним относятся:

  • нарушения образования звуков (артикуляция);
  • нарушения в выражении и понимании тона голоса, интонации собеседника (просодия);
  • нарушения в понимании грамматически правильных предложений (синтаксис);
  • нарушения способности кодировать значение словами и декодировать значения из слов (семантика);
  • нарушения способности понимать контекст, улавливать скрытые посылы, не выраженные явно (прагматика).

Родителям стоит обратиться к специалисту, если ребенок употребляет перед словами лишние звуки, повторят первые слоги или слова в начале фразы, делает вынужденные остановки в середине слова или фразы либо просто заминается перед началом речи.

Классификация

Для дифференцирования речевых расстройств применяются две классификации: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Но поскольку они скорее дополняют друг друга, нежели противоречат, мы рассмотрим наиболее распространенные формы, представленные в каждой из них.

Дислалия – нарушение в произношении звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок не может произнести звук и просто пропускает, искажает его или заменяет другим. Впоследствии это отражается и на письме. Дислалия бывает простой (нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящие) и сложной (искажается произношение разных групп звуков, например, шипящие и свистящие).

Дизартрия – затрудненное произношение звуков вследствие ограничения подвижности органов артикуляции. Это связано с нарушениями со стороны центральной нервной системы.

Ринолалия – изменение тембра голоса в сторону носового произношения. Ринолалия бывает открытой, когда струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот, и закрытой, когда проход воздуха в нос закрыт. Открытая наблюдается при «волчьей пасти», травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. Закрытая образуется вследствие аденоидов, полипов в носу, искривлений носового хода.

Алалия – полное или частичное недоразвитие речи у детей 3–5 лет при сохранном интеллекте, хорошем слухе. Причина расстройства – недоразвитие или поражение речевых областей левого полушария головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение произношения слов родного языка по причине дефектов восприятия и воспроизведения звуков. При этом один звук может заменять целую группу, например «ть» вместо «с», «ч» и «ш»: «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка». Другое проявление расстройства – замена сложных звуков простыми, например «л» вместо «р» – «лыба», «ф» вместо «ш» – «фуба». Третье проявление – смешение звуков, правильное употребление их в одних словах и искажение в других. Так, ребенок может нормально произносить звуки «р», «л» и «с» по отдельности, но в речи их заменяет: «старял стлагает дошку» вместо «столяр строгает доску».

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: и звуковых, и смысловых. Такие дети начинают позже говорить, первые слова появляются в 3–4 и даже к 5 годам, речь, как правило, аграмматична, фонетически не оформлена, ребенок понимает обращенные к нему слова, но свои мысли не озвучивает. Наконец, речь детей с такими нарушениями обычно малопонятна, но интеллект и слух развиты нормально.

Заикание – нарушение ритма, темпа, плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата. Ребенок повторяет отдельные звуки или слоги, делает вынужденные остановки в речи. Это наблюдается в период интенсивного развития речи – от 2 до 5 лет. В начальной стадии дефект легко поддается коррекции, но со временем усиливается и влечет за собой изменения в психике.

Сопутствующие проблемы

Расстройства речи у детей требуют своевременной коррекции. При тяжелых и устойчивых нарушениях ребенок испытывает трудности в общении, учебе, чтении и правописании, возможны проблемы с математическими науками. Но если нарушения наблюдаются только на уровне артикуляции, то трудности в учебе могут и не возникнуть.

Большинство рисков связаны с психиатрической сферой. Причем проблемы могут появиться по причине самих расстройств или вследствие действия факторов, которые они вызвали.

У детей с речевыми нарушениями в будущем велик риск тревожности, дефицита внимания, сложностей в установлении социальных контактов. При низком IQ в будущем возможны психопатологии. При расстройстве рецептивной, экспрессивной и артикуляционной речи допустимы эмоциональные проблемы. Все это требует своевременной коррекции.

Диагностика

Часто расстройства речи возникают вследствие нарушений слуха, поэтому первое, что требуется сделать, – это оценить работу слухового аппарата. Затем проводится тест общей умственной способности, чтобы дифференцировать расстройство речи и генерализованную недостаточность обучаемости. Поскольку отклонения речи часто сопутствуют расстройствам аутического спектра, то необходима и психиатрическая оценка.4.38

4.38 из 5 (8 Голосов)

Записаться на прием к врачу

Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, голосовые связки, головной мозг. Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры. Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.

Как проходит нормальное речевое развитие ребенка

Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:

  • 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
  • 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
  • 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову - «му-му».
  • 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно - это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
  • 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».

Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.

Причины развития речевых расстройств у детей

Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:

  • Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
  • Травмы во время родов.
  • Отягощенная наследственность - родственники страдали речевыми нарушениями.
  • Вредные привычки матери в период беременности.
  • Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
  • Асфиксия новорожденного - кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
  • Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
  • Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
  • Инфекции нервной системы - менингит, энцефалит.
  • Ушибы головного мозга вследствие травм.

Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.

Виды нарушений речи у детей и их проявления

Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:

  • Дисфония - проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
  • Брадилалия - замедленное воспроизведение звуков и слов.
  • Тахилалия - ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
  • Заикание - связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
  • Дислалия - нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
  • Ринолалия (гнусавость) - ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
  • Дизартрия - связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, голосовых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.

Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.

Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат

Тяжелые расстройства речи у детей

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение. Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР). Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:

  • Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
  • Афазия Брока - расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
  • Афазия Вернике - в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
  • Алалия - полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
  • Дизартрия - нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.

При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами. Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми. Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.

Особенности детей с расстройствами речи

Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:

  • Плохая память.
  • Забывчивость.
  • Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
  • Невнимательность.
  • Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
  • Частые головные боли.
  • Головокружения на уроках.
  • Нередко встречается резкая смена настроения.
  • Вспыльчивость.
  • Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
  • Высокая двигательная активность.
  • Неусидчивость на уроках.
  • Игнорирование замечаний учителя.

Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях - на приемах у логопеда.

Когда нужно обращаться к специалисту

Главное правило, которое обязаны помнить родители - постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:

  • Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
  • Вовсе не издает звуков.
  • В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
  • Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
  • Не произносит легких предложений после 2-х лет.
  • Заикается.
  • Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
  • Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
  • Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
  • Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.

Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии

Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.

Методы коррекции речевых расстройств у детей

Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:

  • Артикуляционные занятия - деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
  • Тренировка мышечного аппарата - воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
  • Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
  • Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.

Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.

Профилактика речевых расстройств в детском возрасте

Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте. Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки. Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:

  • Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
  • Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
  • Не прерывать малыша, когда он говорит.
  • Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
  • Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
  • Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
  • Не говорить нецензурных слов.
  • Играть в развивающие игры.
  • Учить ребенка буквам с года или ранее.

Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком - самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др.

Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.

Родителям необходимо обращать внимание на развитие у малыша потребности говорить. Часто при общении с маленьким ребёнком взрослые стараются понять и выполнить его просьбы, не дожидаясь, пока тот попытается их высказать.

В зависимости от продолжительности воздействия неблагоприятных факторов и от того, какой участок мозга повреждён, возникают речевые дефекты различного типа. Проблемы с речью могут быть лишь одним из проявлений общего нарушения деятельности нервной системы и сопровождаться интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьёзных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т. д.).

Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время.

Основные виды речевых нарушений

Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:

Нарушение звукопроизношения;

Нарушение ритма и темпа речи;

Расстройства речи, связанные с нарушением слуха;

Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

Нарушение звукопроизношения

Наиболее распространённым нарушением звукопроизношения является дислалия, при которой наблюдается либо отсутствие некоторых звуков (ребёнок пропускает их в словах), либо их искажение (малыш неправильно их произносит), либо замена одного звука другим.

Дислалия бывает функциональной и механической.

При функциональной дислалии не отмечается нарушений строения речевого аппарата (челюстей, зубов, нёба, языка). Она наблюдается в период, когда происходит процесс усвоения звуков. Функциональная дислалия может возникнуть из-за общей физической ослабленности ребёнка вследствие различных соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи), задержки психического развития (минимальные мозговые дисфункции), задержки развития речи, нарушения фонематического восприятия, ограничения общения, подражания неправильной речи. В этом случае необходимо развивать умение слушать звуки, активно общаться с ребёнком. Эффективной может быть гимнастика для укрепления мышц языка.

При механической дислалии нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, такими как неправильное строение зубов, отсутствие резцов или их аномалии, дефекты прикуса, патологические изменения языка (слишком большой или слишком маленький язык), укороченная уздечка.

Реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врождённые дефекты (деформации) исправляются хирургическим путём в раннем возрасте. Если есть анатомические дефекты, необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

Дислалия может развиться и при общении с детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Оказывает влияние пребывание в двуязычном окружении, а также отношение взрослых к неверному произношению (многие из них не корректируют речь ребёнка, считая, что через какое-то время он сам научится говорить правильно).

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха (ребёнку трудно различать звуки, близкие по акустическим признакам: ш—ж, с—з и т. д.), снижением физического слуха, недостаточным умственным развитием.

Но необходимо отличать сложные дислалии от других похожих нарушений, при которых может наблюдаться боковое произношение многих фонем, отмечается появление излишней слюны в момент речи, ребёнку трудно удерживать язык в нужной позиции продолжительное время, изменена подвижность языка, сила и точность движений.

Более серьёзным нарушением звукопроизношения, возникающим вследствие органического поражения центральной нервной системы, является дизартрия. При дизартрии страдает не только произношение отдельных звуков. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи прослеживается нечёткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Это нарушение может наблюдаться в тяжёлой форме (в рамках детского церебрального паралича), либо в лёгкой, так называемой стёртой форме дизартрии (дизартрический компонент). Дети с таким диагнозом получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях. В более лёгкой форме прослеживаются нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также звукопроизношения — речь понятна для окружающих, но нечёткая.

Дети со стёртыми формами дизартрии не всегда сразу обращают на себя внимание, но их можно отличить по некоторым особенностям. Они неразборчиво произносят слова, плохо едят, отказываются жевать твёрдую пищу, так как им трудно это делать (таких детей необходимо постепенно приучать пережёвывать твёрдую пищу, — это будет способствовать развитию мышц языка и щёк). Многие навыки, требующие точных движений различных групп мышц, затруднены, поэтому необходимо их развивать. Обучение ребёнка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

Малышу надо освоить полоскание рта. Для этого необходимо сначала научиться надувать щёки и удерживать воздух, а потом перемещать его из одной щеки в другую; втягивать щёки, при этом рот открыт и губы сомкнуты.

Необходимо развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Надо учить ребёнка застёгивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различные пособия- шнуровки.

Дети с данным нарушением испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Поэтому необходимо научить их правильно держать карандаш, регулировать силу нажима при рисовании, пользоваться ножницами.

Также отмечаются трудности при выполнении физических упражнений, танцах. Детей учат удерживать равновесие, стоять и прыгать на одной ноге, соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Родителям необходимо знать, что если не начать коррекционную работу вовремя, в дальнейшем это может привести к нарушениям чтения (дислексии) и письма (дисграфии). Для скорейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Хотелось бы остановиться ещё на одном нарушении звукопроизношения речи — ринолалии, главным отличием которого является присутствие назального оттенка голоса. Носовой оттенок речи (гнусавость) возникает, когда струя выдыхаемого воздуха почти полностью проходит через нос. При этом нарушается звукообразование, которое зависит как от деятельности мышц мягкого нёба, глотки и языка, так и от деформации твёрдого нёба (расщелины), альвеолярного отростка, неправильного расположения зубов (при наличии расщелины губы), от нарушения формы крыла носа (ноздрей).

На возникновение расщелин влияют генетические факторы — неблагоприятная наследственность (наличие расщелин у прямых или косвенных родственников); биологические — заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз); химические — контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный приём лекарственных препаратов, в частности перенасыщение организма плода витамином А и препаратами группы кортизонов.

Обычно уже в раннем возрасте проводят коррекцию этого нарушения с помощью хирургического вмешательства. В основном логопедические занятия начинают сразу после пластической операции нёба.

Нарушение ритма и темпа речи

Остановимся на одном из наиболее часто встречающихся видов нарушения ритма и темпа речи — заикании. Это расстройство характеризуется судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах — так называемое заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития обычно отмечается в раннем детстве, когда ребёнок ещё недостаточно хорошо говорит, у него плохо сформирована артикуляция языка, губ и щёк. И если малыша в этот период учат произносить трудные слова (сковорода, снеговик, милиционер и т. д.), он может начать заикаться.

В основе возникновения такого заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Поэтому первой мерой, направленной на восстановление нормальной речи, должен стать «режим молчания» в течение 7—10 дней. Надо постараться исключить все виды эмоционального воздействия, полностью ограничить речь ребёнка, общаться шёпотом и до минимума сократить разговоры с малышом. Иногда это помогает, но в некоторых случаях расстройство оказывается довольно стойким.

Как только у ребёнка возникло заикание или что-то похожее на него (малышу трудно начать говорить, он затрудняется произносить сложные слова, повторяет один и тот же слог и т. д.), надо обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Реактивное заикание (развивается как реакция на какое-то сильное воздействие) чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжёлые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.

Заикаться начинают дети с ослабленной нервной системой, у которых есть предрасположенность к данному нарушению речи (заикание у близких родственников). У таких детей часто отмечаются признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и т. д.

Заикающийся ребёнок обязательно должен находиться под наблюдением невропатолога. Ему необходима как медицинская, так и логопедическая помощь. Главное — не фиксировать внимание малыша на данном дефекте, не передразнивать его и не повторять за ним неправильно произнесённые слова. Ваша задача — научить его говорить медленнее. Скорее всего, ребёнок торопится не только говорить, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим малыша, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.

Родителям надо помнить, что если ребёнок легко возбудим, плаксив, беспокойно спит и тому подобное, не следует слишком много читать ему, рассказывать длинные сказки, торопиться учить трудным словам и сложным фразам. Особенно это относится к детям, которые имеют речевые нарушения, допустимые для данного возраста. На фоне неотработанной артикуляции обилие новых слов легко приведёт к «срыву» нервной деятельности. Иными словами, уровень развития речи должен соответствовать уровню развития малыша в целом. Когда этого не происходит, появляется риск возникновения заикания.

Следует иметь в виду, что заикание после лечения может возобновиться. Существуют возрастные периоды, в которые начало заболевания или его возобновление наиболее вероятны (от 2 до 6 лет). Причины рецидива те же, что и причины, первоначально вызвавшие заикание: конфликты в семье, переутомление, ослабляющие организм инфекции. Следовательно, возобновление заикания может быть предупреждено, если окружающие люди постараются создать для ребёнка спокойную обстановку.

Расстройства речи, связанные с нарушением слуха

Уже на первом году жизни можно самим сделать выводы об уровне речевого развития ребёнка. Следует обратить внимание на гуление". если в 3—4 месяца оно не усложняется и не переходит в лепет, а постепенно угасает, — это может свидетельствовать о серьёзных нарушениях слуха. Как можно скорее надо обследовать слух ребёнка, обратиться к отоларингологу, сделать аудиограмму.

Как проверить слух ребёнка в домашних условиях?

Наиболее простым методом проверки слуха является исследование его с помощью шёпотной и обычной разговорной речи. Находясь на расстоянии 5—6 метров от малыша (он к вам спиной), произнесите шёпотом хорошо знакомые ему слова. Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают шёпот. Если ребёнок не слышит на таком расстоянии, надо постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он не сможет повторить все сказанные вами слова.

В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние малыша: утомляемость, внимание, готовность к выполнению задания. Уставший ребёнок легко отвлекается, не воспринимает смысла поставленной перед ним задачи и может дать неточные ответы. В случае, когда кроха ещё не владеет устной речью и не понимает словесных указаний, можно использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные (птичка, лающая собачка и др.) игрушки.

Если ребёнок не слышит шёпота, отойдите от него на прежнее расстояние и произнесите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удаётся установить, на каком расстоянии малыш слышит нормальную речь. Заподозрив, что он плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу. Если ребёнок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости на расстоянии 3—4 метров (то есть физический слух в норме), можно помочь развитию его речи в домашних условиях (19).

При нарушении слуха наибольший положительный эффект даёт ранняя коррекционная работа. Если малышу показан слуховой аппарат, его необходимо использовать — с помощью аппарата речь сможет развиваться достаточно успешно. Разговаривать с малышом надо неторопливо, так, чтобы у него была возможность видеть ваше лицо, мимику, артикуляцию во время произнесения вами слов — это будет развивать умение читать по губам.

Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи

Существует нарушение речевой деятельности — алалия, которое может возникнуть вследствие позднего созревания нервных клеток речевой зоны левого полушария или в результате раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах, вскоре после рождения. Существует моторная алалия, когда плохо развита речь ребёнка, и сенсорная, когда нарушается понимание речи других людей. Чаще всего встречается смешанная форма алалии с преобладанием моторных или сенсорных нарушений. Речь детей, страдающих алалией, развивается поздно, запас слов пополняется медленно, они не изменяют слова по числам, падежам, отсутствуют связки слов в предложении, поэтому в 7—8 лет ребёнок говорит как 2—3-летний малыш («Катя гуляет садик»). Им трудно даётся последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают и плохо понимают прочитанное. У таких детей недостаточно развита как общая моторика (они малоподвижны, неловки, медлительны), так и движения пальцев рук.

При данном диагнозе очень эффективны занятия по логоритмике, упражнения на развитие тонко координированных движений рук (примеры таких заданий мы приводим далее). В работе с такими детьми должны принимать участие не только логопед, но и психолог, дефектолог, психоневролог и другие специалисты (ЛФК, массаж).

Если же речь уже была сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон головного мозга, то можно говорить ещё об одном речевом нарушении — афазии. Даже очень тяжёлая форма этого нарушения проходит у детей сравнительно быстро, если устранена основная причина расстройства речи — удалена опухоль мозга, рассосалось кровоизлияние после травмы и т. д.

Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие их мышечной напряжённости, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.

По отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), которые осваивают речевые навыки в более поздние сроки, специалисты часто используют диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз может ставиться как самостоятельный, так и быть признаком какого-то серьёзного нарушения. Чтобы понять это, необходимо иметь представление о возрастных особенностях развития речи, которые будут рассмотрены далее.

Когда необходимо обратиться за помощью к специалистам

К концу первого года жизни при сохранном слухе у ребёнка начинает развиваться понимание речи. Если этого не происходит, то есть малыш не включается в работу по подражанию действиям и речи взрослых, не активен в занятиях с игрушками, то можно заподозрить недоразвитие интеллекта.

В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.

Если у ребёнка в 2 года нормальный слух, а речь не развита, ему необходимо активное общение со взрослыми посредством жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем у малыша должны будут появиться слова.

Ребёнку 2 года 7 месяцев, а он ещё не говорит? Надо начинать специальные занятия, чтобы сформировать потребность в разговоре. В этом возрасте, если у малыша есть проблемы с речью, его необходимо показать специалистам и обследовать.

Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за то, что он испытывает те или иные затруднения в процессе речевого общения, так как это может вызвать страх перед необходимостью говорить, боязнь допустить ошибку. Малыша надо поощрять и поддерживать малейшие попытки пользоваться словами. Следует специально создавать такие ситуации, при которых кроха вынужден будет что-либо говорить.

Если при сохранном слухе и нормальном интеллекте к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании значения слов, их изменении, применении).

Речь таких детей лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребёнок. При общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова для повторения должны употребляться в разных падежных формах.

Если у четырёхлетнего малыша звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, то есть в речи присутствуют многочисленные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш—с, ж—з, щ—с), звук р заменяется на л, ль или й, замены твёрдых согласных соответствующими мягкими, — это свидетельствует о нарушении фонематического слуха и, соответственно, о необходимости проводить занятия с целью его развития.

Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков: р горловое; р одноударное (то есть произносимое без вибрации кончика языка); л двугубное, похожее на английское w; свистящие звуки с, з, ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами.

Эти дефекты речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а помочь ребёнку выработать умение употреблять поставленный звук могут и сами родители. Первое время малыш в одних словах может произносить звук так, как надо, а в других — по-прежнему заменять его. Роль взрослых — поправлять малыша и просить повторить слово верно. При закреплении звука используются те слова, которые ребёнок произносит правильно.

К пятилетнему возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас могут говорить о задержке психического развития (ЗПР).

Ребёнок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему надо больше читать книг о природе, о животных, побуждать его к пересказу текстов.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что необходимо обращать внимание на проблемы, которые могут появляться уже на ранних этапах развития ребёнка. Если вашему малышу второй год, а он не лепечет, малоактивен, плохо идёт на контакт, мало эмоционален, — всё это должно насторожить родителей. Такого ребёнка надо показать неврологу, отоларингологу, логопеду, сделать ЭЭГ — электроэнцефалографию головного мозга, если необходимо — аудиограмму для проверки слуха. Лучше предупредить те проблемы, которые могут возникнуть впоследствии, чем с ними столкнуться.

Ребенок не говорит, хотя по возрасту уже пора. Ждать или беспокоиться? Как определить причину задержки речевого развития?

Если малыш в 1 год не говорит слов или к 2 годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.

Безусловно, у ряда детей лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако в некоторых случаях ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

В зависимости от уровня поражения существуют различные варианты речевых нарушений .

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков, называется дислалией . При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия . Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания — ДЦП, органическое поражение мозга. Однако часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае намного труднее, и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия . Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия . Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы .
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться неправильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией . У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  • В детском возрасте также встречается реактивный мутизм . Это немота, возникшая у ребенка, владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения мы расскажем в отдельной статье.
  • Отставание в речевом развитии может быть следствием , или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
  • Нельзя забывать, что речь формируется как . Очень часто родители не догадываются, что у ребенка .

Нельзя недооценивать влияния речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Что необходимо в первую очередь , если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.

В Центре нейротерапии Института мозга человека Российской академии наук (Санкт-Петербург) разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации . В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая — в 10 раз меньше, чем при электрофорезе. Данный метод позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать функциональные резервы и не имеет осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые зоны мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память.

Чутко Леонид Семенович заведующий Центром нейротерапии Института мозга человека РАН,
д.м.н., врач-невролог высшей категории Ливинская Анна Михайловна врач-невролог Центра нейротерапии Института мозга человека РАН

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png